Урок по теме "Окружность и круг"

Разделы: Математика


Цели урока:

  • Создавать условия для отработки практических навыков по теме «Окружность и круг».
  • Закреплять умения правильно формулировать определения.
  • Развивать пространственное мышление, воображение.
  • Формировать навыков исследовательской работы.

ЭПИГРАФ УРОКА:

Пусть математика сложна,
Ее до края не познать.
Откроет двери всем она,
В них только нужно постучать.

Тип урока: урок совершенствования знаний, умений и навыков.

Вид урока: лабораторная работа.

Методы обучения: коммуникативный, наглядный, практический.

Принципы обучения: наглядности, сознательности, развитие учебной деятельности.

Форма работы на уроке: фронтальная, индивидуальная, работа в парах.

Оборудование: рисунки для устной работы, проверочная таблица с определениями понятий для каждого ученика, таблица «Хочу проверить себя!» для каждого ученика.

Оформление доски: доска разделена на три части середина, правая часть и левая часть.

  • Рисунки для устной работы (в верхней части доски, на магнитах).
  • Дата и классная работа (надпись мелом, в левом крайнем углу доски).
  • За закрытым крылом выполненная лабораторная работа для проверки.
  • Центр доски вывод из лабораторной работы:

Знали
Узнали

  • Правая часть доски цели урока: повторить научиться отрабатывать.

Ход урока

  1. Организационный момент.
  2. Проверка домашнего задания: Время 1-2 мин.

Учитель: Какие вопросы появились у вас во время выполнения домашней работы? (Разбираются вопросы по домашнему заданию).

Во время устной работы слабые учащиеся выполняют индивидуальную работу по карточкам. Карточки разработаны на основе дифференцированного подхода.

  1. Устная работа: Время 4 мин.

Учитель задает вопросы.

  • Исключите лишнюю фигуру

(рис. 1)

  • На какой грани овал (рис. со 2 по 6)

  

  

  • Что видите?

(рис. 7)

Желательно, что бы дети, рассказали обо всех геометрических фигурах, об их расположении, пересечении и почему это происходит.

  • Сосчитайте сколько окружностей на рисунке?

(рис. 8).

Учащимся можно предложить и другие вопросы.

  • Сколько маленьких? (5)
  • Сколько больших? (4)
  • Сколько красных окружностей? (5)
  • Сколько зеленых окружностей? (4)
  • Сколько слоёв? (2)
  • Сколько окружностей в верхнем слое? (4)
  • Сколько окружностей в нижнем слое? (5)
  • Сколько маленьких окружностей во втором слое? (3) и т.д.
  1. Постановка целей урока. Время 1-2 мин.

Учитель: Откройте тетради и запишите число, классная работа. Тема урока «Круг и окружность».

Учитель записывает тему работы на доске.

Учитель: Ребята определите каждый для себя цель урока. (Ученики формулируют цели урока, которые учитель фиксирует на доске, с опорой на записанные глаголы).

повторить
научиться
отрабатывать

Учитель: Кто хотел бы поделиться своей целью? Лена, какая у тебя сегодня цель урока, Саша, а у тебя какая цель на этом уроке? Ребята так цель наша на уроке (после ответов учеников, учитель подводит итог).

  1. Работа с определениями. Время 3-4 мин.

Учитель: У вас в тетради таблица. В одном столбике начало определений, а во втором – их продолжение.Найдите для каждого определения его продолжение.

Проверочная таблица № 1.

1.Окружность – замкнутая линия без самопересечения…   1.Две точки на окружности и проходящий через центр
2.Круг – это часть плоскости…   2.Соединяющий центр окружности с любой точкой на окружности
3.Радиус – это отрезок   3.Часть окружности
4.Диаметр – это отрезок, соединяющий…   4.Все точки, которой находятся на одинаковом расстоянии от центра.
5.Дуга   5.Ограниченная окружностью

(Учитель проверяет правильность работы с таблицей в форме фронтального опроса).

  1. Фронтальный опрос. Время 2-3 мин.

Учитель: Сейчас проверим, правильно ли вы «заполнили» таблицу, расскажите, пожалуйста, определение …

(Идет фронтальный опрос геометрических определений у сильных учащихся, слабым учащимся было предложено выучить стихотворение).

