Цикл уроков по символике гербов и эмблем

Разделы: МХК и ИЗО


Цикл уроков в 5-м классе, посвященных символике гербов и эмблем очень важен в курсе изобразительного искусства. Эти уроки воспитывают чувство патриотизма, уважения к истории и традициям своей Родины, а так же уважение к символам других стран и народов. Учитель прослеживает с детьми историю международного языка символов на протяжении веков до сегодняшних дней, учащиеся выражают свои идеи, жизненные принципы с помощью символического языка геральдики, составляют гербы школы, семьи и свои собственные. Эти уроки проходят в атмосфере сотворчества, дети активны и очень заинтересованы в конечном результате. Во время практической работы учащиеся не ограничены в выборе художественных материалов: это и краски, и цветная бумага, и графические материалы.

Для успешного проведения цикла уроков по геральдике используются методы обучения, вытекающие из основополагающих принципов программы Б. М. Неменского:

  • метод художественно-педагогической драматургии (принцип художественного уподобления);
  • метод поэтапных открытий (принцип целостности и неспешности);
  • метод привлечения личного опыта детей (принцип постоянства связи с жизнью);
  • метод свободы в системе ограничений (принцип создания потребности в приобретении знаний и навыков);
  • метод диалогичности;
  • метод сравнений (наглядный материал дает многовариантность решений);
  • метод коллективной и групповой работы.

Предлагаются три урока по данной теме:

  1. “Знаки и символы современности” (на этом уроке школьники погружаются в проблематику данной темы, материал знаком из жизненного опыта детей).
  2. “О чем рассказывают гербы и эмблемы. Язык геральдики” (на уроке дети знакомятся с символическим языком геральдики, правилами выполнения гербов).
  3. “Значение гербов и эмблем в нашей жизни” (обобщение знаний о символическом языке геральдики, изучение герба России, родного города, составление герба своей семьи и своего личного герба).

На уроках учащиеся пользуются учебником для 5 класса Н.А. Горяева “Декоративно-прикладное искусство в жизни человека” и рабочей тетрадью “Твоя мастерская”.

Урок №2: “О чем рассказывают гербы и эмблемы. Язык геральдики”

Тип урока: комбинированный.

Форма урока: урок-путешествие

Материалы: белая бумага, цветная бумага, ножницы, клей (по желанию – гуашь, краски, графические материалы).

Оформление доски:

Центральная часть: изображение двух средневековых городов, между ними дорога, по которой едет рыцарь, закованный в латы.

Левая часть доски: изображение рыцарского турнира (в начале урока закрыто).

Правая часть доски: “Словарик”

Символ – условный знак, обозначающий идею, явление, понятие (на рисунках: крест – вера, снежинка – снег, сердце – любовь и т.п.)

Лаконичный – краткий, четкий.

Стилизованный – обобщенный, упрощенный.

Композиция – умение составлять, соединять части в единое целое.

Композиция – расположение и единство частей художественного произведения.

Эмблема – предмет или изображение как символ, отражающий какую-либо идею (на рисунках эмблемы: палитра-художник, книга-писатель и т.п.).

Герб – (заполняется в ходе урока).

Геральдика(заполняется в ходе урока).

Зрительный ряд: макеты щитов (с гербами), макет или изображение средневекового корабля, гербы, выполненные в прошлые годы, таблица по основам геральдики (символика цвета, формы щитов, геральдические и негеральдические фигуры).

Музыкальный ряд: французская средневековая музыка.

Цели урока:

  1. Сформулировать понятие о декоративности, орнаментальности, изобразительной условности искусства геральдики, подчеркнув социальную значимость гербов и эмблем в Средние века. Научить выполнять выразительные, лаконичные композиции гербов.
  2. Развивать умение выполнять вариации на тему гербов и эмблем на основе классического герба и современных символов.
  3. Воспитывать творческое отношение и интерес к формам совместной деятельности.

Структура урока:

  1. Вступление – символический язык декоративного искусства.
  2. Адаптированное целеполагание.
  3. Завязка – путешествие в Средневековую Европу. Едем вместе с рыцарем из города Зеебурга в Доброград.
  4. Постановка проблемы – как узнать, кто этот рыцарь и откуда он?
  5. Кульминация – рыцарский турнир; прибытие заморского корабля. Герб – это символическое изображение.
  6. Правила выполнения гербов.
  7. Эпилог – задание: сделать герб города Доброграда и ремесленников.
  8. Создание группы герольдов, раздача индивидуальных заданий, выполнение заданий детьми.
  9. Выставка работ, итог урока.
  10. Домашнее задание.

Ход урока

Ребята, на предыдущих уроках мы много узнали о символическом языке декоративного искусства.

Украсить - значит наполнить вещь смыслом, определить роль ее хозяина.

