Основой образовательного процесса в такой школе является здоровье воспитанников, которое рассматривается как цель, содержание и результат образования. Стратегической целью образования является создание школьной среды, способствующей физическому и нравственному оздоровлению детей и подростков, поддержанию уровня имеющегося здоровья, укреплению и формированию здоровья, обеспечивающей профилактику вредных привычек, безопасность жизнедеятельности, формирование навыков здорового образа жизни, воспитанию культуры здоровья, нейтрализующей и снижающей негативное действие внешних и внутренних средовых факторов.
В школе № 404 ВАО г. Москвы основой разработки собственной теоретической модели «Школы здоровья» стала комплексно-целевая программа «Здоровье», определившая стратегию работы школы в решении задачи обеспечения выпускника школы высоким уровнем реального здоровья, вооружив его необходимым багажом знаний, умений, навыков, необходимых для ведения здорового образа жизни и воспитания культуры здоровья.
Главные цели программы:
– организация деятельности школы, направленной на поддержание и улучшение состояния здоровья детей и подростков в условиях мегаполиса,
- активное противодействие факторам, влияющих на серьезное ухудшение здоровья детей и подростков в их школьный период жизни,
- создание наиболее благоприятных условий для формирования у школьников положительного отношения к здоровому образу жизни как к одному из главных путей достижения успеха в жизни.
При разработке модели «школы здоровья» определена идеология школы - «От здоровой школы к здоровой семье». Основополагающие идеи организации деятельности «Школы Здоровья»:
Принципы: толерантность, ответственность (за себя, свое здоровье, здоровье окружающих), индивидуальность, демократия, равенство, доверие и компетентное действие, взаимодействие.
Цель: Формирование у ребенка поведения с ориентацией на здоровье.
Задачи:
- Обеспечить учащихся необходимой информацией для формирования собственных стратегий и технологий, позволяющих сохранять и укреплять здоровье.
- Сформировать у школьника представление об ответственности за собственное здоровье.
- Разработать механизм взаимодействия семьи и школы в контексте укрепления здоровья.
- Организовать консолидированное сообщество школы, семьи и различных ведомств округа для создания здоровой среды пребывания детей и подростков в школе, микрорайоне.
«Школа здоровья» в условиях мегаполиса ограждает ребенка от негативного воздействия на «Здоровый социум», соблазнов большого города, уменьшает опасность девиантного поведения, становится заслоном влиянию негативных факторов среды, учит самостоятельности в противостоянии: «Сделай свой выбор», учит выстроить стратегию выживания в среде. Способствует выработке « иммунитета» к негативным действиям среды мегаполиса, основанного на вооружении ребенка знаниями, умениями, навыками здорового образа жизни, безопасного поведения, активного включения детей в творческую деятельность по формированию здоровой, дружественной, безопасной среды. Деятельность «Школы здоровья» в условиях мегаполиса увеличивает возможности ребенка в формировании собственной стратегии поведения, активной позиции, основанных на культуре здоровья и здорового образа жизни за счет постоянного расширения «Здорового социума» с учетом возможностей мегаполиса - центра науки, культуры, спорта, политического центра, постоянно привлекая новых партнеров-единомышленников, дополнительных ресурсов с учетом потенциала города. «Школа здоровья» при правильно организованном взаимодействии лечебно – профилактических и других учреждений - «Здорового социума» с педагогическим коллективом становится важным звеном в государственной системе сохранения и укрепления здоровья населения.
Выпускник «Школы Здоровья» - гражданин общества, ориентирующийся на общечеловеческие ценности, личность, стремящаяся к достижению высокого уровня интеллектуальности, нравственной, духовной, физической культуры, обладающая потребностью в здоровом образе жизни, человек, осознающий себя частью природы и стремящийся к ее сохранению, уважающий себя, осознающий свою ценность, ценность своего здоровья, признающего ценность другой личности, ее здоровья, способный отдать правильное предпочтение в ситуации морального выбора и нести ответственность перед собой и обществом за сохранение собственного здоровья, здоровья нации.
