"Музей – это я"

Разделы: Внеклассная работа


В будущее мы входим,
оглядываясь на прошлое
П. Валерии

Народ без своей истории перестает быть единым эпосом, он обречен на деградацию, будущее его бесперспективно, поэтому обращение к прошлому является важным делом школьной практики. Основой гуманитарного образования в Муниципальном общеобразовательном учреждении «Средняя общеобразовательная школа № 10» является познание человека как существа мыслящего и деятельного, а, следовательно, изучение произведений мысли и духа человека, выраженных в памятниках культуры, истории, литературы (фольклора), искусства и языка.

В школе более 20 лет работает музей культурного достояния предков «Наследие», который является центром гуманитарного образования. Его основной фонд составляют разделы:

  • хозяйственный двор (орудия труда крестьян),
  • промыслы (охотничьи принадлежности, рыболовные снасти),
  • кухня Илимских крестьян (кухонная утварь, сибирские традиционные блюда),
  • зал детского прикладного творчества (работы учеников школы, в которых воссозданы старинные приемы декоративно – прикладного творчества).

В экспозициях музея представлены предметы семейно-бытовой культуры жителей Приангарья XIX - начала XX веков, имеющие художественную ценность. Каждый посетитель музея, едва переступив его порог, может ощутить колорит крестьянской жизни, увидеть русскую печь, деревянную кровать, сундук, этажерку, настенные часы и картины, вышитые гладью и крестиком и т.д. В этом музее представлены экспозиции, которые касаются истории края: «Илимский острог», «Сибирь – место каторги и ссылки», «Орудия труда и предметы быта Илимских крестьян», «Промыслы Илимских жителей», «Традиции жителей Приилимья», «Илимск – уездный город», которые с достаточной полнотой и глубиной раскрывают жизнь наших предков.

Усть-Илимск находится далеко от значительных культурных центров страны, а детям необходимо непосредственное общение с культурой, поэтому живое погружение в нее организуется через поисково-краеведческую, исследовательскую и художественно-эстетическую деятельности. Являясь сотрудниками музея, учащиеся могут реализовать себя по следующим направлениям:

  • в научно-исследовательской работе,
  • в работе по пополнению и дальнейшему развитию музея,
  • в организации учета и хранения существующих фондов,
  • в проведении экскурсий по экспозициям музея,
  • в организации встреч со знаменитыми людьми,
  • в обмене опытом с активами других школьных музеев,
  • в создании экспозиций,
  • в сборе материалов для отдельных разделов,
  • в организации конкурсов на лучший макет, фотографию, рисунок, стихотворение по теме экспозиции.

Успех любого дела во многом зависит от его организации. На базе музея работает Совет музея, клуб «Сибиряк». Задачи музея: установление тесного сотрудничества с классными коллективами, городским краеведческим музеем, вовлечение школьников в краеведческую работу (проведение экскурсий для учеников школ города). Председатель Совета музея подготавливает план работы, создает экспозиции, организует походы, экскурсии, составляет график дежурства в музее. Главный хранитель фондов ведет учет и хранение музейных коллекций, инвентаризационную книгу, составляет картотеку. Секретарь работает с документацией.

Поисково-краеведческой деятельностью занимается клуб «Сибиряк», где происходит знакомство учащихся с краеведением, его методами и приемами, а также с формами самостоятельной исследовательской работы по изучению родного края. Клуб позволяет воспитывать уважение к родной земле, языку, народным преданиям, обрядам и традициям. Главная задача юных краеведов состоит в сборе исторического, культурно-бытового и фольклорного материала о коренном населении региона. Учащимися школы, студентами и преподавателями исторического факультета Усть-Илимского филиала Иркутского государственного педагогического университета были организованы поисково-краеведческие экспедиции в села Кеуль и Ёдарма Илимского района. Из зоны затопления Богучанской ГЭС вывезены предметы быта Илимских жителей: самовары, утюги, берестяные туеса, рушники, посуда, орудия труда: ткацкий станок, рыболовные снасти, конная упряжь, топоры, охотничьи принадлежности и т.д. Это обогатило представление школьников об этнографии родного края, а музей пополнился новыми экспонатами. Участники экспедиции познакомились с фольклорным ансамблем старейших кеульских жителей, записали частушки, обрядовые песни, научились играть в такие игры, как «Выжигало», «Лапта». Ребятам удалось посмотреть культовый обряд «Похороны», выяснить наиболее популярные христианские праздники.

