Формирование навыков исследовательской, творческой деятельности учащихся в практике работы учителя-словесника

Разделы: Литература


«И в просвещении стать с веком наравне». Эти слова великого Пушкина можно прочитать на гербе одного из инновационных учебных заведений города Новомосковска Тульской области – муниципального общеобразовательного лицея. Созданный в 1990 году, лицей добился значительных успехов в образовательной деятельности, а в 2006 и 2008 году вошёл в число лучших учебных заведений, получивших Президентский грант. Педагогический коллектив, приступая к созданию лицея в сложнейший период общественных перемен, понимал, что в новых условиях жизни нужен и новый гражданин России - «человек умеющий, знающий, социально-определённый, активный и самодостаточный», креативный и толерантный, понимающий «неизбежность постоянного обучения, способный получать необходимые знания в соответствии с вызовами времени» . (Мясников В., Найдёнова Н. Компетенции и педагогические измерения. «Народное образование», № 9-2006, с. 148).

 Поэтому важнейшим в работе педагогов лицея стало внедрение инновационных технологий, создание в учебно-воспитательном процессе необходимых условий, которые обеспечили бы формирование этих качеств и их непрерывное развитие.

В решении этих задач особое место было отведено организации научной, исследовательской, творческой деятельности лицеистов. Не случайно научно-методическая проблема, над которой работает коллектив, такова: «Формирование и развитие у обучающихся черт творческой личности».

Формирование навыков научной, исследовательской, творческой деятельности обучающихся ведётся в учебной сфере на уроках различного типа (уроках-семинарах, уроках-практикумах, творческих зачётах, уроках-исследованиях, уроках защиты проектных занятий, уроках-играх и т.д.); во внеклассной образовательной работе на занятиях предметных кружков и факультативов; во внеурочной воспитательной работе.

Особым этапом в развитии когнитивных и творческих способностей учащихся, в привитии им вкуса к исследовательской деятельности становится их участие в лицейском конкурсе научных, исследовательских, творческих работ «Эврика», который стал проводиться через год после того, как лицей начал свою работу. Ученики классов гуманитарного и естественно-математического направления, участвуя в нём, имеют реальную возможность попробовать свои силы в научном исследовании, творческом проекте. Виды работ, представляемых лицеистами, очень разнообразны: это литературоведческие исследования, видеофильмы, методические пособия к урокам, проектные работы, сборники стихотворений и прозаических произведений. В конце года победители и призёры конкурса подводят итоги своей деятельности, выступая на большой конференции «Наше творчество».

Шаг за шагом педагоги готовят учащихся к участию в различных научных и творческих конкурсах городского, областного и всероссийского уровня. Они постоянные участники Российского заочного конкурса «Познание и творчество» в различных его номинациях, международной лингвистической игры-конкурса «Русский медвежонок – языкознание для всех» и международной математической игры-конкурса «Кенгуру». Неоднократно лицеисты становились лауреатами Российской открытой конференции учащихся «Юность, наука, культура».

Достигнутые успехи тем не менее не позволяют говорить об исчерпанности возможностей работы в данном направлении. Поэтому поиск новых путей в процессе формирования навыков исследовательской деятельности, вовлечения их в творчество продолжается. И в первую очередь это происходит на уроках как основной форме учебной деятельности. Идя на занятие, мы всегда помним, что «не мыслям надобно учить, а учить мыслить». Чтобы эту непростую задачу решить, чтобы разбудить в ученике познавательную и творческую активность, используем на уроках все способы научного познания: сравнение и сопоставление, анализ и синтез, обобщение и конкретизацию; создаём условия, при которых ученик мог бы совершить своё (пусть небольшое, но такое важное прежде всего для него) открытие. Учитываем при этом верное, на наш взгляд, замечание учёного-методиста М.Г. Качурина: «Исключительную важность при этом приобретает одно условие: не преувеличивать возможности учащихся, остерегать их от скороспелых суждений, от самоуверенности, приучать к научной строгости и ответственности». (Качурин М.Г. Организация исследовательской деятельности учащихся на уроках литературы. М., «Просвещение», 1988 год, с.12).