Человек во все времена окружал себя знаками, символами. Они помогали выявить роль человека в обществе, защитить, оберечь, организовать общение людей. И вот опять символ становится главным героем сегодняшнего урока.

Сегодня мы узнаем историю появления гербов, правила, по которым они составлялись, их символический смысл. И самое главное - вы сами попробуете сделать герб.

Загляните в наш словарик (доска). Эти термины мы знаем, и сегодня они нам понадобятся. А вот значение последних слов нам предстоит узнать.

Чтобы это все у нас осуществилось нам нужно попасть в XIII в. (т.е. на 800 лет назад) в Западную Европу. Пусть это будет Англия или Франция. А может Германия? Это было время рыцарей и прекрасных дам, грозных королей и трудолюбивых ремесленников.

Итак, на берегу моря стоит славный город Доброград. Отправимся в гости к жителям города и к их королю. Посмотрите, а вот этот рыцарь из Зеебурга тоже направляется туда. Он закован в железные латы, даже лошадь в железных доспехах.

Как вы думаете, легко ли стражам города узнать с какими намерениями едет этот рыцарь, какого он роду-племени, откуда прибыл? (Ответы детей, выявление проблемы: нужны “опознавательные” знаки).

Показываем щит рыцаря. Как вы думаете, ребята, а что может рассказать нам вот этот щит о его владельце. На красном фоне благородный “царь зверей” – лев. Каков он – рыцарь, владеющий этим щитом? Ответы детей: мужественный, храбрый, отважный, знатный. Такого благородного рыцаря встретят с почетом в городе Доброграде!

А наш рыцарь уже участник рыцарского турнира в честь прекрасной принцессы (обсуждение изображений на щитах участников турнира) Но посмотрите, на горизонте показался корабль. Жители города Доброграда выходят встречать новых гостей (показ макета корабля). Какие интересные узоры на парусе и на щитах. Быть может это узоры для украшения корабля, как вы думаете? Правильно, это символы.

Яркие рисунки на щитах должны были помочь воинам отличать соратников от врагов, узнавать, откуда этот человек, к какому роду принадлежит.

Символические изображения, выполненные по определенным правилам, и отражающие степень знатности рода, основные занятия и заслуги рода стали называться гербами.

Герб (нем.) – наследство (запись в словарик).

Вначале личные гербы имели только аристократические семьи. Изображались гербы на щитах и флагах (штандартах). Но позже появились так называемые “гербовые платья”: сочетание цветов подбиралось по цвету фамильных гербов и украшалось фигурными символами. И хотя символический язык гербов был понятен современникам, появились люди, изучающие и составляющие гербы – герольды. А специальная наука, изучающая гербы, называется геральдикой (запись в словарик).

Давайте запишем на доске каковы же правила составления гербов? Откройте учебник на стр. 124-125.

  1. Форма – разная, повторяющая формы боевых щитов.
  2. Деление щита.
  3. Цвет – “геральдические эмали”. Значение цвета давайте посмотрим в таблице, обратите внимание на современное значение цвета.
  4. Геральдические фигуры – глава, пояс, крест, столб – они выделялись другим цветом.
  5. Негеральдические фигуры – изображение людей, животных, кораблей, построек, фантастических животных.

Со временем герб становился сложнее – щит стали поддерживать щитодержатели, герб стала украшать лента с девизом и короной.

Девиз – выражение, отражающее жизненные принципы рыцаря.

Жители славного города Доброграда – ремесленники и портные, оружейники и хлебопеки, гончары и их добрый король – просят вас ребята стать герольдами и придумать герб для их города и для мастеров-ремесленников.

Но вы должны сдать экзамен:

  1. Прочитаем гербы, которые сделали ребята в прошлом году (2-3 герба).
  2. Давайте обсудим основные символы для города Доброграда. Негеральдические: ключ, открытые ворота, голубь мира т.п., геральдические цвета и фигуры – выбирайте сами.

Давайте объединимся в группы. А кто будет работать сам? – пожалуйста.

Итак, задание: Придумать герб города Доброграда и герб-эмблему для ремесленных цехов (Дети начинают работать). Вы должны выбрать: 1) форму герба; 2) выбрать цвет; 3) выбрать или придумать негеральдические фигуры; 4) составить выразительную композицию (принцип симметрии, законы сочетания цветов, помните, что контрастные цвета взаимно подчеркивают и выделяют друг друга). Все знаки на гербе должны быть четкими, лаконичными, легко видны издалека.

Итог: Сегодня мы с вами доказали, что простое, четкое изображение, символ может выражать очень важные идеи, жизненные принципы человека, города, государства. Научились сами четко, ясно выражать собственные идеи с помощью символов, эмблем.

На следующем уроке мы поговорим о истории государственного герба России и нашего города.

Выполните дома творческое задание в рабочей тетради “Твоя мастерская” на стр. 26-27.