Метод проектов в образовательной деятельности при изучении химии

Разделы: Химия


В образовательной области «Естествознание» наиболее доступно и актуально выполнение проектов-исследований. Их реальным результатом могут быть рекомендации по восприятию какого-либо научного факта, явления, совершенствованию каких-либо технологий в быту, повседневной жизни. Основное условие, необходимое для организации проектной деятельности, - наличие у ученика социальной, учебной или лично значимой проблемы, которая требует для своего решения интегрированных знаний, исследовательского поиска. В более широком смысле под проектом понимают обоснованную, спланированную и осознанную деятельность, направленную на формирование у учащихся определенной системы интеллектуальных и практических умений.

В моей практике метод проектов появился пять лет назад. В настоящее время этот метод реализуется в двух направлениях:

  1. учебная деятельность - итоговые работы учащихся в конце учебного года в 8, 9, 10 классах по проблемам учебного материала данного года обучения;
  2. внеурочная деятельность - кружок «Химическая среда», факультативы по решению комплексных задач.

Планирование учебного проекта

Деятельность педагога

I этап – Выдвижение учителем темы проекта (Для этого учитель выбирает учебный раздел, учебную тему, курс в соответствии с программой)

II этап – Подбор состава творческой группы учащихся (Исходя из сложности предстоящей работы)

III этап – Формулирование основополагающего вопроса и проблемных вопросов учебной темы. Учитель формулирует вопрос, на который будут отвечать все исследования данного проекта.

IV этап – Формулирование дидактических целей и методических задач

Деятельность учащихся

V этап – Формулирование проблем и выбор тем индивидуальных исследований учащихся. Ученики самостоятельно формулируют проблемы, темы индивидуальных исследований в рамках заявленного проекта.

VI этап – Выдвижение гипотез решения проблем. Гипотезы возникают как возможные варианты решения проблем, затем в ходе исследований они подвергаются проверке.

VII этап – Определение творческого названия проекта. Творческое название выбирают учащиеся вместе с учителем, исходя из обсуждения тем индивидуальных исследований. На выбор названия влияет не только учебный предмет, но и возраст, характер учащихся.

VIII этап – Определение формы представления результатов. Учащиеся определяют для себя «цепочки» вопросов и ответов, которые надо доказать в исследованиях, и выбирают форму представления результатов: презентация, буклет, веб-сайт, альбом, газета и т.д.

IX этап – Обсуждения плана работы учащихся индивидуально или в группах. Ученики продумывают пути проведения исследований: проведение анкетирования, опытов, сбор статистических данных, образцов, изучение источников информации и т.д.

X этап – Самостоятельная работа групп. (Роль учителя – консультирование, методическая помощь, направление деятельности)

XI этап – Подготовка учащимися отчета о проделанной работе и представление результатов. Форма может быть любая: доклад на 3-4 минуты, раздача изданного информационного бюллетеня, представление веб-сайта с результатами исследований. Роль учителя – помощь консультирование.

XII этап – Защита полученных результатов и выводов. Каждой группе на представление полученных результатов представляется до 4-х минут. Далее – ответы на вопросы присутствующих. Рекомендуется заранее разработать для учащихся оценочные листы на основе критериев оценивания.

XIII этап – Оценивание результатов проекта школьниками и учителем. Рефлексия. Группы оценивают работу каждого участника. Учитель оценивает работу групп в целом. Результативность каждого выступает здесь как фундамент для новых исследований по темам проекта. Приложение 1.

Результатом применения данного метода стало повышение интереса к практической направленности предмета. Большее количество школьников приходят в кружок «Химическая среда» со своими интересными проблемами, старшеклассники на факультативных занятиях легче осваивают такие темы как «Гидролиз солей и взаимодействие продуктов гидролиза», «Электролиз водных растворов сложных веществ», «Окислительно-восстановительные реакции в неорганической и органической химии» и др.

Второе направление проектной деятельности реализуется в рамках работы кружка «Химическая среда». Наиболее успешным проектом стала трёхлетняя деятельность по исследованию местных природных вод. В первый год старшеклассники исследовали воды из разных источников на жесткость, на второй год круг исследований расширился до полного химического состава природных вод. Поскольку состав кружка разновозрастный, проблема исследовалась несколькими поколениями школьников, каждый внес посильный вклад. Приложение 2.

Старшеклассники представили проект «Химический состав природных вод деревни Шолохово и их влияние на здоровье населения» на IX областную конференцию «Шаг в будущее», работа получила специальный диплом «Горводоканала» и была удостоена Гранта губернатора Костромской области II степени. Приложение 3.