Урок биологии "Гидросфера и ее части"

Разделы:


Цели урока:

Образовательная:

  • учащиеся устанавливают, что гидросфера - это водная оболочка Земли и она включает в себя основные части: Мировой океан, воды суши, воды атмосферы, подземные воды, ледники;
  • определяют расположение водных объектов по карте.

Развивающая:

  • учащиеся описывают основные свойства воды;
  • выявляют, какие воды образуют гидросферу и где сосредоточена данная вода;
  • определяют положения водоёмов на физической карте мира и наносят их на контурную карту.

Воспитательная:

  • учащиеся убеждаются в том, что: вода находится везде и играет важную роль в природе и жизни человека; пресной воды на Земле всего 2% и нужно бережно относиться к воде; таянье ледников грозит глобальной катастрофой.

Оборудование:

  • колбы с водой,
  • контурные карты,
  • видеодиск с фильмом о воде,
  • физическая карта мира
  • презентация

Оформление доски: На доске записаны слова: Вода! У тебя нет ни вкуса, ни цвета, ни запаха, тебя невозможно описать, тобой наслаждаешься, не ведая, что такое! Нельзя сказать, что ты необходима для жизни: ты - сама жизнь. Ты наполняешь нас невыразимой радостью:

Ты - самое большое богатство на свете.

Ход урока

Мотивационно - ориентировочный этап

Учитель: Мы начинаем наш урок с хорошим настроением и настраиваем себя на плодотворную работу. Оценивать вашу работу будем совместно.

Посмотрите небольшой фрагмент фильма, но фильм будите смотреть без звукового сопровождения. Определите, о чём говорится в фильме.

Просмотр фильма.

Ученик: Я думаю, речь в этом фильме пойдёт о воде.

Учитель: Правильно фильм действительно о воде.

Учитель: Ребята, а какое бы вы, дали определение воде. Запишите это определение в тетрадь.

Ученики зачитывают свои определения.

Учитель: Прочитайте, пожалуйста, какое определение воде дал французский писатель, лётчик Антуан де Сент-Экзюпери.

Текст прочитывается учителем.

Учитель: Кто напомнит название географических оболочек Земли?

Ученик: Оболочки Земли - литосфера, гидросфера, атмосфера, биосфера.

Учитель: Что обозначают названия этих оболочек?

Ученик: Литосфера - это земная кора, литосфера - это воздушная оболочка, гидросфера - это водная оболочка, биосфера - это живая оболочка.

Учитель: Молодцы! Какие оболочки мы изучили?

Ученик: Мы изучили атмосферу и литосферу.

Учитель: Сегодня мы познакомимся:

Ученики: С гидросферой!

Учитель: Записываем число и тему урока: Гидросфера и её части.

Какая у нас с вами будет поставлена цель?

Ученик: Узнать особенности гидросферы и её состав.

После диалога с учащимися цель урока проецируются на экран.

Учитель: И так основная цель - это изучение основного состава гидросферы.

Операционально-исполнительский

Учитель: У вас у всех имеется карточка выполняемых заданий. Предложенные задания будите выполнять в этих карточках. Оценивать свою работу вы будите сами. В ходе изучения нового материала вы получите задания трёх уровней - на оценку "3", "4" и "5". Задания даются в порядке усложнения. На столе в колбах у вас находится вода. Опишите воду и запишите основные свойства воды в карточку.

Учитель: Вода о себе говорит так:

Я и туча, и туман,
Я ручей и океан,
Я летаю и бегу,
И стеклянной быть могу.

- Как вы это понимаете? Запишите это свойство воды в карточку.

Учитель: Для того чтобы записать следующее свойство, мы с вами проводим опыт со шприцом, а после проведённого опыта вы это свойство запишите в тетрадь.

Возьмите пустой шприц, закройте отверстия шприца, куда вставляется иголка, пальцем и нажимайте на поршень. Что вы наблюдаете и ощущаете?

Ученик: Поршень движется, но очень медленно, а потом не движется.

Учитель: Как вы думаете почему?

Ученик: Промежутки между молекулами воздуха сжимаются до определённого предела.

Учитель: А до какого предела?

Ученик: Пока все молекулы не соединятся плотно.

Учитель: Правильно. Пока все молекулы не соединятся плотно друг к другу, поршень будет двигаться. Значит, каким свойством обладает воздух?

Ученик: Воздух сжимается.

Учитель: Продолжаем опыт. Набираем в шприц воды, двигаем поршнем и убираем воздух, до тех пор, пока не появится капля воды, закрываем пальцем отверстие и опять двигаем поршень.

Ученик: Вода сжимается с трудом.

Учитель: Как вы думаете, почему?

Если будут затруднения нужно помочь детям.

Ученик: Молекулы воды находятся близко друг к другу, и сжать воду не возможно.

Учитель: Молодцы! Запишите это свойство и дополните свой список.

Учитель: А теперь я демонстрирую опыт, а вы попытаетесь сами назвать свойство воды и записать себе в тетрадь.

Демонстрируются опыты с растворимостью веществ в воде - сахарный песок, марганцовка. Дети записывают данное свойство в тетрадь - вода является растворителем

Учитель: Дополните свой список ещё одним свойством.

Учитель: Обменяйтесь тетрадями, проверяем данное задание.

Ученики проверяют правильность выполненного задания по готовому шаблону, который проецируется на экран. Нормативы оценок имеются у учащихся в карточке заданий.

Кто зачитает все основные свойства воды.

