Театральное искусство в школе: кукольный театр на уроке композиции в 1–4-х классах ДШИ

Разделы: МХК и ИЗО


ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА К ПРОЕКТУ ПРОГРАММЫ

Занятия проходят в форме кукольного театра. В процессе обучения изготовления кукол до инсценировки спектаклей стоит задача познакомить учащихся со всеми их разновидностями от простейших до самых сложных.
Изучая перчаточную, тростевую, теневую куклы учащиеся должны творчески подходить к заданию, пробовать свои силы в поисках новых вариантов, движений, пластики кукол.
Данный проект рассчитан на ознакомление и практическое освоение перчаточных кукол, умение правильно написать сценарий и сыграть спектакль.
В процессе изготовления перчаточной театральной куклы дети учатся пользоваться различными инструментами, шить, лепить, отливать из гипса формы, клеить папье-маше и т.д. То есть приобретаются необходимые навыки, которые нужно использовать в начале обучения.
В начале дается также общий обзор всех системах перчаточных кукол с использованием иллюстративного материала.
В конце работы выполняются сюжетные композиции по темам спектаклей, в которых дети изображают своего персонажа (куклу), свое видение сказки, произведения. Эти сюжетные рисунки выставляются на премьерном показе спектакля.

ОСНОВНЫЕ ПОЛОЖЕНИЯ ПРОЕКТА ПРОГРАММЫ

Данный проект программы по композиции разработан для учеников ДШИ с 1–4 класс на практическом материале и предназначен для педагогов ДШИ. Цель разработки – приобщение детей к литературе, художественному творчеству, кукольному театральному искусству, умению понимать и ценить культуру и быт разных народов, их произведений искусства не только кукольного, но и национального; приобретение чувства прекрасного и бережного отношения к традициям.

ОСНОВНЫЕ ЗАДАЧИ

  • приобщение детей к чтению литературы, нахождению нужных произведений, умению выбирать суть из прочитанного;
  • развивать творческое воображение посредством сюжетных композиций (рисунков) на основе прочитанных произведений;
  • знакомство с различным материалом (картон, гипс, глина, пластилин, ткань и т.д.)
  • приобщение учащихся к кукольному театральному искусству через культурные традиции народов мира;
  • освоение учащимися в теории и на практике средств художественной выразительности искусства скульптуры.

Работа ведется коллективно в течение одного семестра.

ПОУРОЧНЫЙ ПЛАН

ЗАНЯТИЕ №1

Оборудование к уроку: зрительный ряд – журналы «Юный художник», энциклопедия «Мода и стиль», «И оживают куклы», вырезки; разноцветные кусочки ткани, нитки «мулине», иголка, клей, гуашь, форматы А3, А4 кисти, прост. карандаш, стир. резинка, сказки народов мира.

Цель: выбрать сказку, выполнить эскиз персонажа, который отображает мимику лица, прическу, платье куклы в соответствии с национальными традициями стран, выражает характер персонажа.

Задача: формирование художественных знаний через понимание особенностей народного искусства.

Ход урока: выбираем сказку. Жеребьевкой распределяем персонажей. На уроке определяемся с нарядами кукол. Ребята начинают поиск моделей платьев, узоров к ним, цветовых оттенков. Подбор ведется на основе приготовленных тканей, ниток для вышивания «мулине», наглядных пособий. На формате А4 делается предварительный эскиз, который обсуждается, изменяется и утверждается. Далее подготовленный набросок переносится на формат А3 в виде перчаточной куклы. Особое внимание обращается на мимику лица в зависимости от характера персонажа (добрый или злой, веселый или грустный, умный или глупый и т.д.); на прическу (у разных слоев общества, как одежда, так и укладка волос имеет существенные отличия). Узор платья куклы прописывается с величайшей точностью с учетом традиционных национальных стилей данных стран.
Задание на дом: принести клей, газетную бумагу, пластилин, гипс, наждачную бумагу для лепки головы куклы.

НАЗВАНИЕ ТЕМЫ

КОЛИЧЕСТВО ЧАСОВ

1. Введение. Цветовой контраст и цветовая гармония в композиции. Принцип контраста, линий, форм, величин, тона, цвета.
– история куклы.

3

2. Работа с натурным материалом:
– наброски – обобщение – выбор сказки;
– иллюстративный материал, работа с книгой: замысел – поиск – отбор материала – изучение – обобщение – решение;
– эскизы – выбор персонажа.

6

3. Работа с натурным материалом. Создание серии.
– общность темы, техники. Развитие темы в движении: ритмическом, пространственном;
– эскиз;
– лепка головы куклы.

3

4. Портрет. Выявление характера. Психология образа. Выразительность. Сходство.
– «папье-маше», знакомство с техникой.

3

5. Конфигурация пятна. Символ-образ.
– роспись головы куклы.

3

6. Отбор исторического материала для композиции. Роль деталей в утверждении достоверности изображения.
– конструирование «перчатки» куклы.

12

7. Работа над «мини-сериями» – диптих, триптих. Решение: единство формата, рассматриваемого в развитии, движении.
– декорации, эскиз.

9

8. Работа над серией рисунков, связанных единством замысла. Внимание к отдельным элементам композиции.
– сюжетная композиция (рисунок)

6

9. Задачи ритма, колорита в целом.
– решение – множественность точек зрения – совмещение крупного и дальнего планов, сочетание разнонаправленности.
– разработка сценария,
– постановка спектакля,
– репетиция.

12

10. Принцип «кулис».
– решение задачи: начало–кульминация–концовка.
– движения, совмещение фигур и групп, переданных в разных ракурсах.
– премьера спектакля.

3

Итого 60 часов  
Форма контроля

просмотр

Таким образом, мы выполнили поставленные перед собой цели, приобрели навыки в работе с литературой, различными материалами, фактурами и формами.

Вывод: посредством этой программы учитель достигает цели обучения детей игрой, сплачивает их, воспитывает взаимовыручку (это проявляется при премьере спектакля, ведь зрители это и их сверстники, и родители, и посторонние люди). Выполняя свои работы из подручных средств, практически без материальных затрат, ребята учатся ценить труд людей, беречь природу. Изучая культуру народов, рисуя каждый элемент орнаментов подробно, ребенок начинает сам фантазировать и творить свои первые композиции. А ведь это пригодится ученикам в жизни и их будущих профессиях.