Поурочное планирование изучения романа Ф.М. Достоевского "Преступление и наказание" в 10-м классе на основе осмысления нравственных философских категорий классического текста

Разделы: Литература


Возраст 16-17 лет часто называют возрастом философов. Молодым свойственно ставить и пытаться решать «вечные» вопросы, и классика может стать подспорьем в этом нелегком деле. Учитель, выступая в роли посредника между 10-классниками и книгой, должен, на наш взгляд, показать жизненность «сухой литературы», ее глубину и многоплановость, доказать молодым, что в книге можно найти не только «4-5» на экзаменах, но и помощь в решении многих взрослых проблем. С этой целью я планирую темы таким образом, чтобы, заставляя ребят исследовать текст, указывать им на связь его с актуальными проблемами современности. Уроки, затраченные в начале темы на объяснение основ мировоззренческих позиций автора, окупаются в дальнейшем, доказывая свою необходимость.
Творчество Достоевского – одна из самых сложных тем 10 класса, но мне оно близко и видится нужным и интересным. Если идти обычным путем, «по главам»,  то ребята увидят лишь сложный для восприятия, «трудный» язык книги, больного героя, за что-то почитаемого, массу бреда и … вряд ли что-то еще им захочется вычитать из великого творения. Поэтому, опираясь на опыт своих учителей и исследователей, (смотрите список использованных в разработке трудов)  предлагаю несколько иную логику планирования работы. Итак:
1ый час «Мальчик с Божедомки». Знакомство с творческим и духовным ростом писателя, факторами становления личности. Особое внимание уделяется следующим моментам: семья родителей, роль отца и матери;  влияние на Ф.М. доктора Гааза; любимые главы Библии - книга страданий Иова; приход в литературу; кружок Петрашевцев (с упором на утопические взгляды организатора, увлеченность теорией Фурье); каторга и «Записки из Мертвого дома»; выводы писателя, которые могут стать эпиграфом урока: «Если мне докажут, что истина вне Христа, а Христос вне истины, то я предпочту остаться с Христом, чем с истиной».

К уроку можно дать индивидуальное задание: подготовить сообщение о главе Библии, о судьбе Ф. Гааза, а также историческую справку о кружке Петрашевского.
2-3 урок. Философия и творческий метод писателя.
К уроку в качестве домашнего задания составляется полная хронологическая таблица по жизни и творчеству Ф. М. Достоевского. Основной упор в раскрытии темы делается на следующие понятия:
часть I. – инстинкт социальности, самоутверждение, двойственность человеческой натуры, противление писателя «голому разуму», нравственный идеал личности Христа для Достоевского, его вера в чистоту и подлинность верований народа и, как следствие, убежденность почвенников в необходимости сближения, преодоления пропасти между народом и интеллигенцией.
На дом можно предложить интересный вопрос: «В чем взгляды писателя оказались пророческими? Как век высоких технологий подтвердил его правоту, за что Достоевский так почитаем на Западе?» (можно урок разнообразить этими вопросами).
часть II. История создания романа, мечта о пятикнижье «Житие великого грешника»; определение  особенностей жанра как социально-философского идеологического  романа-трагедии (даем толкование каждого понятия), понятие полифонии; писатель, опередивший время – вот лейтмотив этих двух часов.  
На дом: основные понятия знать; начать работу с текстом романа: пейзажные и интерьерные описания в I части (особое внимание уделить цвету, запахам, числам).

Работа с текстом романа.

1. Название, № урока. 2. Эпизоды текста, с которыми работаем. 3. Вопросы урока, темы для обсуждения, место эпизодов в логике романа. 4. Желаемые  выводы  по уроку. 5.Основные нравственные категории и литературные понятия.
Урок 4.
«Город закатного солнца». (Петербург  Достоевского)
Пейзажные описания и интерьеры 1 главы, описание состояния героя.
  1. Роль писателя- психолог, исследователь, социолог.
  2. Можно ли роман признать детективным?
  3. Конкретика, географическая точность описаний, «время заката», летней духоты и вони.
  4. Комнаты, выдавливающие жителей (несоразмерность, повторяющиеся  детали, уменьшительные суффиксы, и т.д.).
  5. Перекрестки и площади, как места решения судеб.
Писатель – наблюдатель, но не мастер детектива (не его задача). Город- катализатор преступления, душный, давящий на психику. Работа с символикой цвета: желтый, закатный, как символ нездоровья, безжизненности, символика числа 4 - как числа преступления.
На дом: объяснить, почему роман нельзя признать детективным. Работа по тексту: письмо матери и реакция на него Раскольникова; исповедь Мармеладова.
Урок 5.
«Накануне пробы» (герои и судьбы) Экспозиция романа.
Исповедь Мармеладова,  добрые и злые поступки героя, письмо матери.  

