Урок физики "Экспериментальные методы исследования частиц" (9-й класс)

Разделы: Физика, Общепедагогические технологии

Класс: 9


Цель:

  • Изучить и защитить приборы регистрации частиц, их устройство и принцип действия, назначение.
  • Продолжить формирование умений работать в группе, составлять план ответа в тезисах, проводить самоанализ, работать с книгой, со схемами приборов.
  • Развивать умения выделять главное, сравнивать, сопоставлять, обобщать, продолжать развивать самостоятельность, познавательный интерес через игровую форму урока.
  • Проследить диалектический путь познания на примере изучения приборов для регистрации частиц.

Тип урока: Урок изучения нового материала.

Форма: Деловая игра с элементами проектной деятельности.

Оборудование: На каждом столе рисунки, схемы для каждого прибора (приложение 1), дополнительный теоретический материал (приложение 4), карта оценивания работы (приложение 2), для каждой группы карта-задание (приложение 3).

План урока

Этапы урока

Время

Приемы и методы

1. Введение: постановка целей урока, повторение изученного материала, план работы.

6 мин

Сообщение учителя. Фронтальный опрос.

2. Изучение нового материала (приборов счётчика Гейгера, камеры Вильсона, пузырьковой камеры).

15 мин

Работа в экспертных группах. Подготовка докладов. Записи в тетради.

3. Защита экспертных докладов.

10 мин

Выступление учащихся.

4. Выполнение лабораторной работы.

5 мин

Проведение опытов. Записи в тетради.

5. Подведение итогов.

2 мин

Сообщение учителя. Беседа.

6. Домашнее задание.

2 мин

Сообщение учителя.

ХОД УРОКА

1. Изучая строение атома и радиоактивности, мы с вами установили состав излучения, свойства излучения и знаем, что они при определенных условиях могут представлять опасность для здоровья живых организмов. Радиоактивное излучение невидимо. Для того, чтобы защитить свою жизнь от биологического действия излучений необходимы специальные приборы, обнаруживающие излучение. Человек должен знать такие приборы, их изучать для этого мы присутствуем на заседании научно-исследовательской лаборатории в НИИ, где заседает экспертный совет. На заседание приглашены: заказчик фирмы, экспертные группы и группы оппонентов. Заказчик предоставит заказ фирмы. Экспертный совет, состоящий из независимых экспертов, прослушает доклады спикеров от каждой экспертной группы, оценит защиту (презентацию) проекта прибора, и вместе с заказчиком выберет лучший проект, который будет использован на практике. Качество защиты будет оценено в баллах от 3 до 5. Каждая экспертная группа имеет оппонентов, что позволит более тщательно провести защиту прибора, расширить представленную информацию о нём.

А теперь слово имеет – заказчик.

ЗАКАЗЧИК: Господа эксперты! Современные технологии требуют максимальной информации о заряженных частицах. Сегодня вам предоставляется возможность познакомить экспертный совет со своими исследованиями, оценкой качества прибора.

УЧИТЕЛЬ: Господа эксперты и оппоненты вспомните, в процессе рассмотрения какого опыта, вы уже познакомились с одним из методов регистрации частиц?

Правильно, это метод сцинтилляции. Но этот метод не дает необходимой точности. Результат подсчета вспышек на экране в большей степени зависит от остроты зрения наблюдателя. Глаза быстро устают.

Сегодня на вашу экспертизу представлены более совершенные приборы: счетчик Гейгера, камера Вильсона и пузырьковая камера.

Господа эксперты, ваша задача – используя документацию о приборе, провести экспертизу и познакомить экспертный совет со своими исследованиями, а что конкретно необходимо провести при исследовании – вы можете ознакомиться по карте исследования, в которой содержится вся необходимая информация.

На исследование вам отводится 10 мин., а для защиты экспертизы – 2 мин.

В каждой экспертной группе есть: спикер, эксперт, оратор, теоретик, практик. Группы оппонентов так же работают по карте исследования и продумывают уточняющие вопросы, чтобы более точно оценить качество прибора. Заказчик внимательно слушает защиту приборов и задает вопросы, касающиеся качества прибора, принимает активное участие в работе экспертной группы.

2. Итак, господа, приступили к экспертизе.

Идет защита экспертных докладов (группы №1, №2, №3).

Группы оппонентов №4, №5, №6 задают уточняющие вопросы по данному прибору.

Заказчик: Господа эксперты и оппоненты! Благодарю Вас за работу. Слово экспертному совету. Экспертный совет закончил свою работу и пришел к выводу, что    прибор принят как лучший –« 5» , а этот прибор еще нужно доработать и устранить недостатки – « 4».

Укажем преимущества качественного прибора:

  • простое устройство;
  • быстродействие;
  • долгое сохранение полученных измерений.

4. Предлагает Уважаемые участники игры! Вам предлагается провести научное исследование треков частиц в приборах, о которых шла сегодня речь. И это изложить в научной работе. Все рекомендации по поводу этой работы, вы можете найти в учебнике на стр. 238 (выполнение фрагмента лабораторной работы №6).

Перед началом работы внимательно прочитайте пояснения к лабораторной работе. В тетради необходимо записывать только ответы на вопросы заданий.

ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ: §58. Закончить отвечать на вопросы лабораторной работы №6.

Отчеты сдать с выставленной самооценкой. Отметки будут выставлены после проверки лабораторной работы.