Разработка урока литературы с применением ИКТ по теме "Родная природа в стихотворениях русских поэтов ХХ века. Н.Рубцов"

Разделы: Литература


Цели:
Обучающая: создать целостный образ природы в стихотворениях Н.Рубцова; с применением ИКТ ввести разностороннюю информацию: теоретическую и демонстрационную, практические задания;
Развивающая: формировать умения самостоятельно определять задачи своей деятельности ;искать и отбирать материал;
Воспитывающая: пробудить интерес к поэзии русских поэтов XX века

Презентация

Ход урока

С каждой избою  и  тучею,
С громом, готовым упасть,
Чувствую   самую   жгучую,
Самую   смертную     связь.
Н.Рубцов

I. Объявление темы, цели урока
Новый материал

1 слайд

1) Слово учителя
Мы возвращаемся  к теме изображения родной природы в русской литературе. Попробуем увидеть, как это делает поэзия XX века. Обратимся к творчеству поэта  Николая Рубцова.

2 слайд

3 слайд

Поэт, о котором пойдет речь, родился  не в конце прошлого литературного и даже не в начале нынешнего, блоковского, века, а в самом разгаре Советской  эпохи. Популярность поэзии Николая Рубцова возникла почти сразу же после гибели поэта. Труден на Руси путь к признанию. Прощаясь на кладбище с покойным поэтом Николаем Рубцовым, писатель Виктор Астафьев сказал: " Человеческая жизнь у всех начинается одинаково, а кончается по по-разному. И есть странная, горькая традиция в кончине многих больших русских поэтов, все великие певцы уходили из жизни рано и, как правило, не по своей воле…"

Николай Рубцов -  поэт всечеловеческой широкой лирической темы, и его поэзия, его высокое ощущение мира – это не только все краски русской природы, русской деревни, это мир неохватных радостей и печалей, огромных переживаний, и в нём кипит жажда настоящей смелости, дерзаний, русской вольности.

Поэт знал природу не по её внешним поэтическим атрибутам, а по законам жизни. В его стихи естественно входили практические, мы бы сказали, специфические знания. Он был предельно наделён тончайшим ощущением природы, Родины, которую  беспредельно любил, обладал каким-то чувственно-телесным зрением. Природа – это вечный образ вечности: не случайно она одного корня со словами род, родить, Родина. Это не «часть земли» и не предмет простого любования: это мир, Вселенная, в которой живёт человек и частью которой он является. Поэт сопричастен «душе» своего народа, его прошлому, настоящему, будущему и через это – главным человеческого бытия, вопросам, волнующим человечество.

О чём  пишутся его стихи?   Рубцов писал о самом главном: о том, что его жгло, мучило, восхищало и ужасало. Сразу, с маху охватывать самую суть, существо, самый нерв – нужна честность. Поэзия – это служба непосредственности, это всегда выход на правду. Это можно сделать, только обладая огромной непосредственностью.

Лирика Рубцова очень мелодична, напевна. На его стихи написано много известных, любимых всеми песен. Обратимся к некоторым стихотворениям поэта.

4 слайд

II. Чтение и анализ стихотворений.
«Звезда полей»

5 слайд

Звезда – один из главных символов поэзии Н.Рубцова,  тайна Человечества, символ Вселенной, вечности, судьбы, бессмертия… Она манит, зовёт, притягивает, ждёт, приглашает, горит, надеется, даёт надежду.  Со звездой поэт связывает судьбу человека:

Нет, меня не порадует – что ты!-
Одинокая странствий звезда…

Душа связана со звездой, она следит за каждым твоим действием:

Звезда полей во мгле заледенелой,
Остановившись, смотрит в полынью.
Уж на часах двенадцать прозвенело,
И сон окутал родину мою…

  Звезда – вся Земля, всё человечество:

Звезда полей горит, не угасая,
Для всех тревожных жителей  земли,
Своим лучом приветливым касаясь
Всех городов, поднявшихся вдали.

