Внеклассное мероприятие по физике

Разделы: Физика, Внеклассная работа


Цели:
развивающая: умение видеть мир в многообразии; умение находить решение проблемы,  творчески применять знания в различных областях; знакомство  учащихся  с важнейшими методами применения  физических знаний на практике, повышение информационной культуры, опыта самостоятельной деятельности;
обучающая: умение писать сочинение – рассказ, умение решать качественные задачи по различным разделам физики;
коммуникативная: обучение детей работать во взаимодействии с другими учащимися, родителями, учителями; 
воспитательная: развитие познавательного интереса к русскому языку, литературе, физике и уважения к семейным ценностям.

Вспомогательные задачи:
Интеграция школьных предметов между собой, интеграция их со всеми сторонами жизни дает возможность гармонично развиваться личности, дает ему представление об окружающем мире.

Ход занятия

Здравствуйте!
Рады приветствовать всех присутствующих, особенно родителей, которые пришли, оставив  дела, поддержать своих детей. Уверены, что это поможет победить в сегодняшнем соревновании.
Мы собрались на не совсем обычное мероприятие, которое условно назвали «Физики и лирики».
Что, казалось бы, общего у физики и литературы?
(Ответы команд)
Да, действительно, кто-то из присутствующих, наверняка, считает любимым предметом физику, а кто-то считает таковым литературу. Мы не берёмся разрешить извечный спор, кто важнее, физики или лирики. Пусть каждый сам для себя решает этот вопрос. Мы  же надеемся, что вы хорошо и с пользой проведёте время  на нашем мероприятии.

Разминка  физическая

  • Кто открыл явление инерции?
  •  Из чего состоят молекулы?
  •  Прибор для измерения массы тела
  •  Основная единица измерения  силы
  •  В каком городе жил Архимед?
  •  Состояние вещества, если  молекулы расположены в строгом порядке
  •  Научные предположения  о чем – либо
  •  Основная единица количества теплоты
  •  Плотность чистой воды
  •  Какую физическую величину измеряют мензуркой?
  •  Как называют изменение формы или  размеров тела?
  •  Как называется процесс превращения пара в жидкость?
  •  Основная единица измерения скорости?
  •  Может ли двигаться тело, если на него ничто не действует?
  •  Что  расходуется при совершении работы?
  •  Какую физическую величину  выражают в мм  рт. ст.?
  •  Какой выигрыш в силе дает  подвижный блок?
  •  Основная единица измерения мощности

Разминка литературная

Вам было дано задание прочитать как можно больше  высказываний различных авторов о русском языке  и литературе.  Задание выполнили?
В таком случае вам  будет легко определить авторов  высказываний, которые я назову.

Назовите авторов высказываний о литературе и поэзии:

Не нужно, чтоб всем над рифмами потеть,
А правильно писать потребно всем уметь.   А.П. Сумароков

Не тот поэт, кто рифмы плесть умеет
И, перьями скрыпя, бумаги не жалеет:
Хорошие стихи не так легко писать…     А.С. Пушкин

Стих, как монету, чекань –
Строго, отчётливо, честно,
Правилу следуй упорно:
Чтобы словам было тесно,
Мыслям – просторно.  Н.А. Некрасов

Это – круто налившийся свист,
Это – щёлканье сдавленных льдинок,
Это – ночь, леденящая лист,
Это  - двух соловьёв поединок.   Б.Л. Пастернак

Быть поэтом – это значит то же,
Если правды жизни не нарушить,
Рубцевать себя по нежной коже,
Кровью чувств ласкать чужие души.  С.А. Есенин

Поэзия –
Та же добыча радия.
В грамм добыча,
в год труды.
Изводишь
единого слова ради
Тысячи тонн
словесной руды.   В.В. Маяковский

Наша литература – наша гордость, лучшее, что создано нами как нацией. В ней – вся наша философия, в ней запечатлены великие порывы духа; в этом дивном, сказочно быстро построенном храме по сей день ярко горят умы великой красы и силы, сердца святой чистоты – умы и сердца истинных художников.  А.М. Горький.

Задачи по литературным произведениям

Н.В. Гоголь
«Из закоптевшей трубы  столбом валил  дым и, поднявшись высоко, так, что посмотреть – шапка валилась, рассыпался  горячими  угольями по всей степи…»
? Почему  в безветрие  дым из трубы  поднимается вертикально?
Ответ: так как  теплый воздух легче холодного, то он поднимается вверх и расширяется до тех пор,  пока не охладится. Такой вид теплопередачи называется  конвекцией.

«…  разговорились о том, как нужно  солить яблоки.  Старуха  моя начала было говорить, что нужно наперед хорошенько вымыть яблоки, потом намочить в квасу, а потом уже…»
? На каком явлении основано соление яблок?  Что нужно сделать, чтобы яблоки  просолились быстрее?
Ответ:  Это явление называется диффузией. Ионы натрия и хлора беспорядочно движутся в воде,  сквозь поры проникая  в яблоки. Чем выше температура раствора, тем больше скорость движения ионов  и, следовательно, тем, быстрее  они  попадут  в яблоки.

«Морозило сильнее, чем с утра;  но зато так   было  тихо, что скрип мороза под сапогами слышался за полверсты».
? Почему мы слышим скрип снега по ногами? 
Ответ. Снежинки представляют собой кристаллы, под ногами они ломаются, вследствие  этого появляется звук.

И.С. Тургенев
«Записки охотника»
«Через полчаса явился уездный лекарь, человек небольшого роста, худенький и черноволосый.  Он прописал мне обычное потогонное».
? Для чего необходимо потогонное средство?

