Урок русского языка в 3-м классе по теме "Правописание парных согласных в корне слова"

Разделы: Начальная школа


Тема: «Правописание парных согласных в корне слова». (Приложение 1. Слайд №2)

Цели:

  • Ознакомить с правилом правописания парных согласных в корне слова.
  • Воспитывать любовь и уважение к семье и труду.
  • Развивать орфографическую зоркость, внимание, наблюдательность.

Оборудование: сигнальные карточки с парными согласными.

ХОД УРОКА

1. Организационный момент

2. Чистописание

ого  оро  од  охо  ово  оло 

Огород – для семьи доход.

(Приложение 1. Слайд №3)

3. Словарная работа. Актуализация новых знаний.

Овощной салат,  сочный арбуз, картофельный суп, редис в корзине, пирог с капустой, соленый огурец, вкусный помидор, длинная фасоль,  зеленый горох, столовый виноград,
 сла ? кая морковь.

Как же проверить, какую согласную букву необходимо писать в середине слова? (Приложение 1. Слайд №4)

4. Ознакомление с  новым правилом [1]

Глухие звуки – это непоседы,
Они спокойно не желают жить.
Они стремятся звонкого соседа
Во что бы то ни стало оглушить.
Где растет морковь?
На грядках.
Буквы пишут где?
В тетрадках.
Чистим что мы?
Чистим зубки.
Одеваем в холод?
Шубки.
Любим все?
Снежки, салазки.
А читаем часто?
Сказки.
Если слышишь парный звук,
Будь внимательным, мой друг.
Парный сразу проверяй,
Слово смело изменяй:
Зуб – на зубы, лед – на льды –
Будешь грамотным и ты!

(Приложение 1. Слайд №5)

Звук согласный проверяй,
Рядом гласный подставляй!

Грядка. Нет чего? – Нет грядок.
А тетрадка? – Нет тетрадок.
Зубки! Изменили – зубы.
Шубки! Проверяем – шубы.
Ждем снежинок и салазок,
И побольше чудных сказок!
Запись новых слов в тетради.

5. Первичное закрепление

– Много овощей мы собрали в огороде! Отнесем их на кухню и приготовим любимые блюда. Какая посуда есть на кухонном столе?

(Приложение 1. Слайд №6) Запись  предложения с объяснением.

Сковородка, кружка, миска, ложка, блюдце, кастрюля с крышкой, кадушка–  посуда.

6. Развитие речи

Составление и запись предложений с комментированием.

– Посуды у нас достаточно. Приготовим обед всей семьей!

Дети приготовили в миске салат из морковки. Папа жарит картошку на сковородке. Мама солит огурцы в кадушке. Бабушка испекла пирожки с   капустой, плюшки  и ватрушки. Мурка пьет молоко из блюдца.

– Найти грамматическую основу каждого предложения.

7. Слуховое восприятие

Дети поднимают сигнальную карточку с буквой, которую необходимо написать в корне слов.

– После обеда вымоем посуду, наведем порядок. Положим на место: ложку, кружку, лопатку, сковородку, варежку-прихватку, салфетку, миску.

8. Физминутка (Приложение 1. Слайд №7)

Назвали все предметы по порядку,
Теперь всех приглашаю на зарядку.
Мелкие шажки – раз, два, три.
Легкие прыжки – раз, два, три.
Вот и вся зарядка – раз, два, три.
Мягкая посадка – раз, два, три.

9. Развитие орфографической зоркости, наблюдательности, внимания

Из текста стихотворения найти и выписать слова с парной согласной в корне, подбирая проверочное слово самостоятельно.

По порядку (порядок), зарядку (зарядить), шажки (шажок), прыжки (прыжок), мягкая (мягок), посадка (посадить).

– Выполнить разбор выписанных слов по составу.

(Приложение 1. Слайд №8) Проверим!

10. Самостоятельная работа

Полный фонетический разбор слов по вариантам: мягкая, зарядка.

(Приложение 1. Слайды №9, 10) Проверим!

11. Подведение итогов (Приложение 1. Слайд №11)

12. Домашнее задание:  учебник 3 класса, часть 1, стр.38, упражнение 48.

Литература: Волина В.В. «Учимся,  играя» – М. Новая школа, 1994 – с.268.