Интеллектуальный марафон для учащихся 5-х классов

Разделы: Математика


Цели:

  • Продолжить развитие познавательного интереса и активизации мыслительной деятельности учащихся.
  • Продолжить развитие логического мышления, памяти, внимания.
  • Воспитание выдержки, терпения, усидчивости.

Оборудование:

ПК, проектор, презентация, бланки ответов, раздаточный материал, музыка из мультфильмов.

Правила игры:

Марафон проводится во внеурочное время (время проведения 60 мин.) на параллели учащихся 5 классов. Каждый класс выставляет команду из 6 человек.

Марафон состоит из 7 конкурсов. Названия каждого находятся на слайдах презентации, например, "Ответь на вопросы", "Лабиринт" и т. д.

Каждой команде выдаётся раздаточный материал для каждого конкурса. Время выполнения определяет ведущий марафона. По истечении времени листы с ответами каждая команда сдаёт жюри.

Задания проверяются сразу же. В презентации все ответы даны. Жюри выставляет баллы команд в сводную таблицу на доске.

Команда - победитель получает "плавающую пятёрку" (которой можно закрыть любую, не устраивающую ученика оценку, в любой момент до конца учебного года); за второе место - пятёрку в журнал; за третье место - четвёрку в журнал; остальные получают утешительные призы.

Ход игры

Приветствие учителем учащихся, объявление темы, целей и правил игры.

Путешествие по стране любимых мультфильмов.

Подведение итогов, награждение участников игры.

Рефлексия.

 Раздаточный материал для конкурсов.

1) Ответь на вопросы:

  1. На грядке сидели 4 воробья. К ним прилетели еще 2 воробья. Кот Васька подкрался и схватил одного воробья. Сколько воробьев осталось на грядке?
  2. Четверо играли в домино 4 часа. Сколько часов играл каждый?
  3. По дороге 2 мальчика шли и 2 рубля нашли. За ними еще четверо идут, сколько они найдут?
  4. Петух, стоя на одной ноге, весит 3 кг. Сколько он весит, стоя на двух ногах?
  5. Найти 2 таких числа, произведение которых 24 и частное тоже 24.
  6. Сколько получится десятков, если 2 десятка умножить на 3 десятка?
  7. Пассажир такси ехал в село. По дороге он встретил пять грузовиков и три легковые машины. Сколько всего машин ехало в село?
  8. Ребята пилят бревно на части определенной длины. Отпиливание одного такого куска занимает одну минуту. За сколько минут они распилят бревно длиной 5 метров на пять частей?

 2) Лабиринт:

АРИФМЕТИЧЕСКИЙ ЛАБИРИНТ

Точка отправления - правый нижний угол. Нужно выйти в левом нижнем углу, избрав такую дорогу, чтобы сумма цифр, проставленных в клеточках на вашем пути, составила 45. Двигаться можно только по горизонтали и вертикали.

3 2 7 9 5
1 4 3 1 9
1 7 2 6 8
9 5 3 2 1
1 5 7 4 3

3) Ребусы:

Разгадайте ребусы.

4) Сколько?

Самое крупное наземное животное - африканский слон. Узнайте высоту, длину тела (в см) и его массу (в кг).

5) Шуточные задачи:

1. По дороге вдоль кустов,
Шло 11 хвостов,
Сосчитать я также смог,
Что шагало 30 ног.
Это вместе шли куда - то
Петухи и поросята.
А вопрос мой к вам таков:
Сколько было петухов?

2. Прилетели галки, сели на палки.
Если на каждой палке,
Сидит по одной галке,
Тогда для одной галки,
Не хватает палки.
Если на каждой палке,
Сидит по две галке,
То одна из палок,
Будет без галок.
Сколько было галок?
Сколько было палок?

3. Как-то рано, по утру,
Птицы плавали в пруду.
Белоснежных лебедей,
Втрое больше, чем гусей,
Уток было восемь пар,
Вдвое больше, чем гагар.
Сколько было птиц всего,
Если нам еще дано,
Что всех уток и гусей,
Столько, сколько лебедей?

6) Кросснамбер:

 По горизонтали:

а) Площадь квадрата, периметр которого равен 36 см.

в) Самое маленькое четырехзначное число, в записи которого все цифры различны.

д) Наибольшее двузначное число.

е) 0.6 часа, выраженные в минутах.

По вертикали:

а) Число (а) по горизонтали, уменьшенное на единицу.

б) Дюжина.

в) Делимое при известном неполном частном 16, делителе 12, остатке 6.

г) Корень уравнения 9408 : х = 517 - 489.

7) Логогрифы:

В первой части логогрифа надо догадаться, о каком слове говорится. Затем в отгаданное слово вставить добавочно одну или две буквы и получить новое слово.

1. Арифметический знак я,
В задачнике найдешь меня,
Во многих строчках.
Лишь "О" ты вставишь,
Зная как, и я - географическая точка.

2. Я - цифра меньше 10,
Меня тебе легко найти.
Но если букве "Я"
Прикажешь рядом встать:
Я - все: отец, и ты, и дедушка, и мать!

3. Я - пространственное тело,
И не сложен я с натуры,
Если ж вставить "Л" умело,
Стану домом я культуры.

4. Он - грызун не очень мелкий,
Ибо чуть побольше белки,
А заменишь "У" на "О" -
Будет круглое число.

В работе использованы задания из различных источников: Интернет, книги по занимательной математике, материалы фестиваля "Открытый урок" прошлых лет.