Использование рефлексивных приемов и методов на уроках гуманитарного цикла

Разделы: Общепедагогические технологии


Цель этой работы – предложить коллегам методы и приёмы по формированию рефлексивной деятельности, которые мы используем на уроках русского языка и литературы.

Смысл данной методики заключается в том, чтобы школьник смог “спроектировать”  полученные знания на свой внутренний мир, задача учителя - воспитать мышление, предусматривающее смещение акцентов  в усвоении знаний с увеличения объема информации на выработку личностного отношения к  знаниям,  критическое их осмысление. Поэтому на уроке мы учим выделять главное, планировать собственную деятельность, анализировать, оценивать.

В процессе нашей практики были отработаны приемы, которые раньше использовались эпизодически, а теперь сложились в систему.

1. Работа над темой урока. Возможные варианты

  • Начиная новую тему (а также продолжая или завершая ее), учитель фиксирует ее формулировку на доске, а учащиеся выделяют главное, ключевое понятие и объясняют, почему именно это понятие является таковым.
  • Заголовок урока может содержать в себе скрытый план изучения темы. В таком случае учащиеся сначала с помощью учителя, а потом и самостоятельно, выделяют ключевые понятия, определяют порядок и направленность учебной работы над темой.
  • На основе формулировки темы учащимся предлагается самостоятельно вычленить ведущую проблему урока, объяснить заложенное в названии противоречие и самим выбрать способы её решения.
  • Формулирование учащимися темы в конце урока с последующим прогнозированием собственной и коллективной деятельности

2. Анализ монологического ответа учащегося

  • Дан ли ответ на поставленный вопрос? (Полный или неполный, правильный или неправильный)
  • Выдержана ли структура ответа? (Вступление, основная часть, заключение)
  • Наличие аргументов (факты, цитаты, источники, аналогии и т.д.)
  • Логика ответа
  • Грамотность речи
  • Что ты посоветуешь однокласснику?

3. Подведение итогов урока (рефлексия в конце урока может быть как традиционной, так и творческой: богатый материал для творческих рефлексий дают эвристические олимпиады «Эйдос» (http://www.eidos.ru/ )

  • Над чем работали?
  • Как думали?
  • Что нового узнали?
  • Что получилось? Что не получилось?
  • Над чем нужно работать?

Работая над проблемой, мы по-разному отнеслись к методическим приёмам, используемым на уроках русского языка и литературы, поскольку специфика литературы заключается в том, что это предмет эстетического цикла, предмет искусства, а вся художественная деятельность строится на активном воображении, творческом мышлении. Л.С.Выготский писал: «Восприятие искусства требует творчества, потому что для восприятия искусства недостаточно просто искренне пережить то чувство, которое владело автором, недостаточно разобраться и в структуре самого произведения – необходимо ещё творчески преодолеть своё собственное чувство, … и только тогда действие искусства скажется сполна.»

В нашей практике мы значительное место отводим урокам, на которых используем методику французских мастерских. Такие занятия позволяют оптимально использовать рефлексивные методы и приёмы (Подробно методика изложена в работе «Нарисуйте счастье: Технология французских педагогических мастерских и развития критического мышления в авторской интерпретации» Ковальчуковой А. http://www.ug.ru/issue/?action=topic&toid=3896)

  • Метод символического видения. Заключается в отыскании или построении учеником связей между объектом и его символом.
  • Метод сравнения версий. Предполагает сравнение собственного варианта решения проблемы с культурно-историческими аналогами, которые формулировали великие учёные, философы, богословы и т.д.
  • Метод «Если бы…». Ученикам предлагается составить описание или нарисовать картину того, что произойдёт, если в мире что-то изменится.
  • Метод «ключевых слов». Данный метод помогает учащимся актуализировать личностные смыслы при работе с текстом.
  • Метод эвристического исследования.
  • Метод конструирования вопросов. Предполагает самостоятельную постановку вопросов к изучаемому объекту.
  • Метод смысловых ассоциаций
  • Метод вживания. Посредством чувственно-образных и мыслительных представлений ученик пытается «переселиться» в изучаемый объект или перевоплотиться в него, чтобы почувствовать и понять его изнутри.
  • Метод образного видения. Предполагает постановку заданий, ориентирующих учащихся на попытку эмоционально- образного видения и изображения объекта.
  • Приём «Чтение с пометками»
  • Приём «Закончи предложение»
  • Приём «Панель». Цель: дать возможность всем желающим высказать свою точку зрения, создать условия для возникновения вопросов, разных способов решения той или иной задачи.

Особое внимание мы уделяем  детским сочинениям, поскольку они способствуют раскрытию интеллектуальных и духовных возможностей детей: отражают эмоциональное восприятие, формируют мышление, умение размышлять над разными фактами и явлениями, развивают потребность в самовыражении и сопереживании. Мы работаем над следующими видами сочинений (теоретическое обоснование и методику работы см. в статье З.Н.Новлянской, Г.Н.Кудиной «Литература как предмет эстетического цикла»):

  • сочинения, непосредственно связанные с содержанием литературных произведений, где учащиеся выступают в роли критика. Условно сюда можно отнести также исследовательские работы по литературе.
  • сочинения – художественные произведения (сказки, рассказы, пьесы, стихи), где учащиеся пытаются сами сочинять. Особо отметим те сочинения, в которых школьникам предлагается представить себя в роли кого- либо («Монолог пенала», «Лыжный ботинок» и т.д.)
  • публицистические сочинения, где учащийся может выразить своё мнение, свою личную точку зрения. Этим работам мы придаём особенное значение, т.к. в них школьники размышляют о себе, о фактах и явлениях, которые их окружают, о жизненных ценностях и нравственных проблемах («С чего начинается Родина?», «Дружба настоящая и мнимая» и т.д.).

Творчество заложено в детях самой природой: они любят выдумывать, фантазировать, перевоплощаться. Творческое самовыражение на уроках литературы может происходить и при помощи рисунков. В таком случае мы предлагаем школьникам такие задания:

  • передайте настроение лирического героя при помощи рисунка
  • выразите своё впечатление о стихотворении при помощи рисунка
  • каким вы представляете героя (повести, рассказа, пьесы и т.д.), сделайте письменный комментарий к рисунку
  • придумайте грим, костюм герою пьесы, прокомментируйте свой замысел
  • изобразите город, в котором живут персонажи произведения, объясните рисунок и т. д.

В заключение скажем, что такая система работы позволяет создать условия, побуждающие детей  к деятельности через востребованность их знаний, способствует развитию критического мышления: анализа, обобщения, прогнозирования, самооценки.
Использование рефлексивных методов и приёмов способствует формированию
творческого самостоятельного мышления, развивают воображение и творческие способности, способствуют раскрытию интеллектуальных и духовных возможностей детей.