Урок-конференция по теме "Линзы и их применение"

Разделы: Физика


Тип урока: Урок творческого обобщения и систематизации знаний: на уроке происходит приведение знаний в систему, расширение углубление знаний.

Цели урока:

  • Образовательная: учащиеся повторяют, закрепляют и систематизируют знания о линзах в ходе практического применения полученных знаний.
  • Воспитательная: учащиеся продолжают развивать свои коммуникативные умения в процессе парной работы, происходит дальнейшее формирование навыков кооперирования, происходит ценностное осмысление пройденного материала в ходе презентации результатов своей исследовательской деятельности
  • Развивающая: ученики учатся обрабатывать и анализировать экспериментальные умения

Методы обучения: частично-поисковый, исследовательский

Форма организации занятий: защита и обсуждение проектов

Средства обучения: оборудование ля геометрической оптики, магнитная доска, компьютер, проектор

Ход урока

  1. Организационный момент (1 мин.)
  2. Актуализация знаний (7 мин.)
  3. Творческое обобщение материала по теме: "Линзы и их применение" (30 мин.)
  4. Подведение итогов занятия (4 ми.)
  5. Оценка результатов проектной деятельности (2 мин.)
  6. Домашнее задание ( 1 мин.)

Описание хода урока

Ход урока

Обоснование деятельности учителя Прогнозируемая деятельность учеников
Организационный момент

Взаимное приветствие учителя и учеников, фиксация отсутствующих, проверка готовности к уроку кабинета и учеников

Создание атмосферы взаимопонимания и сотрудничества Готовность класса к работе
Актуализация знаний

Учитель объявляет тему и цель урока. Записывается тема урока на доске.

Учитель: В ходе нашего урока мы закрепим знания, полученные о линзах, на практике подтвердим наши теоретические данные, заслушаем и обсудим небольшие исследовательские работы (проекты) по данной теме.

Далее идет краткое повторение изученного материала:

Двое учащихся на доске строят изображения, даваемые собирающей и рассеивающей линзами.

В это время с классом проводится фронтальный опрос:

  1. Какие тела называют линзами?
  2. Какие бывают линзы?
  3. Как определить какая линза собирающая, а какая рассеивающая?
  4. Что называют главным фокусом линзы?
  5. Сколько фокусов имеет каждая линза?
  6. Какое расстояние называют фокусным?
  7. Какая величина называется оптической силой линзы?
  8. Может ли оптическая сила быть равной 0 дптр?
  9. Какая линза называется тонкой? Формула тонкой линзы.
  10. Почему капельки воды на теле человека могут в летнюю жару причинить вред?

Проверяются задания учащихся на доске.

Обеспечение мотивации и принятие учащимися цели учебно-познавательной деятельности Ученики отвечают на вопросы. Готовность учащихся к учебно-познавательной деятельности
Творческое обобщение материала по теме "Линзы и их применение"

Учитель: Историки предполагают, что первые увеличительные стекла появились около 700 г до н. э. На Среднем Востоке.

Я представляю слово учащимся, которые провели небольшие исследовательские работы (проекты) на эту тему.

Защита проекта № 1: "Связь расстояния от предмета до линзы с расстоянием от линзы до его изображения"

Результаты деятельности над проектом проходят в форме творческой защиты с использованием оборудования для геометрической оптики и магнитной доски. Учащиеся на качественном уровне устанавливают связь расстояния от линзы до изображения предмета с фокальным расстоянием линзы и расстояние от предмета до линзы (в ходе постановки демонстрационного эксперимента). (Приложение 1.)

Защита проекта №2: "Зависимость фокусного расстояния линзы от показателя преломления внешней средой"

Опытным путем устанавливается зависимость фокусного расстояния линзы от показателя преломления линзы и показателя преломления внешней среды.

Для демонстрации используется оборудование для геометрической оптики и магнитная доска.