В экспедиции в село Паново Красноярского края краеведы не только собирали экспонаты, но и выясняли у старожилов технологические процессы изготовления орудий труда, предметов быта, способы и приемы их обработки, отделки, то есть изучали профессиональный трудовой опыт предшествующих поклонений. Это повысило уровень участия и активности учеников и учителей в поисково-краеведческих экспедициях, вовлеченность материалов школьного музея в учебно-воспитательный процесс, уровень знаний учениками истории, культуры, культурных традиций Приангарья и Илимского края, знаний детьми календарных, семейно-бытовых и обрядовых произведений в соответствии с годовым и общим циклом человека. Главным результатом экспедиций стали неизгладимые впечатления ребят о коренном сибиряке – хозяине, труженике, который обладает народными знаниями, практическими умениями охотника, рыболова, скотовода и земледельца.

Материалы, собранные школьными краеведами во время этнографических экспедиций, а также опыт работы школьного музея культурного достояния предков «Наследие» опубликованы в серии книг «Школа сибирской тайги»:

  • «История земли Илимской»:
    • Пушкарев В.В. История земли Илимской (программа и сборник статей).
    • Терентьева А.П. Проект «Берега Памяти: Творчество и выражение».
    • Ращупкина Л.П. Гуманитаризация учебно-воспитательного процесса посредством усиления историко-культурного образования и поисково-краеведческой работы.
    • Ращупкина Л.П. Клуб общения «Сибиряк» как форма краеведческой работы в школе.
    • Фролова Т.М. Музей как средство гражданско-патриотического воспитания школьников.
    • Колесникова В.Р. Музей культурного достояния предков «Наследие» (сибирский фольклор).
  • «Дайджест программ гражданско-патриотического воспитания»:
    • История земли Илимской (адаптированная программа «Историческое краеведение»).
    • Музей культурного достояния предков «Наследие» (тематическое планирование).
    • Клуб «Сибирячок» (программа деятельности творческого объединения).
  • «В мир поиска»:
    • Ращупкина Л.П. «Пути поддержки одаренных детей».
    • Ведение научно-исследовательской работы (методические рекомендации).
  • «Азбука начинающего богача»:
    • Терентьева А.П. «Образовательно-предпринимательская деятельность в общеобразовательной школе».
    • Ращупкина Л.П. «Положение об ученическом предприятии «Школьное экскурсионное бюро «Молодые ветра».

Школьники и педагоги участвуют в мероприятиях разного уровня:

  • ежегодных городских конференциях старшеклассников «За страницами твоего учебника» (дипломы I, II, III степени),
  • областном слете юных краеведов в городе Ангарске (диплом участника слета, 2000 год),
  • областном историко-краеведческом конкурсе «Моя малая Родина» (диплом II степени, 2001 год),
  • областном фестивале «Сияние России» (диплом участника, 2002 год),
  • областной научно-практической конференции «Духовное возрождение молодежи – основа будущего России» (диплом участника, 2002 год),
  • областном конкурсе «Моя малая родина», посвященном 240-летию города Иркутска (диплом II степени, 2003),
  • областном смотре-конкурсе школьных музеев учебных заведений Иркутской области (диплом I степени, 2004 год).

Ежегодно в средствах массовой информации публикуются статьи членов клуба «Сибиряк». Осенью 2007 года в газете «Усть-Илимская правда» в разделе «Для себя и потомков» напечатана статья «В нас теплится еще надежда» о проблеме строительства Богучанской ГЭС. Группой младших школьников клуба «Сибирячок» музея «Наследие» организована акция «Письмо Президенту», цель акции – разработка мер по сохранению культурного, материального и духовного наследия народа, которое «уйдет под воду» в результате строительства гидроэлектростанции.

