Обучающее сочинение по картине С. Григорьева "Вратарь"

Разделы: Русский язык


Цели:

  1. Описать в сочинении конкретно только то, что изображено на картине в отличие, например, от картины «Ждут», где учащиеся придумывают рассказ о том, что предшествовало тому, что изображено на картине, и то, чем закончился рассказ.

  2. Учить определять главную тему картины, вычленяя главное и второстепенное.

  3. Учить отбору языковых средств при описании картины.

  4. Развивать речь, обогащать словарь, употребляя различные грамматические средства, в частности, деепричастные обороты; уметь назвать основные действия персонажей и добавочные, в связи с этим повторить деепричастия, обособления деепричастных оборотов.

  5. Повторить орфографию.

  6. В процессе обсуждения составить словарь учащихся для описания картины, обращая внимание на выразительность подобранных слов, на соответствие тому, что изображено.

  7. Уметь рассказывать по плану и по отдельным его пунктам, определяя границы высказывания.

Ход урока

  1. Вводное слова учителя о целях урока, о художнике.
  2. Знакомство с картиной в процессе беседы.
  3. Повторение деепричастия и деепричастных оборотов.
  4. Составление сложного плана.
  5. Рассказ по плану
  1. Вводное слово учителя.

На уроке мы продолжаем работу по описанию картины. Сейчас перед нами картина «Вратарь» С.Григорьева. Этот художник – автор многих картин, персонажами которых являются дети. Данная картина – одна из лучших работ художника. Перед нами, как вы понимаете, репродукция картины.

Вспомните, что значит это слово. (Раздаю листочки с лексическим толкованием).

- Какое это слово? (многозначное)

- Какое из трех значений выбираем? Второе: «Картины, рисунки, воспроизводимые типографским способом».

  1. Беседа по картине

Она написана в 1949 году и воспроизводит тяжёлое послевоенное время.

- Устарела работа художника? Почему нет?

- Передаёт ли накал спортивных страстей?

- Что изображено?

- Кто главный персонаж картины? Почему? (Изображён на первом плане)

- На втором плане кто изображён?

- На заднем плане что видите?

  1. Рассказывая о персонаже, вы употребляете деепричастия. Что они обозначают?

- Назовите основные и добавочные действия вратаря, малыша в красном костюме, зрителей, собаки.(коллективная работа учащихся).

  1. Раздаю листочки со словами и словосочетаниями. Вставьте буквы и объясните правописание.

Передний план: воротами служат школьные п_ртфели и вещи, кое-где кустарник, вратарь с перевяза_ым коленом, согнув колени, напряженно глядя на соперника, одет в короткие ш_рты, свитер, ч_рные кожа_ые перчатки, как у настоящего вратаря, малыш стоит, заложив руки за спину, внимательно глядя, одет в красный спортивный костюм, слев_ видно заброше_ое здание.

Второй план: зрители одеты тепло, по-осеннему, с волнением следят, наморщив лоб, обняв малыша, наклонившись; среди них взрослый мужчина, по выражению его лица мы можем предположить; собака лежит, положив голову на лапы.

Задний план: вдали, на фоне неба, виднеются силуэты домов.

  1. Составление сложного плана
  1. Вступление. Художник и его картина.
  2. Описание картины.
  1. бесстрашный вратарь
  2. малыш в красном костюме
  3. зрители
  4. что изображено на заднем плане
  5. какое время года
  1. Заключение. Впечатление от картины.

(Раздаю листочки с планом сочинения).

  1. Какие возможны варианты начала сочинения?
  1. Передо мной лежит репродукция картины С.Григорьева «Вратарь». Этот художник…

  2. Нам предложили написать сочинение по картине С.Григорьева «Вратарь». На ней изображено…

  1. Рассказ по плану. Ученики дают описание одного из пунктов плана.
  2. Выводы по уроку.

Домашнее задание. Написать сочинение.