Урок литературы в 10-м классе "Все теперь не так…" по мотивам рассказа В.Распутина "Женский разговор"

Разделы: Литература


Ход урока

1. Вступительное слово учителя.

Кто знает правду о человеке: зачем он живет? Ради жизни самой, детей... или ради чего-то еще? Кто следует культу предков, их вере, заветам, традициям? Где он - добрый человек, чуткого сердца и правильной души? С этим рождаются или воспитываются?

Яркий представитель «деревенской прозы», живой классик, Валентин Григорьевич Распутин мучительно ищет ответы на вопросы. Его книги - место для размышления и суда над собой, над душой своей. По мнению писателя, много пожившие женщины, ведающие старину, обычаи, украшенные тайной глубинного её знания, и есть тот островок нравственности в эпоху поклонения капиталу. В тесном единстве с природой и трудами живут они в произведениях. Забота о детях, доме и есть основа их духовной жизни, миропонимания. Бог, дом, семья, любовь - высшие для них жизненные ценности...«В героях Распутина и в нем самом есть поэтическое чувство жизни, противостоящее низменному, натуральному её восприятию», - замечает критик И. Дедков.

В который раз эту истину доказывает В. Г. Распутин в своём рассказе «Женский разговор»…

2. Анализ читательского восприятия

  • Каковы Ваши первые впечатления от прочитанного произведения?
  • Были ли трудности в восприятии и понимании текста? Какие?

3. Почему нельзя назвать произведение по–другому?

Разговор – это обмен мнениями, раздумьями, соразмышление, собеседование, сопереживание. Эпитет «женский» подсказывает, что предстоящий разговор о любви, замужестве, семейном счастье... Женский разговор... неторопливый, задушевный, без суеты.

Кто участники этого разговора в рассказе Распутина?

Героини его – женщины: шестнадцатилетняя Вика, чьим школьным аттестатом стал аборт, и ее деревенская бабушка Наталья

Особенности композиции (элементы композиции).

В основе рассказа лежит диалог. Произведение можно разделить на 3 части.

4. Тема разговора.

«Всё теперь не так. На какой-то продуваемый простор выгнан человек, и гонит его неведомая сила, гонит, не давая остановиться. Только в гоне и кажется, что он живет…»

Учащимся предлагается провести самостоятельный анализ произведения, работая с текстом и отвечая на вопросы.

Исследовательская работа в группах

Время обсуждения – 10 минут. Выступить должно не меньше трёх человек. На выступление – 7 мин. За это время надо постараться связно ответить на следующие вопросы.

  • Первая группа - Позиция автора.
  • Вторая группа - Позиция бабушки Натальи.
  • Третья группа - Позиция Вики.

Приложение №1 (Инструкция по группам)

5. Учитель. Сейчас мы заслушаем всю информацию без обсуждения по группам, а затем, когда выскажутся, можно будет выразить свое отношение ко всем высказываниям сразу. Представителям других групп фиксировать свои замечания и предложения, чтобы учесть их при выведении оценки выступающим.

Первая группа. Позиция автора.

В экспозиции представлена писателем картина жестокого, бездумного строительства «нового мира»: «Прошли те времена, когда электричество всякую минуту было под рукой. Сковырнули заради него ангарские деревни, свалили как попало в одну кучу, затопили поля и луга, порушили вековечный порядок - заради электричества, а им-то и обнесли ангарские деревни...». В данном повествовании нет конкретных героев, есть обезличенная толпа. Используя неопределенно-личные предложения, автор показал действие - разрушение. Человек, разрушая природу, разрушает духовно и физически себя, природу в самом себе. Писатель отмечает неестественное течение жизни людей. Нет индивидуальных черт «у главной героини Вики, её родителей.

В композиционном построении беседы четко обозначено кольцевое обрамление: предваряет и заканчивает её описание природы, которое оттеняет развертывающееся действие: «За Ангарой, после заката, долго горело растекающееся зарево и долго томилось, впитываясь внутрь, долго потом уже новым, не зимним пологом, лежала по белому полю нежная синева».

Точно так же долго длится рассказ старой, умудренной жизнью женщины, не растерявшей веру в силу нравственных ценностей и ещё не знающей жизни внучки. Пейзажи даны через восприятие Натальи и окрашены её настроением, природа как бы для неё своеобразный камертон поступков. В начале беседы этот мир полон жизни звуков («звенькало из первых сосулек»), запахов («загорчил воздух») и красок (солнечный яркий день», «искристо играли тугие снега»). Автор подчеркивает красоту и богатство мира, в котором живет Наталья. Он словно посылает ей импульсы, прилив энергии; общение сопряжено с познанием себя - с постижением сущности мироздания.

В кульминации рассказа пейзаж создает настроение грусти, беспросветности, писатель использует прием лирического соучастия. Звучит мотив противопоставления естественности и гармонии, что соответствует дисгармоничному миру, в котором живет внучка. «Избы стояли придавленно ... под дыханием неба. Такое там царило безлюдье, такая немота и такой холод, так искрилось небо над оцепеневшей землей и такой бедной, сиротливой показалась земля».

Господи, помилуй,- просит Наталья, ей страшно за Вику, не может она растопить «леденистую» душу внучки.

