Объективная оценка качества знаний учащихся

Разделы: Физика, Общепедагогические технологии


Работа по подготовке к единому государственному экзамену (ЕГЭ) по физике начинается в Магнитогорском городском лицее (МГЛ) при Магнитогорском государственном университете (МаГУ), как и в других общеобразовательных учреждениях города Магнитогорска, как правило, с 10-го класса и ведется в течение всего учебного времени в форме специализированных курсов, например, "Физика - абитуриенту", или факультативных занятий по теме "В помощь сдающим ЕГЭ по физике". Здесь название дисциплины не играет существенной роли, так как современные школьники проявляют прагматизм в высшей степени, когда речь идет о последующей учебе в вузе. Они целеустремленно постигают те науки, в том их объеме, который необходим для успешного испытания в тот или иной вуз во время вступительной кампании. Такой подход к изучению предмета, конечно, не может не настораживать современного учителя. Однако при этом учитель не должен сбрасывать со счетов и современные требования общества, очевидным желанием которого, и это справедливо, является успешное трудоустройство выпускника школы (вуза) сегодня. В этой связи диагностика качества знаний, разработка методов которой является одним из направлений работы МГЛ при МаГУ, является приоритетной задачей современного учительского корпуса.

Разработка контрольно-измерительных материалов (КИМов), содержание и форма которых строго соответствуют государственным стандартам образования и максимально охватывают обязательный минимум изучаемого материала предмета, должна проводиться на протяжении всего срока работы. Составление КИМов - творческий процесс, требующий, с одной стороны, учета программных требований, а с другой - требований Центра тестирования, конъюнктуры сегодняшнего дня, в отличие от достаточно консервативных программных материалов по физике, повторяющихся из года в год. Надо отметить, что материалы КИМов Центра тестирования и по тематике, и по степени сложности весьма существенно отличаются год от года. Это, с нашей точки зрения, не совсем правильно, и требует существенной корректировки структурами Центра тестирования. Но это тема отдельного разговора.

В своей работе учителя руководствуются нормативными документами и методическими рекомендациями в области организационно-правовой деятельности общеобразовательных учреждений по введению ЕГЭ по предметам естественнонаучного цикла [1-3]. При этом КИМы по предметам формируются на основе программных документов для общеобразовательных учреждений Департамента образования РФ [5-7] и на основе материалов, подготовленных Центром тестирования МО РФ по итогам проведения ЦТ и ЕГЭ 2002-2008 г.г.

Тесты, используемые для контроля за уровнем усвоения текущего учебного материала, составляются в соответствии с требованиями минимума содержания образовательного стандарта [7]. Структура тестов соответствует обучению на уровне "Б" по физике в средней школе. Включаемые в содержание тестов задания позволяют одновременно проверить усвоение и понимание материала, изучаемого во внеурочное время дома. Валидность теста (пригодность для измерения уровня подготовки по контролируемой теме) определяется тем, что контрольно-измерительные материалы включают как расчетные задачи, так и вопросы теоретического характера, направленные на выяснение понимания конкретных вопросов раздела физики. Надежность теста определяется использованием нескольких (10-20) вариантов однотипных задач. Объективность обеспечивается применением материалов тестов ЕГЭ и ЦТ прошедших лет, а оценивание результатов проводится в сравнении с требуемым результатом, который был обозначен до проведения исследования. Временной норматив соответствует требованиям Центра тестирования МО РФ.

Объективная оценка учебных достижений осуществляется посредством процедуры тестирования, при которой все учащиеся находятся в одинаковых условиях. Используются одинаковые по свойствам, но различные варианты измерительных материалов. Составленные тесты представляют собой совокупность сбалансированных тестовых заданий. Количество заданий в тесте по различным изучаемым текущим разделам естественнонаучных предметов пропорционально отражает основное содержание темы по учебной дисциплине: включает основные формулы и определения, основные понятия, законы и символы, а также термины. Кроме того, при определении количества заданий учитывается продолжительность урока (время проведения тестирования) и средний временной норматив, отводимый Центром тестирования на одно задание. Использование тестовых заданий различных трудностей должно обеспечивать равно сложность различных вариантов тестов.

Тестирование позволяет выяснить те вопросы в соответствующих разделах учебной дисциплины, которые на данный момент вызывают трудности у учащихся, направить работу учителя на устранение пробелов, показанных в результате анализа результатов тестового контроля.