Обратившись к практике работы, расскажем о тех возможностях, которые используются учителем-словесником на различных этапах изучения конкретной темы, конкретного произведения для того, чтобы обеспечить заинтересованное и ответственное участие обучающихся в познавательно-творческой работе на уроках литературы.

Урок литературы – это, прежде всего, чтение литературного текста и его анализ. Постижение текста должно стать проникновением ученика в удивительный мир художественного произведения. «С анализом взаимодействуют, ему предшествуют, за ним следуют многие другие виды работы: знакомство с писателем, с обстоятельствами его жизни, с историей произведения, выразительное чтение и иные формы творческой интерпретации произведения. Но анализ занимает особо ответственное место… он обращается к изучению читательского восприятия, опирается на результаты этого изучения, направляет впечатления и развивает воображение читателей-школьников, готовит их к разнообразной творческой работе с текстом», (Качурин М.Г. Организация исследовательской деятельности учащихся на уроках литературы. М., «Просвещение», 1988 год, с.72) открывает широкие возможности для приобретения навыков литературного исследования. Так, например, читая повесть А.С. Пушкина «Капитанская дочка», восьмиклассники получают задание прокомментировать эпизод встречи Маши Мироновой с неизвестной дамой в парке. Учитель спрашивает, меняется ли манера повествования в описании происходящего. Ребята говорят, что в рассказе появляется несвойственная запискам Гринёва сентиментальность, мягкость, стремление сказать обо всём возвышенно и красиво. Просьба объяснить это – тот самый момент, когда делаются самостоятельные наблюдения и выводы, позволяющие по-новому взглянуть на прочитанный текст. Учащиеся предполагают, что поскольку история эта поведана была Гринёву самой Марией Ивановной, то именно это и стало причиной указанных изменений. Наиболее проницательные добавляют: «История эта рассказывалась не раз. Она стала семейной легендой, тем более что говорилось в ней о чудесном спасении Петра Гринёва от несправедливого наказания. Поэтому она именно так прозвучала в записках героя».

Из года в год, от класса к классу, от произведения к произведению меняется степень сложности заданий, требующих творческой активности учащихся, развивающих навыки исследовательской деятельности. Так, важнейшей задачей курса 9 класса оказывается освоение таких яв-лений, как литературное направление и творческий путь писателя. Классицизм, сентиментализм, романтизм, реализм – уроки литературы, которые дают представление о характерных чертах каждого из этих направлений, являются трудными для учащихся. Практика показывает, что усвоение столь непростого материала возможно лишь при поэтапном его рассмотрении. Ребята постепенно учатся видеть особенности каждого направления, нашедшие отражение в произведениях разных авторов. Это позволяет учителю говорить с учащимися о том, как соотносятся “правила” и “признаки” направления и творческая индивидуальность писателя. Так, знакомясь с классицизмом как литературным направлением, учащиеся осмысливают его художественные принципы на примере творчества М.В. Ломоносова, Г.Р. Державина, Д.И. Фонвизина. Однако при чтении «Недоросля» задача усложняется: исследуя текст, ученики должны увидеть не только черты классицизма в произведении, но и понять, в чём русский драматург нарушил правила классицистической комедии, преодолевая их и прокладывая тем самым дорогу новому направлению – реализму. Завершая изучение темы “Русский классицизм”, мы проводим двухчасовое занятие по теме “ Денис Иванович Фонвизин. Комедия “Недоросль”: от классицизма к реализму”. Перед уроком проводится предварительная работа. Начинают свою деятельность творческие группы учащихся, руководят которыми ученики-консультанты и ученики-режиссёры. Одна группа готовит литературоведческий материал, две другие – инсценировки. Роль учеников-руководителей очень ответственна. Хотя они работают в контакте с учителем, но многое им приходится решать самим, например набирать актёров, осуществлять постановку в соответствии со своим режиссёрским замыслом, определять состав группы, выбирать форму представления материала. Помощь учителя, таким образом, сводится к минимуму или оказывается очень ненавязчиво, с уважением к предложениям ребят, их творческим поискам. Одна из групп отбирает материал, находит интересную форму для рассказа о том, как пьеса “Недоросль” шла на сцену, кто помогал её автору на этом пути и, наконец, о том, как она была встречена её первыми зрителями. Опыт проведения таких уроков показал, что учащиеся предлагают самые разнообразные формы преподнесения указанного материала: это и светская беседа-диалог дам о представлении комедии и вызванных им впечатлениях; и разговор автора с актёрами: Иваном Афанасьевичем Дмитревским, первым исполнителем роли Стародума, Петром Алексеевичем Плавильщиковым, исполнителем роли Правдина, Авдотьей Михайловой (Простакова), Яковом Даниловичем Шумским, которого уговорили исполнить роль Еремеевны; диалог-спор с противниками Фонвизина и его сторонниками. Конечно, предложенный в такой форме учебный материал воспринимается слушателями с живым интересом. Но главное, что работа в группе даёт возможность ребятам проявить свои творческие способности, инициативу, познавательную активность. Особое место в уроке занимает инсценирование, для которого одна из групп обращается к диалогу Стародума и Милона, другая – к сцене с участием отрицательных героев. После просмотра слушаем и режиссёров, объясняющих свой замысел, оценивающих его реализацию, и актёров- исполнителей. Сравнивая увиденное, выступают и зрители. Отвечая на вопрос: “Почему сцены с участием Простаковых, Скотинина смотрятся, в отличие от других, с неподдельным интересом?” – ребята говорят о том, что характеры героев отрицательных оказались жизненнее, глубже, интереснее, их речь имеет свои индивидуальные особенности. А обсуждение слов П.Вяземского о Простаковой: “Её образ стоит на меже трагедии и комедии”, – приводит к открытию того, что в комедии соединилось печальное и смешное, возвышенное и обыденное. И это было новым для классицизма. Итогом занятия становятся выводы, которые, завершив свою исследовательскую, творческую работу, делают сами учащиеся: Фонвизин создал произведение глубоко новаторское как по содержанию, так и по художественной форме. Это проявилось и в разрушении замкнутой жанровой формы, и в стремлении уйти от упрощённости характеров положительных героев, и в необычности развязки комедии.