Знакомство с культурным достоянием предков осуществляется через проведение сотрудниками ученического предприятия «Школьное экскурсионное бюро «Молодые ветра» экскурсий. Экскурсионное бюро организует культурный досуг школьников, развивает интерес к изучению истории, прививает любовь к родному краю, городу, его людям, достопримечательностям. Его сотрудники разрабатывают и проводят экскурсии для учащихся, жителей и гостей Усть-Илимска. Нередко, увидев в экспозиции музея хорошо знакомый предмет, посетители удивляются, зачем эта вещь попала в музей, что в ней необычного, почему ее так внимательно рассматривают? Точно такая же вещь может быть и дома, и никому не приходит в голову любоваться ею как чем-то особенным, диковинным, и только из пояснений экскурсовода узнают, что эта вещь, этот экспонат, этот музейный предмет имеет прямое отношение к конкретному явлению. И посетители уже другими глазами смотрят на экспонируемую вещь, по-другому воспринимают ее, потому что она была частицей какого-либо события и хранит память о нем. В течение года проводится более 50 экскурсий, о которых посетители оставляют такие отзывы: «Нет слов – одолевают чувства. Очень тронут юными экскурсоводами, их знаниями своей истории, желанием посвятить свою дальнейшую жизнь изучению истории родного края». Также сотрудники Бюро организуют и проводят тематические беседы по темам «Ах, эта свадьба», «Рождество Христово», «Детский фольклор», «Илимские обычаи», «Забытые игры», «Занятия крестьян Приангарья» (работа с кожей, берестой, резьба по дереву, вышивка).

Экскурсионное бюро «Молодые ветра» способствует социально-трудовой адаптации учащихся, повышению профессионального мастерства и конкурентноспособности выпускников. В структуре экскурсионного бюро есть адиминистративно-плановый отдел (занимается распределением функциональных обязанностей сотрудников), производственный отдел (координирует и организует работу по оказанию услуг), финансово-экономический отдел (ведет учет и контроль над выполнением бизнес плана, несет ответственность за управление финансовыми средствами). Доход, полученный от экскурсионной деятельности Бюро, расходуется на оплату труда экскурсоводов, реинвестируется на развитие предприятия. Учащиеся постигают азы образовательно-предпринимательской деятельности, проходят процесс адаптации к современным условиям рыночной экономики. Учатся сами строить производственные отношения, рекламировать свою деятельность, вести финансовые расчеты. Советниками ребят являются учителя истории школы. В сферу деятельности экскурсионного бюро «Молодые ветра» входят и другие школьные музеи: Зал Боевой Славы, музей истории школы, музей под открытым небом «Аллея народной славы», музей истории города Усть-Илимска, музей детского прикладного творчества и экологический музей.

С музеем культурного достояния предков «Наследие» тесно сотрудничает научное общество учащихся «Факел», занимающееся научно- исследовательской деятельностью, результатом которой являются работы: «В старину едали деды», «Русский костюм», «Сибирский говорок», «Береста заговорила». Ученическое предприятие тесно сотрудничает с ученическими предприятиями школы: «Детский дом моделей», «Златовласка», «Хозяюшка», «Школа народных ремесел». Ученическое предприятие «Детский дом моделей» шьет русские народные костюмы по эскизам, привезенным из экспедиций. Сотрудники мини-предприятия создают модели, в которых просматриваются илимские мотивы. Прически, стилизованные под старину, создаются руками юных парикмахеров минипредприятия «Златовласка». Знакомство с сибирским разносольем происходит в школьном кафе «Хозяюшка», где можно отведать блюда по рецептам илимских старожилов. В мини-предприятии «Школа народных ремесел» учащиеся создают туеса, шкатулки, картины, панно, лоскутные одеяла, различную бижутерию в современном стиле в традициях народного искусства.

Традиционные школьные музеи по своей сути являются архивно-этнографическими, историческими, художественными и краеведческими. В них накапливается и демонстрируется накопленное о прошлом: предметно, функционально или в смешанном виде. Если музейные экспозиции остаются «неподвижными» на протяжении многих лет, то «предания старины глубокой» отчуждаются от школьников – посетителей музея, они их как бы и не касаются (было, да прошло). Мы считаем, что школьник должен приходить в «свой» музей не созерцать, а участвовать, самоопределяться в культуре. Новый подход к организации школьной музейной деятельности мы видим в преобразовании традиционного школьного музея в музей, утверждающий «миновавшую» культуру народов Приангарья, как живую, свободную и говорящую. Именно так возникла идея создания проекта «Берега памяти: творчество и выражение», суть которого - изменение практики школьного музея. Традиционный музей не исчезает и не исчезнет. Его функция «сохранять прошлое» неизбывна. С нашей точки зрения, современный школьный музей должен создавать для ребенка, подростка возможность интерпретации (понимания), диалога с дистантной (пространственно и хронологически) культурой. Он призван оживлять голос и язык места. Безусловно, это голоса местных сообществ, как уже утвердившихся в социокультурной сфере региона, так и юных, становящихся, только обретающих речь.

