Фантазийные игрушки. Выполнение эскиза игрушки

Разделы: МХК и ИЗО


Цель урока: Выполнение эскизов оригинальных игрушек в стиле «Фэнтази», с учетом цветовой гармонии, уравновешенности геометрических и тональных пятен, выдержанности стиля.

Задачи урока:

Обучающие:

- закрепление знаний по истории, художественной отделке кукол;
- знакомство с современными тенденциями развития игрушек, основными принципами дизайна;

Развивающие:

- направлены на развитие творческого мышления, воображения, фантазии;
- развития чувства цвета (цветовой гармонии);
- развитие способности к стилизации образа.

Воспитательные:

- формирование эстетического вкуса, эмоционального отклика на произведения искусства;
- приобщение к эстетическому опыту поколений.

Тип урока: комбинированный

Наглядные пособия: Репродукции, слайды, видеоматериалы авторской игрушки современных дизайнеров (Ольги Олигеровой, Оксаны Ярмольник), репродукции народной куклы разных стран (Россия, Япония, Египет).

Ход урока

I. Актуализация опорных знаний. Разминка

Для закрепления знаний об истории возникновения и развития традиционной русской игрушки с детьми проводится викторина:

1. Какая игрушка была традиционной в быту русской деревни с давних времен?

а) матрешка
б) тряпичная кукла
в) деревянная лошадка

2. Почему тряпичная кукла безлика?

а) наши предки еще не умели изображать черты лица.
б) кукла без лица считалась предметом неодушевленным, недоступным для вселения в него злых сил.

3. Как называются куклы, которые надеваются на руку?

а) тростевые
б) марионетки
в) петрушечные

II. Формирование новых знаний, умений, навыков

Ученики знакомятся с современными тенденциями развития оригинальной авторской игрушки в стиле «Фэнтази». Этот стиль - новое, самое модное направление в мире кукол. (Сообщение о современных мастерах, различных способах создания авторской куклы.)

Фантазийная игрушка – это оригинальный образ игрушки, которую придумал и изготовил сам художник, чаще всего в единственном экземпляре.

Задание: Детям предлагается выступить в роли дизайнеров, придумать фантазийный облик игрушки, выполнить эскиз с учетом основных принципов дизайна.

Для создания своей, неповторимой, авторской игрушки, дарящей хорошее настроение, необходимо знать основные принципы дизайна:

1. Ритмичность геометрических форм, которые будут лежать в основе игрушки. Можно взять за основу – форму шар. Деталью, обобщающей игрушки. Должен стать ритм различных по величине шариков, которые могут играть роль глаз, лапок, хвостиков.

2. Второй принцип дизайна – декоративность и стилизованность. Стилизация – декоративное обобщение, упрощение формы с помощью ряда условных приемов. За основу можно взять любое животное и обобщить его форму. Затем добавить какие – то детали, чтобы игрушка стала фантастической.

При декорировании игрушки обязательно надо учитывать взаимосвязь орнамента и формы. Например, к круглой форме игрушки в стиле «фэнтази» больше подойдет геометрический орнамент, нежели растительный. Если узоров несколько, нужно чтобы какой – то узор преобладал, а остальные должны быть скомпенсированы. Изысканность придаст один и тот же орнамент разных размеров.

Детям предлагается поиграть с геометрическими формами.

3. Третий принцип дизайна – цветовая концепция. Достижение выразительности в декоративной работе связано с тоновым и цветовым контрастами.

Если для декорирования применяется несколько узоров (рисунок 1), их нужно уравновесить применением одноцветных зон, например, черного и белого цветов, что создаст спокойное обрамление и подчеркнет характер игрушек. Главное, чтобы обилие цветов и узоров не портило, а украшало игрушку.

III. Практическая работа

Учащиеся выполняют эскизы игрушек в стиле «фэнтази» с учетом основных принципов дизайна, применяя различные графические материалы: тушь, перо, карандаш, линер, роллер, фломастер, маркер.

IV. Подведение итогов

В заключении урока учащиеся рассказывают о своих эскизах, объясняют какой будет конструкция игрушки в стиле «фэнтази», какие принципы дизайна применялись при выполнении эскиза.

Рисунок 1

Рисунок 2