Школьное образование, в основе которого лежит формирование ценности культуры здоровья и здорового образа жизни, формирует у учащихся умения:
- извлекать пользу из приобретенного опыта по формированию культуры здоровья,
- организовывать взаимосвязь своих знаний и навыков здорового образа жизни,
- уметь решать проблемы сохранения и укрепления собственного здоровья,
- нести личную ответственность за собственное здоровье,
- учитывать, распределять, повышать ресурсы своего здоровья,
- организовывать свои собственные приемы обучения по формированию культуры здоровья,
- уметь противостоять факторам риска, негативным средовым факторам,
- принимать позицию пропагандиста здорового образа жизни,
- правильно оценивать социальные привычки, связанные со здоровьем,
- улаживать разногласия и конфликты,
- уметь оказывать экстренную помощь,
- уметь организовывать свою деятельность с наименьшими потерями здоровья,
- быть солидарным со всеми заинтересованными в формировании культуры здоровья населения, нации,
- уметь находить новые, верные решения в вопросах сохранения здоровья,
- искать корни здоровья в семье, ее укладе, образе жизни родителей,
- осознавать и принимать семью как главный фактор воспитания здорового поколения, передачи культурных ценностей, сохранения нации, ее биологического и социального генофонда.
Вооружение учащихся «Школы здоровья» знаниями, умениями и навыками сохранения, укрепления, формирования здоровья осуществляется через реализацию целей:
- Создать систему непрерывного образования культуры здоровья, здорового образа жизни.
- Создавать экологически оптимальные условия для благоприятного роста и развития детей в ОУ.
- Внедрить мониторинговую систему состояния здоровья учащихся как основного показателя результативности педагогического процесса.
- Создать систему оздоровительных и профилактических мероприятий по предупреждению заболеваемости, функциональных нарушений школьников, в особенности характерных данному району мегаполиса.
- Формировать у обучающихся мотивацию на здоровье.
- Вырабатывать у школьников стратегию поведения как стремление быть ответственным за свое здоровье.
- Обучать учащихся навыкам саморегуляции, укрепления собственного здоровья.
- Формировать здоровый образ жизни подрастающего поколения, направленного на привитие устойчивых навыков безопасного поведения, снижения поведенческих рисков, представляющих опасность для здоровья.
- Формировать у школьников здоровый жизненный стиль, препятствующий употреблению наркотиков и других ПАВ.
- Вооружить учащихся технологиями безопасности жизнедеятельности, обучить навыкам оказания экстренной помощи в экстремальных ситуациях.
- Способствовать развитию фундаментальных основ семьи, основанных на сохранении и укреплении здоровья.
- Разработать механизм взаимодействия семьи и школы в контексте укрепления здоровья.
- Быть инициатором, координировать совместные программы укрепления здоровья школы и социума.
- Преобразовать ОУ в методический центр по здоровье сберегающим технологиям.
- Создать систему комплексной педагогической, психологической и социальной помощи ребенку
Образование в школе здоровья - процесс и результат усвоения школьником систематизированных навыков и умений, развитие ума и чувства, формирование мировоззрения, познавательных процессов, основанных на ценности здоровья.
Ученик, овладевший здоровье сберегающими знаниями и умениями, сможет адекватно функционировать внутри существующей общественной структуры. Ученик, осознавший и принявший ценность здоровья как основу обучения и существования, способен развивать в себе такие качества, как сила воли, ответственность за свои поступки, за судьбы общества, страны, за охрану окружающей среды, приобретает в процессе обучения социальный опыт, основанный на сохранении здоровья.
ПЛАН РАБОТЫ «Школы Здоровья».
Учебно – воспитательная работа.
№п/п | Направление деятельности | Сроки исполнения |
1 | Организация ступенчатого режима повышения нагрузки для учащихся 1 класса с целью обеспечения адаптации к новым условиям | Сентябрь-ноябрь |
2 | Валеологический анализ расписания уроков | Сентябрь, январь |
3 | Организация перемен, создание условий, способствующих оптимальному двигательному режиму у учащихся разных возрастов | В течение года |
4 | Включение вопросов валеологической направленности в план учебных программ по биологии, ОБЖ и др. | В течение года |
5 | Контроль за выполнением норм самообслуживания. | В течение года |
6 | Контроль за правильным использованием ТСО | В течение года |
7 | Повышение валеологической грамотности педагогов | Декабрь |
8 | Структурирование учебных программ на основе валеологический принципов | май |
2. Диагностическая работа.