Методический путь, выбранный нами, конечно, далеко не единственный, но многократное использование данной методики говорит о её эффективности: учитель, проводя такое занятие, вовлекает абсолютное большинство учащихся класса в активную познавательно-поисковую, исследовательскую, творческую деятельность, помогая таким образом постигнуть сложные для ребят понятия.

Добавим, что достигнутые в ходе таких занятий результаты находят своё дальнейшее осмысление и применение в других, более сложных исследованиях. Так, работа над понятием «классицизм» продолжается на уроках, посвящённых драме А.Т.Болотова «Нещастные сироты», которую ребята читают сами и пытаются не просто найти в ней черты классицизма, но и сравнить с комедией Фонвизина «Недоросль». Это требует от учащихся применения навыков исследовательской деятельности, которые мы формируем от занятия к занятию. Кроме того, такие виды работы дают возможность продолжения литературного исследования. На конкурс «Эврика», например, была представлена литературоведческая работа «Нравственные идеалы писателя и их отражение в драме А.Т. Болотова «Нещастные сироты», автор которой, став победителем, затем принял участие во Всероссийской открытой конференции учащихся «Юность, наука, культура». Так был проделан путь от исследовательской, творческой деятельности на уроке к серьёзной научно-исследовательской работе. (Качурин М.Г. Организация исследовательской деятельности учащихся на уроках литературы. М., «Просвещение», 1988 год, с.122).

Не менее продуктивным в формировании навыков исследовательской и творческой деятельности учащихся стало использование такой формы работы, как урок-семинар. Разработанная система семинарских занятий в 9-11 классах гуманитарного направления рассматривается нами как одно из важнейших звеньев в системе обучения учащихся. Размышление, спор, исследование, суждение – всё это теснейшим образом связанные между собой компоненты познавательной деятельности, которые становятся определяющими на таких занятиях. Все задания к семинарам предусматривают сопоставительный анализ эпизодов или произведений, в сферу познания обучающихся включаются новые произведения, не изученные на уроках, но имеющие прямое отношение к проблеме семинара, и это значительно усложняет стоящие перед старшеклассниками задачи. Предлагаются для обдумывания и оценки высказывания различных критиков, обращение к которым создаёт в классе атмосферу размышлений о литературе. Ученик чувствует себя собеседником умного человека, знатока литературы. «Вот тут и наступает роль учебного исследования. Есть такие моменты работы над статьёй, когда автор сам хочет и требует столкновения мнений, или вдумчивый читатель, выросший в иное время, во многом по-иному смотрящий на произведение, о котором идёт речь, чувствует неизбежность спора» .