Ученик:

Ведь окружность знает точно
Что на плоскости она
Только линия одна.
У окружности есть друг
Называется он круг,
Ты взгляни в нутрии кольца
И увидишь молодца.
Вот ближайших два соседа
Радиус с диаметром
Строит радиус мосточки,
Соединив при этом точки,
А диаметр мосты
В два раза большие длины.

  1. Работа с рисунком. Время 4-6 мин.

Учитель: Повторив определения геометрических понятий, поработаем самостоятельно. Для каждого из понятий подберите соответствующий рисунок. Под таблицей у вас рисунок, а рядом в колонке геометрические определения. Для каждого из понятий подберите соответствующий ему рисунок. (В тетрадях у ребят таблица с рисунком подобному рисунку 8. Им необходимо провести только стрелочки от понятия к рисунку.)

Проверочная таблица № 2.

Я хочу проверить себя!
  • Окружность
  • Круг
  • Радиус
  • Диаметр
  • Центр
  • Дуга

Оценка._________________Фамилия соседа по парте_________________________

После того, как, выполнена работа, обмениваются тетрадями. Вывешивается образец (рис.9) для правильной проверки. Идет взаимопроверка, выставляется оценка. Исправляются ошибки.

(рис.9).

  1. Физкультминутка. Время 1 мин.

(Учитель проговаривает начало, а ученики остальные слова, при этом, выполняя упражнения, которые показывает один из учащихся).

Вышли мыши как-то раз,
Посмотреть – который час.
Раз, два, три, четыре,
Мыши дернули за гири,
Тут раздался сильный гром,
Разбежались мыши вон.

  1. Лабораторная работа. Время 12-13 мин.

Учащиеся выполняют задания под руководством учителя.

Задания лабораторной работы.

  • Проведите окружность радиусом равным 6 см.
  • Отметьте на окружности две точки А и В так, чтобы отрезок АВ не проходил через центр. (Такой отрезок называется хордой)
  • Отметьте на отрезке АВ произвольно еще три точки С, D, E.
  • Отметьте на окружности точки К и Т.
  • Запишите, какие из отмеченных вами точек:

а) Лежат на окружности
б) Принадлежат кругу
в) Принадлежат отрезку АВ и окружности
г) Принадлежат отрезку АВ и кругу
д) Принадлежит ли кругу его центр О.
е) Принадлежит ли окружности ее центр О.

Отметьте точку О. Постройте две окружности с центром в этой точке: одну радиусом 3 см, другую – 4см. Закрасьте цветным карандашом область, расположенную между этими окружностями.

Как бы вы назвали получившуюся фигуру?

Учитель: Молодцы, ребята, закончили работу. Передайте тетради на проверку, а сейчас давайте проверим вашу работу.

Открывается закрытая доска. Идет анализ и проверка лабораторной работы.

Рис. 10 Рис. 11

С 1 по 4 задание это рисунок № 10, с 5 по 12 каждое задание зачитывается и комментируется учащимися. 13 задание это рисунок № 11.

Оля, какое имя дала получившейся фигуре?

Вывод лабораторной работы:

Учитель: Обычно в лабораторных работах делается вывод из проделанной работы. Давайте и мы с вами сделаем вывод в лабораторной работе.  Ученики делают вывод, опираясь на записи, на доске:

Знали
Узнали

  1. Домашнее задание: Время 1-2 мин.

Домашнее задание разбирается и комментируется учителем. (Рабочую тетрадь №2 ученики получают перед началом урока)

  • Обязательное: Страница 174 учебника, № 852, №856 (а, г)
  • По желанию: У вас на столах лежат листы с дополнительным заданием. Прочитайте его и задайте вопросы. Домашнюю работу вы будете выполнять на этих листах.

(Распечатывается и раздается на листах А4).

Текст задания:

  1. Постройте окружность с радиусом равным 7 см и центром в точке О. Проведите прямую t так, чтобы она касалась окружности. Сколько точек пересечения вы насчитаете?
  2. Постройте две окружности радиусами 5 и 8 см, так чтобы они:
  • Имели одну точку пересечения
  • Имели две точки пересечения
  • Не имели точек пересечения

(Рассмотрите различные варианты).

  1. Подведение итогов урока. Время 1-2 мин.

Учитель: Ребята скажите, кто не смог достичь целей сегодняшнего урока, а почему? Лена, сегодня, на уроке ты достигла тех целей, которые, были поставлены в начале урока? Саша, а как ты считаешь? Какую оценку вы поставили себе за работу на уроке?