Тестирование позволяет оценить уровень подготовленности учащихся по 100-балльной шкале с учетом трудности и дифференцирующей силы верно и неверно выполненных заданий. Тестируемые заранее извещаются о том, что число верно и неверно выполненных заданий неоднозначно определяет его тестовый балл, а количество верно и неверно выполненных заданий могут значительно повлиять на оценку результатов тестирования и рейтинг учащегося.

Для того, чтобы оценивание знаний тестируемых действительно было максимально объективным, необходимо определиться по степени трудности предлагаемых заданий. И это должно быть определено не уравниванием ценности всех заданий, и не определением трудности, а значит, и числа баллов за верно решенное задание, исходя из опыта учителя. Вес, цена выполненного задания должна определяться по результатам тестирования, то есть объективно: максимальное число баллов должно получать задание, вызвавшее наибольшее затруднение у тестируемых. Задания, оказавшиеся наиболее простыми для учащихся, получают наименьшее число баллов. При этом и здесь, число баллов, а следовательно и рейтинг тестируемых, должны определяться в результате объективных расчетов, а не произвольным назначением числа баллов за задание, как это делается чаще всего. Как это сделать? Мы предлагаем следующую методику выполнения этих расчетов, разработанную в стенах МГЛ при МаГУ и опубликованную как в местной, так и в центральной печати, а так же на сайте Лицея при МаГУ [8-10].

Так, если в тестировании принимают участие n учащихся, а число заданий в тесте равно N, то число баллов за верный ответ в тестовом задании bi рассчитывается по формуле:

  (1)

где ai - число неверных ответов по заданию i.

Рейтинг учащегося в данном испытании рассчитывается как сумма баллов за верные ответы:

Р = bi , (2)

при этом, максимальный рейтинг учащегося может быть равен числу тестируемых n.

Пересчет результата тестируемого с в 100-балльную шкалу ведется по формуле на основе рейтинга Р :

.    (3)

Например, пусть в тестировании по теме "Электродинамика" принимало участие 64 учащихся 11-х классов (n = 64). Использовались тестовые задания с числом заданий N = 9. По результатам тестирования подсчитываем количество неверных ai ответов на задание i = 1 - 9.

По формуле (1) определяем число баллов за верный ответ задания в тесте bi .

Таблица 1. Рейтинг Р, процент решенных заданий и регистрация правильно (+) и неправильно (-) решенных заданий в 11-х классах в тестах "Электродинамика"

фамилия Рейтинг

Р

Результат по 100-бальной шкале, с

% решенных заданий

Номер задания в тесте

1 2 3 4 5 6 7 8 9 ai
1 Учащийся А 18 28 34 - + - + - - + - - 6
2 Учащийся В 40 62,5 67 + - + + - + + - - 4
3 Учащийся С 49 76,6 78 + + + + - + + + + 1
4 Учащийся D 14 21,9 23 - - - - - - - + - 8
5 Учащийся Е 11 17,2 23 - - + + - - - - + 6
6 Учащийся F 64 100 100 + + + + + + + + - 1
7 ::::                          
  ::::                          
60 Учащийся V 19 29,7 34 - - + + - - - - + 6
61 Учащийся W 20 31,2 34 - - - - + + + - + 5
62 Учащийся X 50 78,1 78 + + - + - + + + - 3
63 Учащийся Y 29 45,3 34 - - - + + + - - + 5
64 Учащийся Z 25 39,1 34 - + - + - + - - - 6
ai 51 49 36 20 42 37 28 35 36 334

По формулам (1) - (3) определяем количество баллов за верный ответ bi, процент верных ответов a и результат по 100-балльной шкале сi : n = 64; a = 42%.

Таблица 2. Результат определения стоимости ответа на задание теста bi по числу не решенных заданий ai с номером i = 1-9 в результате регистрации правильно (+) и неправильно (-) решенных заданий (таблица 1)

N (номер задания в тесте) 1 2 3 4 5 6 7 8 9 S
ai 51 49 36 20 42 37 28 35 36 334
bi 10 9 7 4 8 7 5 7 7 64

Суммируя баллы для каждого участника тестирования за правильный ответ на соответствующее задание, получаем рейтинг учащегося (Р) (формула 2) в данном испытании в общем числе участников. Максимальный рейтинг равен числу участников, то есть в нашем примере - 64. Максимальный балл по 100-балльной шкале равен 100.