Кроме того, все семинарские занятия включают в себя творческие задания: ведь взаимодействие, взаимопомощь исследования и творчества закономерны. По сути дела серьёзная исследовательская деятельность учащихся в ходе семинара побуждает их к творчеству литературному, музыкальному или художественному. Размышления о судьбе героев пушкинского «Евгения Онегина» выливаются в сочинение продолжений романа и поэтических посвящений Татьяне и Онегину; осмысление темы будущего как магистральной в русской литературе 19-20 веков – в создание коллажей и рисунков, в которых учащиеся 11-го класса раскрывают своё представление о будущем человечества; обращение к проблеме писательского мастерства Достоевского в изображении психологии героев – в создание иллюстраций к роману, которые должны передать психологическое состояние героев, особенности видения ими окружающего мира. Таким образом, семинарское занятие по литературе становится настоящей исследовательской и творческой лабораторией, где в совместной деятельности учащихся и учителя рождается новое знание, делаются маленькие открытия.

Обратимся к ещё одному аспекту обсуждаемой нами проблемы. Современная школа располагает широкими возможностями в использовании целого арсенала технических средств обучения, которые позволяют сделать урок литературы ярким и интересным. Видеофильмы (художественные или научно-популярные) на видеокассетах и DVD- дисках давно и прочно вошли в практику работы. Опыт показывает, что обращение к богатейшей сокровищнице киноискусства, драматургии, материалам литературных и научно-популярных передач позволяет решать в комплексе ряд задач, которые в нынешнее время можно назвать приоритетными: это прежде всего формирование творческой личности, человека, «адаптированного к экономической, политической, экологической, нестабильности, с независимым планетарным мышлением, высокой работоспособностью, с широкими философскими воззрениями и кругозором, с развитостью миропонимания». (О.В. Заславская, О.Е. Сальникова. Культуросообразные дидактические модели: технологический аспект. Тула, 2002, с.7).  Методически оправданное обращение к кинофрагменту позволяет сделать уроки по-настоящему живыми, интересными, обращёнными к уму и сердцу учеников. Изучая поэму Н.В.Гоголя «Мёртвые души», используем телевизионный фильм режиссёра М.Швейцера. Учащиеся узнают о создании фильма, о режиссёре, с творчеством которого они уже знакомы по фильму «Маленькие трагедии», о блистательном актёрском ансамбле фильма «Мёртвые души» – Александре Калягине (Чичиков), Юрии Богатырёве (Манилов), Ларисе Удовиченко (Манилова), Вячеславе Невинном (Собакевич), Инне Чуриковой ( приятная во всех отношениях дама), Лидии Федосеевой-Шукшиной (просто приятная дама), Валерии Золотухине (почтмейстер), Иннокентии Смоктуновском (Плюшкин) и др. А вот как, например, проходит работа с видеофрагментом на уроке, посвящённом главе 6. Знаменитая «плюшкинская» глава представляет собой благодатнейший материал для самых разных видов деятельности учащихся. Это чтение и анализ лирического отступления, открывающего главу; выразительное чтение отрывка о юности, дающего возможность поразмышлять над гоголевским призывом «забирать с собою, выходя из мягких юношеских лет в суровое ожесточающее мужество, все человеческие движения, не оставлять их на дороге…»; поиск ответа на проблемный вопрос: «В чём вы видите смысл такого обрамления истории жизни Плюшкина?»; и объяснение появления в главе развёрнутого описания заглохшего сада в имении героя и т.д. Работа с видеофрагментом занимает на уроке достойное место на том этапе, когда мы работаем над историей жизни Плюшкина (ведь биография в «Мёртвых душах» есть только у него и Чичикова!). Ребята прочитали главу заранее и теперь с интересом выполняют предложенное задание. Перед просмотром видеофрагмента мы просим их сравнить, как рассказал о жизни Плюшкина Гоголь и как о ней «рассказано» средствами кино (упоминаем о тексте, свете, музыке, звуке, общем и крупном плане). Для того, чтобы учащиеся смогли выполнить такое задание успешно, делим класс на группы: одна из них будет более пристально наблюдать за операторской работой (оператор Дильшат Фатхулин), другие оценят работу звукооператора В.Крачковского, третьи постараются понять, какую роль в эпизоде играет музыка Альфреда Шнитке и т.д. Наблюдения, которые делают ребята, проводя своё маленькое исследование, обычно удивительно точны. Отмечается, что очень большому отрывку в книге Гоголя отведено несколько минут экранного времени, при этом не произносится практически ни одного слова, лишь отдельные слова угадываются по артикуляции губ. Зато особенно выразительны, по мнению учащихся, выделенные крупным планом детали, на которых кинокамера останавливается постоянно. Это связка ключей, рука Плюшкина, часы, лежащие рядом с хозяином. Ребята понимают, что это происходит не случайно: они видят, что и в гоголевском тексте это важные, ключевые подробности. Учащиеся говорят и о выразительности светового решения в фильме: изменения, медленно происходящие в Плюшкине, отражаются и на жизни всего семейства, всего дома. Свет постепенно становится более приглушённым, словно сумрак окутывает героя, яркие праздничные тона сменяются тёмными, в финале вокруг Плюшкина никого нет, его одиночество подчёркнуто сгустившейся мглой и одиноко горящей свечой. Подмечают ребята и то, как меняется облик дома, медленно умирающего: окна постепенно заколачиваются, цветники глохнут. Особое внимание привлекает звук, который появляется во второй половине фрагмента, - звук заколачиваемых гвоздей. Эти гвозди забивают в крышку гроба умершей жены Плюшкина и в доски, которыми закрывают окна плюшкинского дома. Мерный, холодный, равнодушный стук как символ умирания. Особенно интересны высказывания ребят о музыке к фрагменту: сначала она мелодична и, как кажется, весела, но в ней изначально есть что-то настораживающее, что-то режет слух. Словно фальшивые нотки появляются. И это очень точное наблюдение: мелодия, основанная на классической вальсовой форме, вдруг становится карикатурно примитивной, дисгармоничной за счёт нарочитого повтора фортепианных аккордов в сочетании со звуками стучащего молотка.