  1. Почему именно к Родиону подсаживается Мармеладов? В чем странность героя?
  2.  Реакция Раскольникова на письмо.
  3. Каков замысел Раскольникова? Это обычное убийство? Каково отношение к нему самого героя?
  4. Почему так детализировано описание убийства (время и реальность).
Двойственность натуры героя: добро и зло, скорбь и гордыня… Страдания, окружающие Раскольникова. Логика его замысла и реальность жизни.  Что такое скорбь? В чем причина страданий человека? Одинок ли герой? Время в романе.
На дом: сон о забитой лошади, момент убийства, характер героя  глазами  окружающих: матери ,  Разумихина, встречных.  Индивидуальные задания по словарям (обязательно обращение к словарю Даля!)

Урок 6.
Родион Романович Раскольников: Между крестом и топором.

Сон о забитой лошади. Характер героя глазами окружающих.
  1. Работа с иллюстрациями к роману И. Глазунова и Э. Неизвестного. Характеристики Раскольникова в тексте и на портретах.
  2. Символика сна в романе. Место эпизода в художественной структуре текста и в замысле автора: как подтверждается фрагментом мысль о двойственности натуры.
  3. Сцена убийства: расчет преступника и логика жизни.
  4. Выбор героя: что ему противится и можно ли говорить о его необратимости?  
Борьба совести и гордости, муки выбора. Сон – доказательство двойственности натуры и урока равнодушия мира и беззащитности человека в нем. История снов в русской литературе (пояснение учителя). Работа с этимологией слов «совесть», «преступление», «гордость» Логика снов в структуре текста.
На дом: работа с началом второй части: день после убийства (что делает герой, что испытывает в душе)
Урок 7 лабораторная работа с текстом: День после убийства или  куда идти Раскольникову? Осмысление текста 2 части Отслеживаем состояние героя в день после убийства, составляем таблицу. Что мучает героя, что заставляет метаться? Как поступает он с награбленным? Почему нет даже мысли о использовании? Как относится к близким, ради которых преступил? Казнь наступила сразу - она в страхе и отчуждении, муках одиночества. Невыносимость воспоминаний (сон об убитой ) Казнь страхом, несоответствие юридического и нравственного наказаний.
На дом: подумать над истинными причинами преступления; в тексте - статья Раскольникова о теории.
Урок 8
Почему Раскольников совершил преступление? (теория и другие причины).
«Русский человек без Бога- чудовище» (Ф.М.Д.)
Обсуждение статьи Раскольникова, беседы со следователем, характеристика героя (повторение).
  1. Что же так измучило Раскольникова? А что заставило пойти на преступление?
  2. Социальная, психологическая, идеологическая, атеистическая причины преступления.
  3. Можно ли бедность считать единственной причиной? Что в натуре героя предрасполагает к преступлению?
  4. Анализ теории, ее слабые места.
  5. Верующий ли Раскольников человек?
  6. Кого избрал он своими «маяками»?
  7. Придумана ли теория? (показать реальность подобных фактов).
Опровергаем заявление Писарева. Готовим вопросы к герою по теории. Безбожие, проявленное на деле. теизм, идея, «право крови по совести», логика теории и логика жизни. Гордость и гордыня .
На дом: творческая работа: «Согласен  ли я с теорией?»  Мои вопросы Раскольникову.
Урок 9.
Итоги преступления и теория.
Обсуждение работ или «Свободный микрофон» по теории.
  1. К каким выводам приходит герой? Что заставляет его сознаться? Разуверился ли он в теории?
  2. Юридический и нравственный суды: одновременны ли  они?
  3. Что теперь важно для автора? как довести для читателя теорию до логического разрешения?
Герой разуверился в себе, но не в теории. Юридическое наказание еще не предполагает раскаяния. Необходимость появления в тексте героев-двойников. Юридические и нравственные законы, закон совести; понятие «раскаяние». «Крест и топор» Раскольникова.
На дом: истории и теории героев-двойников (Лужина, Свидригайлова, Сони).
Урок 10.
«Мы с вами одного поля ягоды» или зеркало для героя.
Рассуждения Лужина о целом кафтане. История Свидригайлова: отношения с женщинами, объяснение с Дуней, добрые и злые поступки, последняя ночь и гибель.
  1. Чем отвратителен Раскольникову Лужин? Почему их можно считать двойниками?
  2. Вседозволенность и пустота вокруг Свидригайлова: его эксперименты с добром и злом.
  3. Почему он отпускает Дуню и в чем смысл его последнего сна?
  4. «Вечность или темная банька с пауками?»
  5. Кто из героев «отправлен» автором в будущее неизмененным?
Доказываем, что Лужину легко переступить нравственные законы, а Свидригайлову невыносима пустота, им самим созданная. Пытаемся объяснить, почему Лужин остался неизменным. Герой-двойник, вседозволенность. «В чем нуждается каждый- это любовь».
На дом: Раскольников и Соня, встречи и диалоги.
Урок 11-12.
«Вместе страдать пойдем, вместе и крест понесем» (Соня в жизни героя).
Диалоги, споры, высказывания Раскольникова и Мармеладова о Соне, чтение главы Библии о воскрешении Лазаря.
  1. Портрет героини и его нелогичность. В чем идея Сони, почему многие считают ее двойником героя?
  2. Почему именно к Соне идет герой после преступления?
  3. Отношение героев к человеку (глава 5 часть 4). Роль диалогов в структуре романа.
  4. «Блудница и убийца» над чтением вечной книги. Символика сцены.
  5. Почему Соне удалось сохранить чистоту души?
Идея переступления через себя. «Покаяться и нести свой крест»- вот удел человека. Нравственная чистота героини, ее стойкость в спорах с Родионом. Жертвенность, страдание, покаяние, воскрешение, бескорыстие, реплики-афоризмы героев.
На дом:  Ответьте, почему не складываются отношения Раскольникова и каторжан? Сон о моровой язве и определение любви по Достоевскому (найти и выписать).