Торжество восхищения пред умением так рассказать о движении своей души заставляет все чувства как бы замереть перед этим чудом и на мгновенье, равное вечности, увидеть полёт звезды , прикоснуться к её  движению.
Все эти значения образуют в его поэзии гармоническое единство и вызывают неповторимое чувство.

  • Каким чувством проникнуто стихотворение?

 В стихотворении звучат и восхищённая нежность, и взволнованная радость, и тихая грусть. Вспомним, что стихотворение, проникнутое грустью, называется элегией.

  • Какие художественные приёмы помогают автору предать взволнованность и любовь к родине и природе? 

6 слайд

1. Антитезы: «мгле заледенелой», «полынье» противостоит тепло осен­него золота, неугасимый свет звезды.
2. Повторы: словосочетание «звезда полей» повторяется пять раз, включая заглавие; этот образ открывает сти­хотворение и завершает его; столько же раз повторяется глагол «горит», создавая ощущение вечного источника тепла и света.
3. Эпитеты: «во мгле заледенелой-», «для всех тревожных жителей земли», «лучом приветли­вым».
4. Метафоры: «сон окутал родину мою», «горит под золотом осен­ним», «горит над зимним серебром».
5. Олицетворения: «звезда... остано­вившись, смотрит в полынью», «лучом приветливым». Восклицательная интонация восхищения, душевного волнения. Многоточия, создающие ин­тонацию недосказанности, тишины, образ вечности.)

  • Какое значение имеет название стихотворения?

 Образ звезды восходит к самым древним, мифологическим образам. Литература бесконечно черпает из мифологического источника, а он всё не скудеет, питает искусство многих и многих веков. Вспомним библейский образ Вифлеемской звезды, указавшей путь к Богу. По этому пути старает­ся идти и поэт Николай Рубцов. Он преображает традиционный образ звез­ды - и этот образ окрашивается теплым чувством любви к родине. «Звезда полей», отражаясь в полынье, соединяет небо и землю, бережет сон роди­ны. Она далека, но в то же время приветлива, она «горит, не угасая, / Для всех тревожных жителей земли».

Образ звезды повторяется и в стихотворении «В горнице». Это стихо­творение положено на музыку и стало песней.

Если есть возможность, послушать в записи песню. Можно вырази­тельно прочитать это стихотворение.

7 слайд

 Стихотворение «Тихая моя Родина»

  • Какие образы природы создаёт поэт?
    Река, ива, соловьи
  •  Какое стихотворение Есенина напоминает нам «Тихая моя Родина»?
  • Какие чувства выражает лирический герой?
    Чувство гордости за свою родину, восхищение родной природой, её тайнами
  • Какова интонация стихотворения?
    Торжественная, величественная.
  • Какие  приёмы использует поэт для создания прекрасных картин природы?
    Эпитеты, метафоры, олицетворения…

8 слайд

III. Особенности поэзии Н.Рубцова
 1. Звуковые образы
В поэзии Рубцова почти всякий «объект» как бы превращается в субъект, то есть в то, что способно вести диалог с лирическим героем. Слово его высказывается его состоянием. Поэт имеет дело с природой, когда для него в ней есть «душа» и «язык».В основе звуковых образов его поэзии – одушевление, единство звуков природы и звуков человеческой речи. Например, ветер может «свистеть, всхлипывать и стонать», буря -  «реветь и выть», метель – «кричать и голосить», берёза – «тяжело вздыхать», звезда – «плакать», а ливень «жаловаться крышам».

9 слайд

2.  Формы наделения природы человеческими способностями
Природа у Рубцова наделена человеческими способностями: она страдает, радуется, печалится, негодует, мстит.  Отметим звуковую палитру: шум, стоны, молитвы, шёпот.

10 слайд

3. Символические образы
Несут значения печали, горя, тоски

11 слайд

4. Формы наделения природы человеческими способностями
Дерево у него –  человек, а листья – платье, опадание –  разлука.   С пониманием   этого символического смысла приходит и подлинное эстетическое наслаждение шедевром рубцовской лирики…

Но его грусть светлеет, когда «на окне стоят цветы герани», когда «цветут цветы», он отдыхает душой.