Обсуждение поставленной проблемы, в которое вовлечено большинство учащихся класса, никого не оставляет равнодушным. Идёт процесс поиска, диалогическое общение не только по привычной схеме «учитель-ученик», но и между учащимися, коллективный учебный диалог, который связан с большой эмоциональной напряжённостью. Такое взаимодействие формирует опыт сотрудничества, сотворчества. Вовлечённые в подобную деятельность учащиеся не только усваивают учебный материал. Происходит развитие их интеллекта, воспитание культуры. Добытые в совместной творческой деятельности «знания культуры глубоко личностны, субъективны, они превращаются в эмоционально переживаемые взгляды, а затем – в убеждения». (О.В.Заславская, О.Е.Сальникова. Культуросообразные дидактические модели: технологический аспект. Тула, 2002, с.8).

В заключение мы должны отметить, что «успешность исследовательской деятельности прямо пропорциональна педагогическим условиям, которые способствуют формированию творческого мышления» . (Тонков Е.В., Тамбовцев Г.А., Сердюкова Н.С. Организация исследовательско-творческой деятельности учителя. – Белгород, 2001. – С.5.)

  Учитель, подготавливая учащихся к достижению поставленных целей, на всех этапах урока должен продуманно, с учётом возрастных, психологических особенностей обучающихся организовать их совместную деятельность так, чтобы ученик не испытывал чувства страха, адекватно реагировал на происходящее в классе, был ограждён от внешних раздражителей, чувствовал свою личностную значимость и осознавал свою роль в общем деле.

Формирование навыков научной, исследовательской, творческой деятельности учащихся – процесс поступательный и непрерывный. Главное, чтобы, уходя в большую жизнь, молодой человек уносил с собой желание «творить, выдумывать, пробовать», чтобы по-горьковски «смысл жизни видел в творчестве». Наша задача – ему в этом помочь.