Ученик: Вода бесцветная, прозрачная, находится в трёх состояниях, без вкуса и запаха, не имеет своей формы, плохо сжимается, является растворителем.

Учитель: У кого из вас есть свойства, которые не указаны в готовом шаблоне.

Учащиеся зачитывают свойства, которые не указаны в шаблоне.

Учитель: Кто знает какие атомы входят в состав воды?

Ученик : Атомы кислорода и водорода.

Учитель: Переходим к заданию второго уровня. Открываем учебник стр.91-93. На основе текста учебника составьте схему: "Составные части гидросферы" и указать процентное соотношение.

Образец схемы:

Учитель: Приглашаю двух учеников для составления схемы.

Ученики составляют схемы, затем происходит обсуждение составленных схем, вносятся дополнения. Лучшая схема берётся за основу, учащиеся оценивают свои схемы на основе оригинала, который проецируется на экран.

Учитель: Ребята кто из вас выполнил схему на отлично? (дети поднимают руки) А кого есть недоработки и какие? (обсуждение с детьми). Оцените свою работу. Кто назовёт составные части гидросферы?

Ученик: Составные части гидросферы: воды Мирового океана, воды суши, ледники, подземные воды.

Учитель: Кто знает, какая вода бывает в природе?

Ученик: Пресная вода и солёная.

Учитель: А какой воды меньше?

Ученик: Пресной воды составляет в природе около 4%.

Учитель: Какая вода больше используется человеком?

Ученик: Человеком больше используется пресная вода.

Учитель рассказывает о бережном использование пресной воды

Учитель: Где сосредоточена пресная вода?

Ученик: Пресная вода находится в реках, озёрах, болотах, ледниках.

Учитель: Какие вам известны крупные реки России?

Ученик: По территории России протекают реки: Ока, Волга, Лена, Амур.

Учитель: У вас у всех есть на листочках задания для домашнего выполнения и там указаны названия: океанов, морей, рек и озёр, которые вы должны отметить на контурных картах.

Учитель: Кто мне назовёт и покажет океаны нашей планеты?

Ученик выходит к доске и показывает и называет океаны. С учащимися обсуждаются особенности океанов.

Учитель: Как образуются ледники? Где большое количество ледников?

Ученик: Ледники образуются из-за таяния, замерзания и уплотнения снега.

Ученик: Большое количество ледников в горах, на острове Гренландия, в Антарктиде.

Учитель: Какие воды называются подземными?

Ученик: Воды, которые располагаются в верхней части земной коры.

Учитель: Запишите себе в тетрадь новый термин - источник. Есть ли вода в атмосфере?

Ученик: В атмосфере есть вода. Она представлена водяным паром.

Учитель: " Жила я когда-то в большом - большом океане. Но жила я не одна, вместе со мной жили мои братья и сёстры, нас было очень много. Жили мы весело, играли в разные игры. Однажды в жаркий день мы так разыгрались, что я оторвалась от своих братьев и сестёр, стала невесомой, лёгкой и полетела вверх. Летела я, летела вверх, так интересно было рассматривать землю сверху, но было скучно одной, а ветер относил меня всё дальше, и на своём пути я всё чаще стал встречать своих братьев и сестёр. Нас уже было целое облако. Но вдруг подул холодный ветер. Мы начали мёрзнуть и стали прижиматься друг к другу, чтобы согреться. Мы превратились в большую тяжёлую каплю и уже не могли удержаться высоко над землёй и начали падать вниз. Мне было очень интересно, куда же я упаду, где я ещё побываю и что нового увижу. Приземлилась я в речку и снова встретилась там со своими братьями и сёстрами. Мы снова стали весело жить и играть. А мне так понравилось путешествовать, что я всё время ждала, когда же такой момент наступит вновь".

Давайте вспомним, какой важный процесс природы описан в этой сказки. Ученик: Этот сложный процесс называется круговоротом воды в природе.

Учитель: Перед вами схематичный рисунок круговорота воды в природе. Дополните схему необходимыми словами и выражениями.

Ученики делают необходимые записи в схеме. После выполненной работы схема проецируется на экран. Дети проверяют схему и оценивают свою работу.

Образец схемы

Рефлексивно - оценочный этап

Учитель: Ещё одно задание второго уровня. Выполняем тест, который предложен в карточках.

По окончанию работы ответы проецируются на экран. Учащиеся обмениваются тетрадями. Называются нормативы оценок. Учащиеся выставляют оценки.

Учитель: Предлагаю выполнить задание третьего уровня - это задание на оценку пять, которое будет оцениваться учителем. Задание для выполнения имеется у вас в карточке.

Учитель: Какая тема была изучена на уроке.

Ученик: Тема сегодняшнего урока: "Гидросфера и её части"

Учитель: Что такое гидросфера?

Ученик: Гидросфера - это водная оболочка Земли.

Учитель: Что ещё было изучено нами?

Ученик: Нами были изучены свойства воды.

Учитель: Какие вы можете перечислить свойства воды.

Ученик: Вода прозрачная, бесцветная, без запаха, находится в трёх состояниях, плохо сжимается, является хорошим растворителем.

Учитель: Назовите главные составные части гидросферы.

Ученик: В состав гидросферы входит: Мировой океан, воды суши, подземные воды, ледники, вода атмосферы.

Учитель благодарит всех за урок, подводит итог работы на уроке и выясняет оценки за урок.

Учитель: Дома вы готовите пересказ текста на стр. 91 - 96.

Заполнить контурные карты. Благодарю всех за урок.

Приложение.