Обобщающий урок-игра по теме "Взаимодействие тел"

Разделы: Физика


Цель урока: Систематизация и обобщение знаний и умений учащихся по данной теме.

Задачи урока:

Образовательные:

  • повторить физические понятия (масса, сила, скорость, объем, плотность);
  • повторить формулы по данной теме;
  • проверить умения решать типовые задачи на нахождение скорости движения, силы, плотности;
  • проверить умение учащихся применять свои знания на практике.

Развивающие:

  • анализировать и оценивать свою работу и работу одноклассников;
  • продолжать развивать монологическую речь к использованию физических терминов.

Воспитательные:

  • приучать учащихся к доброжелательному отношению, взаимопомощи, взаимопроверке;
  • воспитывать ответственность в ситуации выбора.

Тип урока: обобщающий урок по теме “Взаимодействие тел”.

Форма урока: игра.

Оборудование: ПК, презентация, эмблема для каждой команды, мензурка, мензурка + любое маленькое тело, весы + резиновый цилиндр, линейка + общая тетрадь.

Учащиеся должны знать:

Понятия: механическое движение, инерция, масса, сила, сила тяжести, вес тела, сила упругости, плотность.
Единицы измерения:
пути, скорости, массы, объема, силы.
Формулы:
V=S/t, =m/V, Fупр=kl, Fт=mg, R=F1+F2

Учащиеся должны уметь:

  • использовать метод рядов;
  • определять цену деления;
  • определять объем тела с помощью мензурки;
  • измерять массу тела на рычажных весах.

ХОД УРОКА

I. Организация класса.

Мы закончили раздел “Взаимодействие тел”. Сегодня у нас обобщающий урок по этой теме и пройдет он в форме игры, которая называется “Своя игра”. Я надеюсь, что этот урок поможет вам восполнить недостающие знания и хорошо подготовиться к контрольной работе.

Давайте вспомнить, что нового мы узнали в этом разделе. ……….(названые понятия крепятся на доску)……………………………..

В вопросы игры как раз вошли все эти понятия, величины, формулы.

Давайте ознакомимся с разделами………………….

Вы видите, что у каждого вопроса есть своя “стоимость”. Чем больше балл, тем сложнее вопрос. Вам нужно набрать как можно больше баллов за 4 хода (т.е. у каждой команды будет возможность выбрать вопрос только 4 раза). Команда, набравшая большее количество баллов побеждает и за урок все члены этой команды получают оценку “5”. Также веем командам будет предложено оценить свою работу и работу членов своей команды по 5 бальной шкале, по следующим критериям: активность, знание физических величин и их единиц, знание формул, умение решать задачи, умение применять свои знания на практике.

Теперь давайте обговорим правила игры.

Правила игры:

  • Цвет и “стоимость” вопроса выбирает капитан.
  • Вопрос обсуждается в команде.
  • Каждый вопрос выбирается только один раз.
  • Отвечают по очереди, по одному игроку от команды.
  • Если игрок дал полный правильный ответ, то вся “стоимость” прибавляется команде.
  • Если у команды нет ответа или ответ дан неправильно, то снимается вся “стоимость” этого вопроса.
  • При полном отсутствии ответа могут ответить другие команды за 20 баллов.
  • Ответ на вопрос, требующий письменного решения, дается на листе электронного конспекта.
  • При выпадении слайда “Вопрос соперника” каждая команда соперника задает свой вопрос.
  • На обдумывание вопроса дается 1 минута!!!

У нас 4 команды. Команды представьтесь пожалуйста. (капитан, название команды, эмблема)

Теперь давайте проведем жеребьевку команд.

Итак, кто понял, чем мы будим заниматься сегодня?!

Начинаем игру!!!

II. Вопросы:

Куда мы направимся?

10 баллов: Как будет направлена сила трения, действующая на заднюю левую ногу слона?
Ответ: Вдоль поверхности, против хода движения

20 баллов: Найдите соответствия между изображениями векторов сил на рисунке и физическими величинами.

30 баллов: Сила тяги автомобиля 3000 Н, сила сопротивления движению – 1000 Н. как направлена равнодействующая этих сил? Чему она равна?
Ответ: В сторону движения автомобиля, 2000Н.

40 баллов: Вопрос соперника.

Важные буковки.

10 баллов: Вопрос соперника.

20 баллов: Вес тела обозначается этой буквой ... и измеряется в этих единицах …
Ответ: Р, Н

30 баллов: Как можно найти модуль равнодействующей, если на тело действуют такие силы:

Ответ: R= F2-F1

40 баллов: С помощью этой формулы можно найти плотность вещества, зная массу и объем тела …

Ответ: =m/V

Движение – это жизнь!

10 баллов: Из двух скоростей – 20 м/с и 36 км/ч – больше …
Ответ: 20 м/с

20 баллов: Линия движения тела называется именно так...
Ответ: Траектория.

30 баллов: Вопрос соперника.

40 баллов: Скорость движения тела равна именно этому…

Ответ: 0,5 м/с

А ну-ка, посчитай!

10 баллов: Этому равна скорость человека, если за 10 минут он, гуляя по лесу, пройдет 540 м.
Ответ: 0,9 м/с

20 баллов: Определите массу тела.

Ответ: 160 кг

30 баллов: Вопрос соперника.

40 баллов: Чему равна масса железного бруска размерами 1* 0,2 * 0,5 м, если плотность железа 7800 кг/ м3?
Ответ: 780 кг

Измеряй все доступное!

10 баллов: Объем погруженного тела равен …
Ответ:

20 баллов: Какова масса резинового цилиндра?
Ответ:

30 баллов: Определите плотность металлического цилиндра.
Ответ:

40 баллов: При помощи измерительной линейки измерьте толщину одного листа в общей тетради.
Ответ:

III. Подведение итогов.

Проговаривается количество баллов у каждой команды, выставляются оценки.

Участники команды набравшей больше всех баллов – получают “5”

Для всех команд раздаются листы для самооценки.

Лист для самооценки:

Фамилия, имя САМООЦЕНКА ОЦЕНКА КОМАНДЫ
  Критерии оценки оцените по 5-ти бальной шкале Критерии оценки поставьте “+” около выбранного критерия
- знание физических величин и их единиц   - активный  
- знание формул   - средняя активность  
- умение решать задачи  
- умение применять свои знания на практике   - неактивный  
- активность  
Итог:    

IV. Домашнее задание:

В понедельник у нас будет контрольная работа по этой теме.

  • Кто испытывает затруднения при определении скорости тела?
  • Кто испытывает затруднения при определении плотности вещества?
  • Кто испытывает затруднения при определении силы тяжести?
  • Кто испытывает затруднения при определении веса тела?
  • Кто испытывает затруднения при определении силы трения?
  • Кто испытывает затруднения при определении равнодействующей сил?

Раздаются листы с заданиями по этому вопросу.

Презентация.