Эти образы имеют определённый смысл: в них связывается радость, веселье с образами цветенья, расцвета, а увядание – с горем и смертью.

12 слайд

5.Сравнительная характеристика образов в творчестве  Сергея  Есенина и Николая Рубцова
Анализируя стихотворения С.Есенина и Н.Рубцова о природе, мы пришли к выводу, что они различаются образами , например, у Есенина берёза – девушка, а у Рубцова это растение наделено новым смыслом: берёза -  старая матушка Русь.

13 слайд

6. Цветовая палитра
Цветовая палитра в его стихах соответствует значениям, распространённым в лирической народной песне. Например, белый цвет символизирует чистоту, чёрный – печаль, красный – любовь, зелёный – молодость, синий – святость.

14 слайд

 7. Символы стихий
В лирике Н. Рубцова  мы отмечаем  символы стихий: ветра, снега, тумана, дождя, дня и ночи. Он знает ночные ветры, «сводящие с ума», жалобные, призывные стоны вьюги над крышей, «избы в снегах», ужасы ночи, подступающие к «живым глазам» человека. Его лирический герой, зная свою судьбу, идет «в обнимку с ветром», пророчит: 

Меня ведь свалят с ног
Снега,
Сведут с ума ночные ветры!

15 слайд

8. Сравнение стихии ветра  в творчестве  Александра Блока и Николая Рубцова
В стихотворениях поэтов  ветер – это одухотворенная творческая сила, которая выступает в противоположность обывательскому застою.

16 слайд

9. Символы пространств
Символику пространств земли и воды народно – поэтического творчества Рубцов также не изменил, а взял ее целиком в свою символическую образную систему. Так, дорога – это и судьба,  и жизнь, не только личная, но и всеобщая; герой его понимает, что

Все мы почти под кюветом
Несемся все дальше стрелой,
И есть соответствие в этом
С характером жизни самой!

17 слайд

10. Природа, Вселенная, небесные святила…
Природа, Вселенная, небесные светила…. Поэт сравнивает людей и их душевные переживания с солнцем, месяцем, звездою. Небесные светила у него связаны со счастьем, с чистотой:

Вечерняя заря да потухать стала,
А полуночная звезда да высоко взошла.
Светлая, утренняя заря да, братцы, 
Занимается,
Из-под зорюшки-то красное солнышко да Выкатается…
Солнце у поэта – это чистота, красота и счастье: «Пусть солнце на пашнях венчает обильные всходы». А закат – горе, смерть:
Как будто солнце,
Красное над снегом,
Огромное,
Погасло навсегда…
Обратимся к стихотворению «Осенняя луна». Луна, возможно, символизирует надежду. Может быть ,это мечта о прекрасном будущем:
Так зачем, проявляя участье,
Между тем проносилась луна
И светилась во мраке ненастья,
Словно отблеск весеннего счастья,
В красоте неизменной она?
Многие стихи поэта положены на музыку и стали песнями.

IY. Прослушивание записей песен на стихи Н.Рубцова
«В горнице моей светло», «Под звуки музыки…» в исполнении трио   «Меридиан».
«Букет» в исполнении А.Барыкина.
«Звезда полей» в исполнении А.Градского.

Итог урока
Вывод: мы, современные люди, не интересуемся  природой, не пытаемся понять человека, нам не до этого: в вечной спешке не слышим шума дождя, пения жаворонка, не видим, как почки на деревьях распускаются. И Николай Рубцов открывает для нас эти тайны жизни, зовёт к раздумьям и действию, настраивает душу человека на волны добра и участия к людям. Без поучений и назиданий зовёт нас его поэзия к сострадательности и совестливости, а в хаосе противоречивых случайностей помогает открыть гармоничность целого мира:

До конца,
До тихого креста
Пусть душа
Останется чиста!

Домашнее задание:

  1. Выберите наиболее понравившееся стихотворение о природе, обоснуйте свой выбор.
  2. Подготовьте выразительное чтение стихотворения, проанализируйте его.