Урок внеклассного чтения в 7-м классе. Нравственный выбор героев. Создание героического характера (по новелле П.Мериме "Маттео Фальконе"), 7-й класс

Разделы: Литература

Класс: 7


Задачи урока

Образовательные:

  • продолжение знакомства с творчеством писателя;

  • продолжение обучения анализу художественного текста

  • углубить понятие «героический характер».

Развивающие:

  • развитие творческого мышления;

  • развитие умений сравнивать, обобщать, прослеживать чувства главного героя;

  • научить школьников понимать свой мир, поступки посредством художественного произведения;

  • постепенный переход от анализа к синтезу.

Воспитательные:

  • формирование нравственных качеств: доброты, отзывчивости, сострадания;

  • обсуждение сложных жизненных ситуаций

  • пробуждение способности к самооценке;

Общедидактические:

  • создать условия для осознания и осмысления блока новой информации. Тип урока комбинированный. На протяжении всего урока отработка понятий: героический характер, авторская позиция, сопоставление себя с героями.

Методы обучения:

  • частично-поисковый,

  • исследовательский,

  • словесный,

  • наглядный.

Средства обучения:

  • портрет П.Мериме,

  • выставка его книг,

  • художественный текст,

  • учебник,

  • иллюстрации к произведению,

  • памятки.

Ход урока

портрет П.Мериме

Портрет П.Мериме

Учитель: Ребята, давайте внимательно прочитаем тему урока и определим его основные цели.

Вот цели урока, которые назвали ученики:

  1. Работа над созданием героического характера, то есть расширить свои знания по этому понятию.
  2. Обсудить серьезные жизненные вопросы, постараться найти ответы на них.
  3. Разобраться в нравственном выборе героев.
  4. Продолжать учиться понимать свой мир, поступки окружающих людей на примере новеллы «Маттео Фальконе».
  5. Применить знания о художественных средствах к теме нашего урока.

Учитель: Молодцы, вы определили цели урока абсолютно верно.

Теперь запишем в тетради тему нашего урока. Внимательно прочитайте эпиграф, обратите внимание на все, что есть на доске: эпиграф, портрет, выставку книг и словарную работу.

В течение ряда уроков мы с вами знакомились с характером героя эпического произведения. Вспомним произведения, где автор показывает яркие, сильные характеры?

Ответы учеников:

  • Н.В. Гоголь «Тарас Бульба»
  • А.А. Бестужев-Марлинский «Мореход Никитин»
  • А.С. Пушкин «Выстрел»
  • М.Ю. Лермонтов «Песня про царя Ивана Васильевича, молодого опричника, удалого купца Калашникова»

Учитель: Сегодня этот ряд нам предстоит пополнить еще одним произведением – новеллой П.Мериме «Маттео Фальконе». Имя этого автора вам уже знакомо, давайте вспомним основные моменты его жизненного и творческого пути.

Ученик: Французский писатель Проспер Мериме родился в семье художника. Родители мечтали, чтобы сын стал юристом, но мальчик интересовался литературой, историей, археологией. Это был не сиюминутный интерес. Более 20 лет Мериме прослужил главным инспектором исторических памятников Франции, но все-таки главным интересом оставалась литература.

Талант писателя по-настоящему раскрылся в исторических хрониках и новеллах. Пожалуй, именно новелла, как жанр, позволяет Мериме передать все многообразие жизни в сжатой форме.

Учитель: А что вам известно о жанре новелла?

Ученик: Новелла сопоставима по объему с рассказом, но отличается от него острым, быстро развивающимся сюжетом, отсутствием описательности. В центре внимания автора, как правило, случай, влияющий на жизнь героя, предельно раскрывающий его характер. Таковой и является новелла П.Мериме.

Учитель: Замечательно, вы правильно и четко определили этот жанр. Теперь обратите внимание, перед вами лежит памятка, она поможет проанализировать новеллу, сориентироваться в материале.

ПАМЯТКА

  • Характер литературного героя отличается от характера человека в жизни.
  • Литературный герой – это художественный образ. Автор, создавая героя, стремиться воплотить в его характере такие же черты, какие были свойственны многим людям и поняты читателями. Поэтому мы сочувствуем героям или негодуем на них.

 Учитель: Все необходимые моменты мы повторили, теперь настало время перейти, непосредственно к теме урока. Вчитаемся в эпиграф.