И всё-таки торжествует закон природы: луна следует по своему извечному пути, заглядывая то в одно, то в другое окно как бы следя за разговором, пусть слабо, но освещая погруженную во тьму землю.

Заканчивается рассказ описанием природы, в которой появляются вновь и цвет, и звуки; «И только небо... все играло мириадами острых вспышек... предвещая своими огненными письменами завтрашнюю неотвратимость». Человек у Распутина - звено человеческих поколений, а сама эта цепь многочисленными звеньями сцеплена с природой. Чувство этой связи, сопричастность всему живому и вечному в Наталье будет противостоять разрушающей силе безнравственности. Такова позиция автора рассказа.

Вторая группа.

Нам близка «правда» Натальи, её целомудренная ясность, девическая чистота и земная полнота. Малограмотная деревенская старуха противопоставлена «цивилизованному миру». Она не приняла позиции женщина-лидер, для неё «нарушился вековой порядок», когда хранительница очага «стала самой разнесчастной - гончей породы». Бабушке так важно услышать от Вики ответ на вопрос: "…еройство у тебя это было, а ли грех? Как ты сама - то на себя смотришь? Только у бабушки болит душа за внучку, для неё убить ребенка или быть причастным к его гибели - самый тяжкий грех. ( «Такую потрату на себя приняла!») Тяжело видеть, что внучка с «несозревшим умишком», «тихоомутная», без «устою», на жизнь смотрит «распахнутыми глазами без прищура».

Вика понимает все поверхностно, а Наталья, основываясь на жизненном опыте, называет всё своими именами: «целеустремленная» - «стреленая». Пожилая женщина - очень жизнестойкий человек, перенесший много горя: «Источилась вся от жизни...». В диалоге все реплики Вики состоят из вопросительных предложений (одно из подтверждений незнания жизни), а у бабушки - односложные, с многоточием. Каждое взвешенное её слово - кусочек прожитой жизни; паузы отражают душевное состояние, волнение («угаданье друг к дружке», «все честь по чести, по закону, по сговору»). Застенчивые воспоминания бабушки: «Тяготение такое… Когда он прикасался ко мне…струнку за стрункой перебирал, лепесток за лепестком. Чужой так не сумеет», - и есть настоящее человеческое счастье. Искренность чувств, крепкое семейное гнездо, супружеская верность и преданная забота друг о друге, – вот смысл жизни человека.

В композиции «Женского разговора» имеет большое значение народно-разговорный и просторечный словесные ряды, которые служат и для изображения среды, местности (заброшенной ангарской деревни) и для языковой характеристики главной героини (Натальи).

Третья группа. Позиция Вики.

Можно ли Вику считать целеустремленным человеком с сильным характером? Разве среди нас нет таких, кто не только поддерживает Вику в её легкомысленных рассуждениях, но и поступает так же? Внучка уверена, что счастье в том, чтобы «женщина была лидер». Она живёт в городе, где всё не так, как в деревне. Современному молодому человеку необходимо ставить перед собой цели и добиваться их. Не секрет, что мы следуем за успешными людьми, а успех подразумевает лидерство. Человек–лидер всегда добивается намеченной цели и найдёт выход из сложной ситуации. В настоящем социуме человек без сильных пробивных качеств личности оказывается на уровень ниже сверстников, где человек с ярко выраженными качествами лидера. Мы считаем, чтобы достичь успеха и быть тем человеком, чьё мнение будет иметь вес, нужно ставить перед собой цели и добиваться, иметь аргументированную точку зрения и позицию, и такие качества, как целеустремленность, работоспособность, инициативность. Вика ищет себя методом проб и ошибок, её жадная поспешность жизни, «легкое дыхание», опрометчивость слов и поступков всё потому, что она идет «своим путём», нет рядом родного человека, и, тем не менее, она приобретает жизненный опыт.

6. Итоги обсуждения.

Финал рассказа. Выразить свое отношение к рассказу. Как оценивает в споре две «женские правды» автор?

Заканчивается рассказ описанием природы, в которой появляются вновь и цвет, и звуки; «И только небо... все играло мириадами острых вспышек... предвещая своими огненными письменами завтрашнюю неотвратимость».

Финал рассказа остается открытым. Страшен мир, в котором мы живем, рушатся традиционные ценности: нет семьи, нет добра Убогость быта, бездуховность жизни, враждебность вокруг. Мудрость и легкомыслие, утрата нравственных ориентиров, деградация и душевная теплота, доброта, о том, люди на этой земле обманывают себя, вот основная мысль рассказа «Женский разговор»? Если прервется эта духовная нить, связывающая нас с предками, прервется и жизнь...

Изменит ли беседа взгляды внучки на этот мир? Есть ли надежда на возрождение души Виктории? Хочется верить. Человек у Распутина - звено человеческих поколений, а сама эта цепь многочисленными звеньями сцеплена с природой. Чувство этой связи, сопричастность всему живому и вечному в Наталье будет противостоять разрушающей силе безнравственности. Следование культуре предков, их вере, заветам, традициям – это и есть основа бытия человека.

По словам В. Г.  Распутина, вечность, же без подлинной Веры, не существует, Вера составляет, «дух и лицо нации» определяет ее историческую судьбу.

Приложение 2. (Письменное задание.)