Методическая разработка урока химии "Семейный портрет серы" (9-й класс)

Разделы: Химия

Класс: 9


Тип урока: повторительно-обобщающий

Цель урока: формирование мышления учащихся через активизацию представлений о взаимосвязи строения веществ с их свойствами; обобщение и систематизация знаний по теме "Соединения серы"

Образовательные задачи: повторить строение атома серы, строение молекул, особенности физических и химических свойств важнейших соединений серы; показать учащимся генетическую связь между соединениями серы; рассмотреть экологические проблемы, связанные с переработкой соединений серы.

Воспитательные задачи: продолжить формирование научного мировоззрения учащихся, а также мировоззренческих идей о материальности мира, причинно-следственных связей явлений; воспитание культуры общения.

Развивающие задачи: развитие познавательного интереса школьников, совершенствование умений анализировать и сравнивать, участвовать в проблемном диалоге.

Методы и методические приемы: фронтальный опрос, беседа, дидактические игры, самостоятельная работа учащихся со схемами-конспектами, демонстрация средств наглядности, лабораторный эксперимент.

Оборудование: подготовленная схема "Генетическая связь соединений серы" (семейный портрет), заготовки для дидактических игр "Волшебный цветок" и "Химический поезд", сульфурики (дополнительный балл за правильный ответ - символ химического знака "S"), раздаточный материал для учащихся (схема - конспект), электронная презентация урока; шаростержневые модели молекул серы разных аллотропных модификаций.

Реактивы: на демонстрационном столе - образцы серы, штатив с пробирками, растворы разбавленной серной кислоты, хлорида бария, сульфата натрия; на столах учащихся - штатив с пробирками, растворы разбавленной серной кислоты, хлорида бария, сульфата натрия.

Ход урока

I. Организационный момент.

II. Вступительное слово учителя, в котором сообщается цель и план урока, подчеркивается значение материала изученной темы.

III. Проведение урока.

1. Рефлексия учащихся на начальном этапе урока

Прошу вас, уважаемые ребята, в схемах-конспектах отметить свое настроение на данном этапе урока.

2. Объяснение условия получения сульфурика и правила пользования им (сульфурик дает право на дополнительный балл при дальнейшем изучении предмета) (слайд №1)

3. Знакомство с семейным портретом серы (все формулы на портрете закрыты, портрет см. рисунок)

Сегодня на уроке мы должны назвать ближайших родственников серы. Вспомнить, каковы их имена (т.е. названия веществ), каковы особенности их характера, чем они полезны и где могут быть использованы. Перед вами "Семейный портрет серы". По ходу урока мы будем вспоминать соединения серы, я в течение урока открою все имена персонажей фотографии.

4. Сера.

Презентация.

Итак, глава семейства - королева сера. (слайд №2). Сера - это одно из первых веществ, о которых знало человечество; "начало начал" древнейших философов и алхимиков; элемент, окутанный мистикой и тайнами: В древности люди наделяли серу таинственными сверхъестественными свойствами. Встречаясь в виде серных жил в кратерах вулканов, сера издавна считалась продуктом деятельности подземного бога Вулкана.

Сегодня человек достаточно хорошо изучил свойства серы. Давайте же вспомним, каково строение атома серы?

На доске и в планах-конспектах урока необходимо внести данные по составу атома серы: заряд ядра; число протонов, электронов, нейтронов; распределение электронов по уровням и подуровням.

(работа учащихся у доски и на местах в схемах-конспектах )

- Назовите значение минимальной степени окисления серы? Какие свойства с точки зрения окислительно-восстановительных процессов будут проявлять соединения с таким значением степени окисления серы? Почему?

- Назовите значение максимальной степени окисления серы? Приведите формулы соединений с максимальным значением степени окисления серы. Какие свойства характерны для них?

Вы знаете, что одна из причин многообразия химических веществ - это явление аллотропии.

- Что называется аллотропией?

- Какие аллотропные модификации серы вам известны? (слайд №3)

5. Сероводород, сероводородная кислота и ее соли.

В одном из стихотворений А.С. Пушкина есть такие строки:

": Тогда услышал я (о, диво) запах скверный,

Как будто тухлое разбилося яйцо"

- О каком веществе идет речь? (слайд №4)

(открыть на фото формулу сероводорода)

Сероводород не только скверно пахнет, он еще и ядовит. Но если сероводород использовать разумно, то можно от него получить пользу.

- Каково положительное значение сероводорода?

- Знаете ли вы, что сероводород является реактивом на ионы серебра?

- Почему ювелирные изделия из серебра слегка чернеют на воздухе?

Подтвердите свой ответ уравнением реакции.

(работа учащихся у доски и на местах в схемах-конспектах)

- Как называется водный раствор сероводорода?

- Какова основность сероводородной кислоты?

- Какие два ряда солей образует сероводородная кислота? (слайд №5). Назовите формулу гидросульфида калия; сульфида алюминия.

(открыть на фото формулы НS - и S 2-)

В молекуле сероводорода сера находится в минимальной степени окисления. Приведите примеры реакций, доказывающих восстановительные свойства сероводорода.

