Урок изобразительного искусства "Составление сетчатого орнамента для детской ткани. Стилизация"

Разделы: МХК и ИЗО


Цель: научить учащихся выполнять сетчатый орнамент, упрощать формы растительного мира.

Задачи:

Образовательные:

  • закрепить умение пользоваться чертёжными инструментами при построении сетки для узора;
  • закрепить навыки стилизованного изображения форм растительного мира;
  • развивать умение делить квадрат на равные части;
  • отработать навыки подбора гармоничных сочетаний цвета;
  • закрепить понятие “ритм”.

Коррекционно-развивающие:

  • отрабатывать приёмы работы с гуашевыми красками;
  • развивать умение чередовать элементы орнамента;
  • формировать устойчивое внимание;
  • развивать воображение;
  • развивать умение последовательно вести работу над декоративным рисунком.

Воспитательные:

  • воспитывать аккуратность, усидчивость и настойчивость в работе;
  • воспитывать у учащихся эмоционального отношения к изображаемому.

Оборудование:

для учителя:

  • <Приложение 1>
  • образцы работ с сетчатым узором
  • задание на различение видов орнамента по характеру построения (ленточный, сетчатый, замкнутый).

для учащихся:

  • бумага А4
  • карандаш
  • стёрка
  • чертёжный треугольник
  • гуашь
  • баночка с водой
  • кисти.

Ход урока

1. Подготовительная часть.
2. Основная часть.
3. Заключительная часть.

Подготовительная часть

1. Оргмомент.

  • Приветствие.
  • Установление дисциплины.
  • Подготовка учебных принадлежностей (бумага А4, стёрка, карандаш, чертёжный треугольник).
  • Контроль наличия учебных принадлежностей, правильное размещение их на партах.
  • Проверка, чтобы на рабочем месте не было ничего лишнего.

2. Вводная беседа.

Сегодня мы будем выполнять сетчатый орнамент из растительных элементов для детской ткани и усвоим понятие “стилизация”. (Прикрепить детские работы).

Во-первых, повторим, что такое орнамент. (Орнамент – это узор, основанный на повторе и чередовании составляющих его элементов. В основе орнамента лежит ритм.)

Задание: Показать пример орнамента в классе, показать ритмичное чередование элементов узора.

Повторим, как называется орнамент, построенный из растительных элементов?

СЛАЙД 2. Растительный. В растительном орнаменте в качестве мотива выступают формы растений (листья, веточки, цветы, плоды, деревья и т. д.).

А какие ещё бывают орнаменты по характеру элементов?

СЛАЙД 3. Геометрические. В геометрическом орнаменте в качестве мотива выступают геометрические фигуры
СЛАЙД 4. Зооморфные. В зооморфном орнаменте в качестве мотива выступают фигуры животных (птицы, звери, рыбы, насекомые),
СЛАЙД 5. Антропоморфные. В антропоморфном орнаменте в качестве мотива выступают фигуры человека.

Вопрос: Какой орнамент мы будем сегодня рисовать? (Растительный).

По характеру построения вы уже знаете ленточный и замкнутый орнамент.

СЛАЙД 6. Ленточный орнамент – это орнамент, декоративные элементы которого создают ритмический ряд с открытым двусторонним движением, вписывающимся в ленту. (Мы выполняли в полосе).

СЛАЙД 7. Замкнутый орнамент – это орнамент, декоративные элементы которого сгруппированы так, что создают замкнутое движение. (Мы выполняли орнаменты в круге, квадрате).

СЛАЙД 8. Сегодня вы познакомитесь ещё с одним видом орнамента – сетчатым.

Он употребляется для украшения тканей, обоев.

Такой узор имеет бесконечный рисунок, его можно продолжать в любом направлении, он заполняет поверхность сплошным узором.

СЛАЙД 9. Сетчатым его называют потому, что он строится при помощи сетки. Сетка состоит из ячеек.

Вопрос: Какой формы может быть ячейка в сетке сетчатого узора? (Квадрат, прямоугольник, ромб, треугольник).

Наиболее простое расположение элементов орнамента – в квадратной сетке.

СЛАЙД 10. Декоративные мотивы, из которых состоит узор, обязательно повторяются через определённые промежутки. Способы повторения элементов различны. Изображения могут располагаться в каждой ячейке или в шахматном порядке.

Основная часть

1. Анализ сетчатых узоров.

Анализ проводит ученик, отвечая на вопросы учителя.

  • Вид орнамента. (Сетчатый, растительный).
  • Где могут применяться данные орнаменты? (Детская ткань).
  • В какой форме узор изображён? (Квадрат).
  • Какие растительные элементы используются в орнаменте? (Литья, цветы, веточки, плоды, деревья, грибы).
  • Ритмичное чередование элементов. (Шахматное).
  • Сколько цветов используется в орнаменте? (3).

2. Определение последовательности выполнения рисунка.

2.1. Учитель объясняет и показывает порядок выполнения рисунка. СЛАЙДЫ 11 – 18 .

Этапы работы (с указаниями):

  • С помощью чертёжного треугольника рисуем квадрат.
    Указание: размер квадрата 15 Х 15 см.
  • Найти середины сторон квадрата.
  • Середины сторон квадрата соединяются прямыми линиями слева направо и сверху вниз, таким образом, квадрат делится на 4 меньших квадрата.
  • Каждый из получившихся четырёх квадратов ещё разделить на 4 равные части.
  • Составить декоративный мотив из растительных элементов.
    Указание: рисунок декоративных элементов делается упрощённо, нужно сосредоточить внимание главным образом на красоте и выразительности их контура. Растительные формы нужно упростить по форме и изменить по цвету.
  • Придумать расположение и чередование декоративного мотива в клетках и разместить элементы в сетке.
    Указание: рисуя растительные элементы, следить за их чередованием. Рисуя одинаковые части, необходимо следить за точностью их размеров.
  • Перед раскрашиванием стереть все линии построения.
  • Раскрасит рисунок.
    Указание: при составлении узоров нельзя допускать пестроты цвета – употреблять не более 3 – 4 красок, соблюдать цветовой ритм.

2.2. Ученик повторяет этапы работы.

3. Работа учащихся над рисунком и руководство процессом изобразительной деятельности.

Работа учащихся ведётся в соответствии с этапами работы.

На 25 – 30 мин. – физкультурная пауза.

За 5 минут до конца работы предупредить детей о том, что следует заканчивать работу.

После объявления об окончании работы дети должны её прекратить.

Заключительная часть

1. Подведение итогов урока.

Задание на различение видов орнамента по характеру построения (сетчатый, ленточный, замкнутый).

  • Анализ деятельности учащихся на уроке.
  • Анализ детских работ.
  • Оценку дают ученики, но критерии задаёт учитель.

Критерии оценки:

  • Как ровно разделён квадрат на части?
  • Как нарисованы элементы узора (чистота, аккуратность)?
  • Цветовые сочетания.
  • Творчество.

Разъяснить достоинства и недостатки, объяснить причину недостатков.

2. Задание на дом.

Доработать орнамент дома или придумать и выполнить сетчатый орнамент в любом материале (гуашь, акварель, цветные карандаши, фломастеры).

3. Окончание урока.

Уборка рабочего места.