№п/п | Направление деятельности | Сроки исполнения |
1 | Создание «Паспорта здоровья» | Ноябрь |
2 | Осуществление контроля за соблюдением норм учебной нагрузки | В течение года |
3 | Проведение валеологической оценки степени трудности новых учебных программ и методов обучения с целью адаптации их к функциональным возможностям учащихся разных возрастных групп. | Сентябрь – май |
4 | Медико – психологический мониторинг учащихся | В течение года |
3. Профилактическая и коррекционная работа.
№п/п | Направление деятельности | Сроки исполнения |
1 | Плановое проведение медицинского осмотра | В течение года |
2 | Формирование , сохранение и корректировка здоровья учащихся и педагогов | В течение года |
3 | Мониторинг санитарного состояния учебных помещений. | В течение года |
4 | Проведение плановой диспансеризации учащихся. | По графику детской поликлиники №21 |
5 | Контроль пищевого режима | В течение года |
6 | Контроль за состоянием учебной мебели | В течение года |
7 | Ознакомление педколлектива с итогами медицинских осмотров | Январь, май |
8 | Проведение заседаний ПМПк | По графику |
4. Научно – методическая работа.
№п/п | Направление деятельности | Сроки исполнения |
1 | Обеспечение научно – методической литературой по валеологии педагогов | Сентябрь октябрь |
2 | Внедрение новых результатов научных достижений в области экологии, психологии, медицины в практику образовательного процесса. | В течение года |
3 | Контроль за недопустимостью использования в отношении учащихся и учителей непроверенных оздоровительных систем и методов. | В течение года |
5. Информационно – просветительская работа.
№п/п | Направление деятельности | Сроки исполнения |
1 | Использование различных форм пропаганды здорового образа жизни: лекции, праздники, Дни Здоровья | В течение года |
2 | Использование наглядной агитации: выпуск газет, оформление уголков здоровья, школьного стенда | В течение года |
Формы работы:
В массовой практике школ наиболее активно используются четыре формы работы с семьёй, общественностью:
1. ИНТЕРАКТИВНЫЕ: анкетирование, диагностика, дискуссии, консультации специалистов, диспут, круглые столы, конференции, вечера вопросов - ответов.
2. ТРАДИЦИОННЫЕ: тематические классные часы, родительские собрания (классные, общественные), праздники, совместные состязания, творческие конкурсы,
Дни открытых дверей.
3. ПРОСВЕТИТЕЛЬСКИЕ: использование СМИ, организация родительского всеобуча; выпуск бюллетеней, информационных листков; стенды и уголки для родителей.
4. ГОСУДАРСТВЕННО-ОБЩЕСТВЕННЫЕ: создание Попечительского совета, родительского комитета, школ родительской общественности. Родители как равноправные субъекты образования имеют право участвовать не только в формулировании
образовательного заказа школе, но и в его исполнении, а также в контроле за безопасностью педагогических инноваций.
Приёмы работы:
- защитно-профилактические (личная гигиена, гигиена обучения);
- компенсаторно-нейтрализующие (физкультминутки, оздоровительная, дыхательная, пальчиковая и др. гимнастики, ЛФК, массаж, самомассаж, тренинг);
- стимулирующие (физические нагрузки, психотерапия, физиотерапия и др.)
- информационно-обучающие ( письма, адресованные родителям, учащимся, педагогам)
Ожидаемый результат
1. Создание благоприятных условий для формирования здорового образа жизни;
2. Правильная организация учебно-воспитательного процесса, включающая чередование всех видов деятельности.
3. Обеспечение необходимого температурного режима, правильного освещения классных комнат.
4. Улучшение состояния здоровья учащихся, снижение заболеваемости детей.
5. Активизация физической культуры учащихся.
6. 100% охват горячим питанием учащихся.
7. Вовлечение учащихся в спортивно-массовую работу.
8. Привлечение родителей по программе «Здоровье школьника».