Вопрос: А что получится, если показатель преломления среды больше показателя преломления линзы?

пср.> плинзы (Приложение №2)

Защита проекта № 3: " Строение глаза"

Учащиеся рассказывают о строении глаза, недостатках зрения и их исправлении, выявляют статистику числа близоруких школьников в нашей школе.

Защита проекта проходит в форме компьютерной презентации, кроме этого используется оборудование для геометрической оптики для демонстрации изображения, даваемое нормальным, близоруким и дальнозорким глазом и способы их исправления.

Вопросы:

  1. Чему равна оптическая сила глаза?
  2. Как изменилась бы картина мира, если бы у нас был только один глаз?
  3. Как, взяв у человека очки, определить, является он дальнозорким или близоруким?
  4. Почему кошачий глаз светится в темноте?

(Приложение № 3)

Защита проекта № 4: "Строение фотоаппарата"

Ученики рассказывают о строении фотоаппарата, какое фотоаппарат дает изображение, об устройстве современного фотоаппарата.

Защита проекта проходит в форме презентации и постановки демонстрационного эксперимента (изображение, даваемое фотоаппаратом) (Приложение № 4)

В ходе защиты автором проекта задаются вопросы:

Когда появилась первая фотография и кто её создал?

Пока фотограф налаживал аппарат, объект удалился от него на некоторое расстояние. Как должен фотограф в связи с этим переместить объектив фотоаппарата?

Как получается, что человек на фотографии или портрете " следит" за нами, когда мы перемещаемся в любую сторону от картины?

Защита проекта № 5: "Хроматическая и сферическая аберрация"

Учащиеся этого проекта знакомят с причинами возникновения хроматических и сферических аберраций и путях их устранения. Для защиты проекта используют плакаты (Возникновение хроматических и сферических аберраций, исправления сферических и хроматических аберраций), оборудования для геометрической оптики (ставят демонстрации по возникновению сферических и хроматических аберраций) (Приложение № 5)

Наблюдает, направляет процесс защиты (если необходимо) задает вопросы

В роли рядового участия.

Участвует в коллективном анализе и оценке результатов проекта

Учащиеся класса воспринимают новую информацию, сравнивают и сопоставляют её с субъективным опытом.

Коллективный самоанализ проекта и самооценка

Подведение итогов занятия

Осуществляется входе беседы, целью которой побуждение учащихся к осознанию личной значимости своих действий и достижений на уроке, определение успешности урока.

Учитель: Конечно все применения линз сегодня мы не сможем рассмотреть. Линзы являются основной частью многих оптических приборов.

По этому поводу можно вспомнить такой забавный случай:

Как-то раз один американский физик, принимая в своей лаборатории корреспондента и желая его поразить сказал:

-Сейчас я работаю над конструкцией электронного микроскопа, который сможет увеличивать в два миллиона раз. Каково же было его удивление, когда он услышал в ответ: - Подумать только! - воскликнул корреспондент - Столько труда, энергии и знаний вы тратите на создание прибора, который сузит поля вашего зрения в два миллиона раз!

Формирование умения обобщать полученную информацию и выделять главное

Корректировка самостоятельно сделанных учащимися выводов

Самостоятельная формулировка вопросов
Оценка результатов проектной деятельности

Происходит оценка работы класса и каждого отдельного учащегося в ходе урока.

Выставление оценки.

Учитель организует индивидуальную и коллективную рефлексию деятельности, обозначает и оценивает достигнутые результаты Происходит индивидуальная рефлексия каждого по осознанию происходящего на уроке.

Даются ответы на вопросы: "Был ли достигнут мой первоначальный замысел? Какие изменения я в себе наблюдаю?

Домашнее задание

Повторить параграф 63-65, упр. 9 (7,9,10)

Учитель сообщает домашнее задание и объясняет способ его выполнения Ученики осмысляют информацию о домашнем задании и задают уточняющие вопросы.