Урок 13.
Предостережение 20-21 веку (идеи эпилога, их значение для понимания романа).

Раскольников на каторге, последний сон.
  1. Почему каторжане не принимают героя? (эпизод в церкви). Как они относятся к Соне?
  2. Раскольников и Соня: когда пришло осознание любви?
  3. Последний сон: в чем помешательство, каковы его последствия? Почему именно после сна герой освобождается от бреда теории?
  4. Как определил любовь Ф.М.Достоевский?
Разрешение спора героев о человеке. В чем смысл предостережения писателя? Почему роман называют книгой 21 века? Вечные ценности в романе, отсвет библейских глав в книге. Символика имени Софья. Очищение и начало  пути к воскрешению: как соотносятся они с главами о воскрешении Лазаря?

На дом: подготовиться к обобщающему уроку.
Урок 14. «Книга великой скорби и великой любви» (урок-обобщение).
Сильный класс готовит вопросы самостоятельно. В остальных случаях вопросы предлагает учитель:

  1. Как объяснить слова Г.Фридлендера, назвавшего Достоевского русским Данте? В какой ад спустился писатель?
  2. В чем бунт Раскольникова? В чем его самообман? (по книге Карякина).
  3. В чем значение романа для нас? Почему Достоевский - писатель 21 века?
  4. Легко ли читать роман? Понимать? А нужно ли это?
  5. Определяем метод писателя как фантастический реализм.
  6. В чем суть расхождения взглядов писателя с революционерами-демократами? Слезинка ребенка как критерий всех теорий о переустройстве мира.
  7. Составляем и обсуждаем темы сочинений.

Урок 15. Контрольное сочинение по роману.

Варианты тем:
1. Мир униженных и оскорбленных в романе Ф. М. Д. «Преступление и наказание».
2. « Я себя, а не старушонку убил» (В чем самообман Раскольникова?).
3.Слезинка ребенка как критерий  оценки теорий переустройства мира.
4. «Вместе страдать пойдем, вместе и крест понесем…» (Соня и Раскольников: двойники или антиподы?)
5. « Мы одного поля ягоды» (Система персонажей-двойников в романе).
6. Сны и явь в жизни Раскольникова.
И т. д.  

В разработке использованы:

  1. Ю.Ф.Карякин «Самообман Раскольникова».
  2. Методика учителя Московской гуманитарной гимназии Г.П. Лазаренко.
  3. Лекции Т.Б.Истоминой ( зав кафедрой литературы КГПИ  г. Сыктывкар).