Тестирование имеет очень важную воспитательную ценность - использование тестовых учебных достижений позволяет объективно оценить уровень знаний учащихся, расширить рамки оценивания результата. Кроме традиционных 2,3,4,5 баллов получить более детальную градацию оценивания подготовленности тестируемых.

Выполнение тестовых заданий позволяет учащимся определить свое место (рейтинг) среди группы учащихся классов в параллели, участвующих в тестировании. Рейтинговая оценка учебной деятельности учащихся помогает школьникам объективно оценить свои возможности на данном этапе обучения предмету, увидеть свое положение среди сокурсников, стимулирует обучающихся к устранению своих пробелов в знании конкретных вопросов учебного предмета.

Тестирование позволяет школьникам правильно оценивать свои собственные успехи в овладении учебным материалом, воспитывать в себе волю, настойчивость в преодолении трудностей, ответственность и трудолюбие, умение выходить победителем в конкурентной борьбе.

Внедрение рейтинговой оценки учебной деятельности учащихся является серьезным вкладом методического объединения Лицея при МаГУ "Естественные науки" в разработку современных технологий образования, в решение общей проблемы объективного мониторинга качества обучения школьников. Такая работа проводится уже в течение 3-х лет в Лицее при МаГУ, где основным направлением методической работы учебного заведения является "Разработка и внедрение системы мониторинга качества образования учащихся".

Кроме того, по результатам учебного года проводится оценка учебной деятельности школьников Лицея при МаГУ на основе "Критериев оценки результатов экспертизы", разработанных педагогическим коллективом Лицея при МаГУ. Результаты этого анализа учитываются в работе в новом учебном году.

Список литературы:

  1. Постановление Правительства РФ № 119 от 16 февраля 2001 г "Об организации эксперимента по введению ЕГЭ". // Единый государственный экзамен (Образование в документах и комментариях). - М.: ООО Изд-во "Астрель": ООО Изд-во "АСТ", 2003. - 77 с.
  2. Приказ Министерства образования России № 1306 от 9 апреля 2002 г "Положение о проведении ЕГЭ". - Там же.
  3. Решение коллегии Министерства образования России №19/1 от 8 октября 2002 г "Об итогах эксперимента по введению ЕГЭ в 2002 году и задачах эксперимента на 2003 год". - Там же.
  4. Письмо ГУ образования и науки "О преподавании учебного предмета "Физика" в 2008-2009 учебном году". Начальник управления общего образования и социальной поддержки детей Министерства образования и науки Челябинской области Т.В. Абрамова; и.о. ректора ГОУ ДПО "Челябинский институт переподготовки и повышения квалификации работников образования" В.Н. Кеспиков.
  5. МО РФ "Программы для общеобразовательных учреждений". Физика. Астрономия. 7-11 классы. Рекомендовано Департаментом среднего образования МО РФ, 2-изд., - М.: Дрофа, 2001. Автор программы: Г.Я. Мякишев. "Физика для общеобразовательных учреждений 10-11 классы".- С.115-120.
  6. Единый государственный экзамен: Физика: сборник аналитических материалов // под ред. Т.В. Абрамовой, С.Г. Молчанова. Составитель: Шахматова В.В. - Челябинск: НП Инновационный центр "РОСТ", 2005, 2006, 2007, 2008.
  7. Стандарт образования РФ // Журнал Народное образование, 2004, № 4, с.2.
  8. Дозоров В.А., Дозоров Е.В. Рейтинговая оценка качества знаний школьников - важный инструмент стимуляции к успешной учебе //В сб. материалов девятой международной конференции "Физика в системе современного образования" (ФССО-07). - Санкт-Петербург, Издательство РГПУ им. Н.И. Герцена, 2007. - Т.2. - С.57-61.
  9. Абдуллина Л.Н., Дозоров В.А., Шафаревская Н.А. Рейтинговая оценка качества знаний учащихся как инструмент стимуляции к отличной учебе // В сб. научных трудов 2-й межрегиональной заочной научно-практической конференции "Современные технологии образования". - Под ред Т.Е. Климовой и Е.В. Романова. - Магнитогорск: МаГУ, 2004 г. - С. 3-7.
  10. Дозоров Е.В., Дозоров В.А. Современные средства контроля и оценивания результатов обучения в школе: теоретический курс, документы, программы, контрольные вопросы и задания, семинары и методические рекомендации. - Магнитогорск: МаГУ, 2007. - 168 с.