- Что ты сделал? – воскликнула она.
-Свершил правосудие.
П.Мериме.

Ответим на следующие вопросы:

- Почему эти строки вынесены как эпиграф?

- В центре внимания писателя человеческий характер, характер главного героя – Маттео. Что вы можете сказать об этом человеке?

Запишем основные тезисы, которые помогут вам ответить на эти вопросы:

  • Социальное положение;
  • Портрет;
  • Возраст;
  • Его прошлое;
  • Отношение к нему людей.

Перед вами лежит карточка, обращайтесь к ней при анализе новеллы.

ХУДОЖЕСТВЕННЫЕ СРЕДСТВА

СОЗДАНИЯ ГЕРОИЧЕСКОГО ХАРАКТЕРА.

  • Описание поведения героя.
  • Речь героя (как говорит).
  • Внутренняя речь (мысли, речь про себя)
  • Авторская характеристика.
  • Художественные детали.
  • Сопоставление с другими героями.

Учитель: Обратимся к тексту и проследим, как развиваются драматические события. Несколько групп готовили домашнее задание для сегодняшнего урока.

1 группа подготовила эпизод встречи Фортунатто с раненым бандитом (инсценирование 2 учениками)

- Как ведет себя мальчик с раненым? Что вы знаете о Фортунато? (ему 10 лет, хитрец, всеобщий любимец)

2 группа подготовила эпизод появления сержанта с солдатами. (инсценирование диалога Фортунатто с сержантом)

- Какой смысл вкладывает мальчик в слова: «Отцовский карабин стреляет куда громче»?

Учитель: Как развивались события, мы только что выяснили, теперь заострим внимание на том, что произошло далее.

Итак, Маттео убивает сына. Ответьте мне на такой важный вопрос: как вы относитесь к этому событию? Кто же Маттео, убийца или герой?

Согласна, ответить очень не просто, тогда скажите мне, почему новелла начинается с описания маки? (Ученик выразительно читает описание маки)

- Что дает это описание для понимания характера главного героя? Какие, на ваш взгляд, главные слова в этом описании? (Вам нечего бояться правосудия)

Учитель: Давайте запишем в тетрадь следующие моменты:

Все в новелле подчинено замыслу автора. Это помогает создать героический характер. Для этого не обязательно изображать поступки героев, достаточно послушать, что они говорят.

3 группа подготовила эпизод разговора Маттео с сержантом, потом женой.

Учитель: Автор, конечно, не равнодушен к своим героям. Но он показывает, что каждый из них действует в строгом соответствии с условиями, в которых живет. С точки зрения жителей маки Маттео прав.

- Но остается еще один вопрос: кто же тогда виноват в смерти Фортунатто?

- Не встречали ли вы подобную ситуацию на страницах другого литературно произведения? ( Н.В. Гоголь «Тарас Бульба»)

Правильно, вспомним этот эпизод (ученик зачитывает фрагмент из повести). Обратите внимание на слова: «Погребут и без нас».

- А что скажет Маттео жене по поводу погребения?(«… я сейчас похороню»). - Почему? ( У каждого из нас свое понятие долга, то есть свой нравственный выбор).

Подведем итоги всему сказанному.

-Вчитаемся еще раз в тему урока: «Нравственный выбор героев».

-Обратимся к эмблеме, почему я предложила именно такое изображение? 

-Какие нравственные вопросы вы решили для себя?

-Чем отличается характер героя от характера человека в жизни? ( использовать памятку )

-Какие художественные средства использует автор для создания героического характера? ( использовать памятку )

Общий вывод. Вот и закончили мы с вами нелегкий разговор о важных, вечных проблемах.

- Как вы думаете, проблема нравственного выбора, рассмотренная в новелле «Маттео Фальконе» (1835) устарела ли сегодня? ( Конечно, нет!)

Еще раз обращаю ваше внимание на выставку книг, иллюстраций художника Лансере

 

Домашнее задание

Всем: подготовить характеристику литературного героя Маттео Фальконе (письменно или устно, при подготовке использовать памятки)

По желанию: чтение новелл «Таманго», «Этрусская ваза», «Кармен» (записать в читательский дневник).

Перспективное: чтение новелл Эдгара По. Подумать в чем их отличие от новелл П.Мериме.