Суть проекта «Берега памяти: творчество и выражение» в новой гуманитарно-музейной практики можно выразить краткой формулой «Музей – это «Я».

Задача музея культурного достояния предков «Наследие» состоит в том, чтобы вещную среду, воздействующую механически на личность, заставить заговорить, то есть раскрыть в ней потенциальное слово и тон, превратить ее в смысловой контекст мыслящей, говорящей и поступающей (в том числе и творящей) личности.

Среди существующих типов музейных экспозиций наиболее полно поставленную задачу реализует организация в музее проблемно-дидактических выставок. Они представляют серию временных экспозиций «От замысла к воплощению», «Цвет, линия, пятно», «Форма и объем», «Отражение», объединенных единым смысловым стержнем. Этим стержнем является творчество и его выражение в прошлом и настоящем. Известен опыт возрождения русской традиционной культуры, духовно-нравственных православных традиций, народных традиций Западной Сибири в Новосибирске. Этим занимается школа народного пения «Васюганье». В нашей школе передача традиций по принципу «из рук в руки», их сохранение и распространение осуществляется через музей культурного достояния предков «Наследие». Сегодня он располагает значительным количеством предметов семейно-бытовой культуры коренных жителей Приангарья, несущих в себе творческий потенциал. Многие из этих предметов относятся к произведениям декоративно – прикладного искусства. Они являются объектом пристального анализа школьного художественно – исследовательского центра народных промыслов. Результатом такого анализа являются расшифрованная техника и приемы изготовления этих предметов. Эта техника, ее элементы, приемы в дальнейшем оживают в работах школьников на уроках художественного труда (художественное вязание, фриволите, декоративная отделка из дерева и металла).

Настоящий проект явился результатом осознания необходимости обращения к социальному опыту предыдущих поколений, осознания того, что школьный музей призван сохранять не только атрибуты труда, но и сам процесс труда, его организацию, профессиональные навыки, технологии. Педагогический коллектив школы считает, что переход от объективно – хранительной к процессо- хранительной концептуальной схеме деятельности школьного историко-краеведческого музея позволяет по иному определить его предназначение – сохранение социальной памяти, заключенной в экспонатах, в том числе в технологических процессах, профессиональном мастерстве, жизненном опыте прошлых поколений.

Для более эффективной реализации проекта учителем истории Пушкаревым В.В. (в настоящее время отцом Вячеславом, настоятелем Троицкого собора поселка Хомутово Иркутского района) была разработана программа «История земли Илимской». Постоянное обращение программы к проблемам приилимской географии, геологии, фольклора, религии, четко очерчивала прямые межпредметные связи с основными общешкольными дисциплинами: географией, биологией, МХК, обществознанием, что позволяло взаимодействовать с учителями данных предметов, более глубоко рассматривать вопросы курса.

В системе патриотического воспитания юных граждан школьный музей становится образовательным пространством, ресурсом в становлении гражданского самосознания и самоопределения жизненных позиций юных сибиряков.

Через реализацию проекта «Берега памяти: творчество и выражение» учащимися приобретается опыт личного соприкосновения с реальностью истории и культуры через предметный ряд, свободный выбор ребенком содержания и форм освоения культурного пространства.

Ребят привлекает общение, возможность заниматься исследованиями, учиться проводить экскурсии, разрабатывать и реализовывать проекты. Многие учащиеся считают, что музей помогает им учиться, расширяет кругозор, помогает в профессиональном и жизненном самоопределении.

Музей самым непосредственным образом включен в учебно-воспитательный процесс. Музейное пространство дает широкие возможности для проведения разных типов уроков, в том числе и интегрированных. Нетрадиционность форм обучения и наглядность изучаемых объектов, а также живое общение учащихся с предметами исследований создают положительный эмоциональный фон для более эффективного восприятия материала.

Музей работает по педагогической концепции, в основу которой заложены идеи целостности, систематичности, непрерывности образования. Работа, начатая на уроке, продолжается во внеурочное время. Здесь проводятся тематические и обзорные экскурсии, разработанные самими учащимися, проходят заседания клуба «Сибиряк», праздники, встречи с интересными людьми.

В 2008 году на V региональном конкурсе «Через прошлое к будущему» в рамках XVI Международной образовательной выставки «УЧСИБ – 2008» в городе Новосибирске работа музея культурного достояния предков «Наследие» была отмечена памятной медалью имени М.Н.Мельникова.

Приложение.