Ответ. Пот испаряется  с поверхности кожи, при этом температура тела понижается.

«Однако приезжаю. Домик маленький, соломой крыт» ? Почему вода не протекает сквозь соломенную крышу?

Ответ. Воде легче скатываться по гладким, не смачивающимся водой соломинкам, чем просачиваться сквозь плотно прижатые друг к другу соломинки.

А.С. Пушкин
«Руслан и Людмила»
«Напрасно зеркало рисует
Ее красы, ее наряд:
Потупя неподвижный взгляд,
Она молчит, она тоскует…»

? Как образуется изображение в плоском зеркале? Какими свойствами оно обладает?

Ответ. Изображение в зеркале получается отражением от предмета.
Изображение мнимое, прямое, симметричное, равное по размеру предмету.

В произведениях найти и объяснить физические явления

Мы живем в национальном округе, рядом  с народом  с самобытной культурой.
Назовите писателей и поэтов  народов  ханты и манси.
Задание: прочтите стихотворения Ювана Шесталова.
Какие  выразительные средства использует автор? Какие физические явления можно найти в этих отрывках?

Юван Шесталов    
«Ты  - глаза мои и сердце»
Был я чуть повыше лайки.
Ты, да я, да собачонка.
А снежинки белой стайкой                                                                                                     
На ветвях сидели звонких.                                                                                                      

«Помню слово матери»
И юркая плотвичка
Бежит по струям быстрым,
Бежит она и знает,
Что есть на свете  щука
И от зубастой щуки
Ей надо убегать.

В лесу клювастый дятел
Стучит, как молоточком,
И ловит под корою
Червей, сосущих соки.

«Чай»
Золотой огонь, трещи,
Сердце нам разгорячи!
Мы, белее мерзлой рыбы,
Без тебя пропасть могли бы!

Фразеологизмы

  • Что такое фразеологизмы?
  • Давайте поиграем: за 1 минуту напишите как можно больше фразеологизмов, объясните  их значение и происхождение.
  • Скажите, какую роль играют фразеологизмы в нашей речи.
  • Есть ли  среди названных такие, которые можно было объяснить с физической точки зрения?
  • Ещё одно задание: попробуйте нарисовать в программе Pаint  такой  фразеологизм и защитите свою работу.

«Шерлок Холмс»

У нас  сегодня  необычный гость – Шерлок Холмс. Он  человек многознающий,  наблюдательный. Постарайтесь ответить на его вопросы.

«Не хотите ли чаю?» - однажды предложил мне хозяин дома. «Да,» - ответил я.  «Вот и хорошо, - сказал  хозяин. – Но я люблю горячий чай, потому  кладу в него кусочек сахара  только   перед  тем,  как пить.»  
«Разумнее  это  делать  раньше, сразу,  как  вам  налили его,» - посоветовал я.
Кто прав?
(Ответ.  Если  сахар положить   в горячий чай , то его температура сразу понизится, а чем она  меньше  отличается  от комнатной, тем  медленнее  чай остывает.)

Недавно  я  был в гостях.  Хозяйка  дома  подошла  к двери и впустила кошку.  Посмотрев  на кошку,  я сказал:  «Погода на улице холодная». 
Как  я это  определил?
(Ответ. По шерсти кошки.  При  Холодной погоде  шерсть кошки  становится особенно пушистой, чтобы  в промежутках  между  ворсинками  было  больше воздуха, ведь  он плохой  проводник тепла.)

Обитатели квартиры вели  дружную беседу, но через  некоторое  время   мне пришлось  их прервать: «уважаемая хозяйка,  у вас  на кухне  кипит чайник».  Как я это определил?
(Ответ.  Когда  полный  чайник  кипит, то крышка  стучит, периодически поднимаясь  и давая  выход  образовавшемуся пару.)

Угощая нас блинами, хозяйка сказала: «Блины вкусны горячими, поэтому   я ставлю  тарелку  с блинами на металлический поднос».  «лучше ставить их на деревянную подставку», - посоветовал я.  На чем основан этот  совет?
(Ответ.  Теплопроводность дерева меньше, чем металла, поэтому на деревянной подставке  тарелка остывает медленнее.)

Экспериментатор

На пластиковый  демонстрационный стол  налейте немного воды. 
В кастрюлю положите  снег  и посыпьте поваренной  солью.  Через некоторое время  оторвать  кастрюлю от стола будет  невозможно.
(Ответ. На плавление снега тратиться некоторое количество  теплоты, которое заимствуется от  самой смеси.  Смесь охлаждается, что  вызывает замерзание  воды  под кастрюлей).

Бутылку с водой обернуть  куском марли и поставить  ее на тарелку  с водой так, чтобы  концы  марли  были  в воде.  Почему   в этом случае температура  воды  в бутылке более низкая, чем  температура окружающего воздуха?
(Ответ.  Вода,  испаряясь  с поверхности мокрой марли,  забирает  энергию  у воды в бутылке.)

Домашнее задание

В качестве домашнего задания вы должны были сочинить небольшое эпическое или лирическое произведение, в которое нужно было обязательно включить описание, либо упоминание о каком-либо физическом явлении.

А теперь представьте  рассказы, которые вы написали. Расскажите предварительно о том, какими правилами вы руководствовались при написании своих творческих работ.

Рефлексия

Итак,  мы подошли  к завершению  нашего  мероприятия.
Какие выводы вы для себя сделали?
(Ответы учащихся).

Действительно, мир многообразен, и нельзя его делить на отдельные составные части, белое и черное,  физику и лирику.
Все школьные предметы взаимосвязаны, и по-настоящему образованный  культурный  человек  может быть  одновременно и физиком и лириком.