Урок лоскутного шитья в 5-м классе. Тема: "История появления лоскутного шитья. Основные техники соединения лоскута"

Разделы: Технология


Цель:
Способствовать созданию основы лоскутной мозаики в техники лоскутной геометрии, через работу с графическим редактором «Paint»; развивать учебно-информационные умения (умение применять информацию, умение вырабатывать рекомендации по применению информации), творческие способности, работая с цветом; воспитывать аккуратность в работе

Оборудование:

  • - компьютеры
  • - проектор
  • - проекционный  экран

Материалы:

  • Образцы тканей разного цвета, фактуры;
  • Изделия,  выполненные в технике лоскутной геометрии
  • Элементы лоскутной мозаики - шаблоны

Презентация:  «Художественное лоскутное шитье»

Ход урока

Организационный момент – 2-3 минуты
Сориентировать учащихся на изучение новой темы.

Изучение нового материала – 35 минут
Работа с презентацией «Художественное лоскутное шитье» (приложение 1). Ее содержание:

  • Виды изделий, выполненные в лоскутной технике
  • Цветовой круг (теплые, холодные, ахроматические цвета)
  • Технологические основы лоскутного шитья (характеристика тканей по волокнистому составу, фактуре, узору; декатировка тканей; использование шаблонов при раскрое деталей лоскутных блоков)

Учитель:
Удивительное рукоделие – лоскутная техника – своими корнями уходит глубоко в древность. Но и сегодня эта техника не утратила своего обаяния (слайд 2, 3, 4, 5,).
Лоскутная техника очень проста, поэтому доступна каждому. Для этого занятия не нужны какие-то особенные материалы, а лишь лоскуты и нитки, которые можно найти в любом доме. И самые обычные инструменты: ножницы и иголка.
Вооружившись фантазией и желанием создать что-либо новое, можно почувствовать себя творцом, способным создать истинно рукотворную вещь (слайд 6, 7).
Особое внимание в этой технике уделяется цвету материала (слайд 8 - 14) (демонстрация образцов ткани)
Для выполнения изделий в технике лоскутного шитья можно использовать любые ткани (слайд 15, 16)
Как и в любом деле в лоскутной технике есть  свои «некоторые премудрости»,   которые необходимо знать (слайд 17).
А теперь познакомимся, какие существуют техники, приемы работы с лоскутом (слайд 18-23)

Закрепление пройденного материала – 6-7 минут
Фронтальный опрос учащихся:
Учитель:

  • Где зародилось искусство лоскутного шитья?
  • Почему лоскутное шитье можно назвать своего рода искусством?
  • Какие изделия можно выполнять в этой технике?
  • На какие две группы условно делятся все цвета?
  • Какие приемы соединения цвета в основном используется?
  • Почему для начинающих заниматься этим видом ремесла лучше начинать с хлопчатобумажных тканей?
  • Чем отличается техника «Лоскутная геометрия»?

Подготовка к выполнению прихватки, выполненной в технике «лоскутная геометрия» - «шахматка» - 5 -6 минут
Учитель:
Чтобы понять, как выполняется прихватка,  выполненная в технике «лоскутная геометрия» - «шахматка» (в дальнейшем «шахматка») и закрепить знания по основам цветовой грамоте, можно воспользоваться возможностями графического редактора Paint. (демонстрация образцов готовых изделий)
А возможностей этой программы много. С его помощью можно выполнить схемы вышивки, вязания, рисунок орнамента, создать шаблоны мозаичных форм, составить план разбивки цветника на пришкольном участке, найти оптимальное цветовое решение.
Сегодня на уроке мы познакомимся, как запускается эта программа,  научимся создавать в ней блоки (шаблоны) из которых состоит «шахматка»
Предлагаю вам  сесть за компьютеры. (Используя проектор, рассказываю,  как запустить программу  и работать в ней)

Учитель:
Познакомимся с редактором Paint
Выберите Программы /Стандартные/ Paint.  Появится пустое окно документа Безымянный – Paint. Под строкой заголовка находится строка горизонтального меню.
Для рисования и редактирования имеется набор инструментов, которые объединены в панель инструментов с левой стороны рабочего поля. Различают рисующие, выделяющие и инструменты создания объектов. (Показать учащимся, используя проектор)
В нижней части окна помещено меню Палитра, с помощью которого можно изменить цвет рисунков и надписей.
Удалить любой рисунок можно не только инструментом Ластик, но и с помощью меню. Для этого в меню Правка выберите Отменить. Следует учесть, что так можно отменить только три последние операции.
При запуске редактора Paint автоматически устанавливаются черный верхний и белый нижний рабочие цвета

Учащиеся осваивают предложенную программу.(10 минут)
Физминутка для учащихся – 3 минуты (упражнения для глаз, рук)
Подготовка к практической работе

Учитель:
С помощью программы Paint создайте основу прихватки «шахматка» состоящую из 9-ти квадратов (шаблонов). Для этого у вас на столах лежит алгоритм работы (Приложение 2). Следите за соблюдением последовательности выполнения.
На выполнение работы отводится 20 минут
После создания основы состоящей из 9-ти квадратов , учащиеся выполняют задание 2, приложения 1

Задание 2
Учитель
Залейте  основу в виде «шахматки» используя только теплые цвета, потом только холодные (меню Палитра)
(Выполнение предложенного задания помогает учащимся закрепить знания по цветовой грамоте, сформировать представления о последовательном соединение деталей лоскутного блока). Работы учащихся, можно рассмотреть через  проектор. -  5 минут

Домашнее задание  - 1минута
Принести хлопчатобумажную ткань двух цветов (цветовая гамма должна соответствовать), нитки, изготовить шаблон 5*5 или 6*6 см.

Список литературы:

  • Учебник «Технология» 5 класс  под ред. В.Д. Симоненко, М., «Вентана-Граф», 1999 г.
  • «Современный урок технологии с применением компьютера» О.Б. Ставрова, М., «Школьная пресса» 2004 г.
  • «Лоскутные подушки и покрывала» Маргарита Максимова, Марина Кузьмина, М., «Эксмо-пресс», 2001 г.