Составьте уравнение реакции взаимодействия сероводорода с избытком кислорода. Расставьте коэффициенты методом электронного баланса.

(работа учащихся у доски и на местах в схемах-конспектах)

6. Оксид серы (IV).

При горении сероводорода в избытке кислорода образуется оксид серы (IV) - еще один родственник серы (открыть на фото SO2)

- Перечислите области применения этого вещества. (слайд №6)

- Каков характер этого оксида?

- Назовите классы соединений, с которыми взаимодействует сернистый газ.

Известно, вода есть в воздухе всегда
И, к сожаленью, дальше что бывает?
С оксидом реагирует вода
На землю дождь кислотный выпадает.

Составьте уравнение реакции взаимодействия оксида серы (IV) с водой.

(работа учащихся у доски и на местах в схемах-конспектах)

- Расскажите, в чем проявляется отрицательное действие кислотных дождей?

7. Сернистая кислота и ее соли.

- Какое вещество образуется в результате процесса взаимодействия сернистого газа с водой? (слайд №7)

Итак, открываем формулу очередного члена семьи серы (открыть на фото H2SO3)

Для сернистой кислоты также характерны два ряда солей. Назовите их и запишите названия (слайд №8)

(открыть на фото HSO3- и SO32-)

8. Оксид серы (VI).

Сера образует несколько оксидов. Сернистый газ мы вспомнили. Какой еще оксид серы вам известен? (открыть на фото SO3)

- Каков характер этого оксида?

- Опишите физические свойства оксида серы (VI).

- С какими классами веществ вступает в реакцию оксид серы (VI)?

9. Серная кислота и ее соли.

Назовите кислоту, соответствующую оксиду серы (VI) (открыть на фото H2SO4)

- Перечислите физические свойства серной кислоты (слайд №9)

Хочу вам напомнить, что
Если в кислоту попадает вода,
То может случиться большая беда,
Вы не должны забывать,
Что кислоту надо в воду вливать.
Пострадает тот, кто сделает наоборот.

- Объясните, почему кислоту льют в воду, а не наоборот?

Серная кислота является многотоннажным продуктом. Области ее применения очень широки. Перечислите их (слайд №10)

Серную кислоту можно получать различными способами. В промышленности широко используется контактный способ производства серной кислоты.

Игра "Химический поезд": перед вами вагонное депо. Вагоны здесь необычные. Вместо номеров они обозначены формулами веществ. Прошу вас прицепить вагоны к паровозу таким образом, чтобы последовательность формул на вагонах соответствовала стадиям производства серной кислоты контактным способом.

- Каковы экологические проблемы, связанные с производством и применением серной кислоты?

- Как вы считаете, справедливы ли эти строки, которые серная кислота заявляет о себе:

Я растворю любой металл,
Меня алхимик получал
В реторте глиняной, простой
Слыву я главной кислотой.

Обсуждение особенностей свойств концентрированной серной кислоты по отношению к металлам. Подведение учащихся к выводу о том, что окислительные свойства концентрированной серной кислоты обусловлены атомом серы, находящимся в максимальной степени окисления.

- Составьте уравнение реакции взаимодействия концентрированной серной кислоты с медью. Расставьте коэффициенты методом электронного баланса

(работа учащихся у доски и на местах в схемах-конспектах)

- Какие соли образует серная кислота? (открыть на фото HSO4- и SO42-)

- Пользуясь выданными вам реактивами, экспериментальным путем докажите, что в растворе серной кислоты (1 вариант) и в растворе сульфата натрия (2 вариант) содержатся сульфат ионы. Составьте уравнения реакции в молекулярном, полном и сокращенном ионном виде (работа учащихся у доски и на местах в схемах-конспектах)

- Каковы признаки проведенного процесса?

- Сравните полученные результаты первого и второго вариантов. Есть ли различия? Почему?

10. Вывод.

Имена всех членов семьи серы открыты нами на фотографии. Вы видите, что между отдельными формулами соединений серы проведены стрелки. Что они означают? Учитель подводит учащихся к выводу о генетической взаимосвязи между соединениями серы.

11. Рефлексия учащихся на заключительном этапе урока.

Прошу вас, уважаемые ребята, в раздаточном материале отметить свое настроение на данном этапе урока

IV. Подведение итогов урока.

Приложение ("декорации" к уроку).

Литература, использованная при подготовке урока.

  1. Аликберова Л.Ю. Занимательная химия. М.: Изд-во "АСТ - ПРЕСС", 1999
  2. Таубе П.Р., Рудченко Е.И. От водорода до :? М.: Высшая школа, 1964
  3. Бобров Л. А. и др.. Путешествие в страну элементов. Изд-во "Молодая гвардия", 1963.
  4. Мультимедиа СD-ROM "1С: Образовательная коллекция. Общая и неорганическая химия", МарГТУ, 2003
  5. Мультимедиа СD-ROM "Электронные уроки и тесты. Химия в школе". YDP Interactive Publishing, 2005