Развитие творческих способностей через нетрадиционные формы изобразительной деятельности студии "Приглашение к творчеству"

Разделы: Работа с дошкольниками


“А почему, собственно
взрослые так спешат
уподобить себе детей?
Разве мы так уже счастливы и довольны собой…”

(Фреди Диккер Брандесова: педагог–художник)

Каждый ребенок по своей природе – творец.

И вот уже на протяжении 6 лет я веду углубленную работу с детьми дошкольного возраста в студии, которая является результатом наработок по развитию творческих способностей детей, где я целенаправленно обучаю детей различным способам получения художественного изображения, предоставляя им при этом богатый изобразительный материал, с последующим закреплением полученных умений в самостоятельной деятельности, что, несомненно, способствует развитию детского изобразительного творчества.

Эта форма организации изобразительной деятельности соответствует современным требованиям к обновлению содержания дошкольного образования, гуманизации педагогической работы в детском учреждении, реализует принципы личностно-ориентированного взаимодействия с детьми в процессе обучения, способствует активизации возможностей детей. Ведь для маленького ребенка художественный материал обладает завораживающей, притягательной силой, он подсказывает замысел, воздействует на его характер, способствует созданию художественного образа. Кроме того, познавая средства и качества разнообразных материалов, дети обогащают свой сенсорный опыт. К тому же при использовании различных материалов можно создавать ситуацию свободного выбора, так необходимую в творческой деятельности.

Я считаю, что чем больше ребенок знает вариантов получения изображения, тем больше у него возможностей передать свои идеи, а их может быть столько, насколько развиты у ребенка творчество и воображение. Главное, развивая у детей творческие способности изобразительной деятельности самим верить, что художественное творчество не знает ограничений ни в материале, ни в инструментах, ни в технике. Я очень увлекающийся человек и это помогает мне увлечь детей, поддерживать их интерес.

Работа в данном направлении дает мне свободу творчества, и я, в свою очередь, стараюсь предоставить детям как можно больше самостоятельности, свободы самовыражения, творчества, поисков передачи своих ощущений, чувств, переживаний.

Занятия строю так, чтобы детям было интересно, а мне вместе с ними. Чтобы каждое занятие увлекало, удивляло новизной и неожиданным решением, строю их с использованием игровых технологий. Это помогает мне приблизить учебный процесс к основному виду деятельности – игре, и наиболее естественным образом ввести его в таинственный мир, именуемый нами взрослыми – искусством. Ведь в искусстве и в детской игре есть общее – это игровой процесс, в результате которого возникает образ, созданный воображением ребенка и художника. Здесь сосуществуют действительность и вымысел, условность и безусловность, волшебство превращений.

В играх-сказках я выступаю как организатор, а зачастую и как участник игры, ставя игровую задачу, используя само стремление ребенка к реализации определенной цели, воплощения замысла, включение в его арсенал новых средств и способов, позволяющих совершенствовать работу. При этом дети активны, эмоциональны, непосредственны, проявляют инициативу, самостоятельность, легко и естественно входят в мир искусства, в мир прекрасный, но сложный. Сложный, потому что ребенок не знает пока таинств художественных законов работы с материальными средствами. Но зато у него совершенно открыты каналы для восприятия. Он, как маленький волшебный сундучок, открытый миру, ждет от него все новых и новых сюрпризов. Порой ему надо лишь найти и вынуть из сундучка памяти то драгоценное и вечное, что он хранит, а потом только удивляться и запоминать это.

Ремесло, техника – это потом, а сейчас – страсть. Вкус к игре, сказке, творчеству, к иллюзии, помогающей понять себя. Прежде надо увлечь ребенка, а потом давать ему техническое средство.

Занимаясь с детьми, я не стремлюсь к ожиданию быстрого успеха и не стараюсь предъявлять высокие требования, зная, что это может вызвать лишь негативную реакцию, и нежелание заниматься тем, к чему его принуждают. Дети, прежде всего, творят соответственно собственным потребностям, а не напоказ. И я никогда не ориентирую их только на результат и ни в коем случае не подменяю поиск – образцом, творчество – исполнением, желание – принуждением. Надо уметь читать детские рисунки, оценивать их. Примитивная и уродливая работа с точки зрения взрослого может быть наиболее значима для ребенка.

Я стараюсь, чтобы мои дети получали удовольствие от творческого процесса. И это еще один немаловажный эмоциональный фактор, который роднит детскую игру и искусство. Нередко мы наблюдаем, с каким удовольствием ребенок играет с воображаемыми предметами. Любой материал, попадающий в руки ребенка, становится игрушкой, обретает новую жизнь, новый смысл. Точно так же мы играем на занятиях с неоформленным материалом. Этим материалом могут быть: краска, различная бумага, поролон, парафин, опилки, мыльные воздушные пузыри и многое другое. Стоит только предложить его в качестве игрового материала, и вы увидите, с каким удовольствием дети начнут с ним играть, фантазировать, экспериментировать. Исследовать мир, превращая опилки, бумагу, мыльные пузыри, ниточки, ложечки, перышки… в персонажи.

Вот и на свои занятия мы берем с собой все это богатство, замечательное добро и отправляемся путешествовать.

Сейчас главное – желание путешествий, желание побывать там, в сказочном мире фантазии, творчества, где персонажем может быть капля, шарик, лист, облако, мыльный пузырь, снежинка, ниточка, абстрактное пятно и.т.д.

Я чувствую —> Я представляю —> Я воображаю —> Я творю

В своей работе я обращаюсь к сказочным образам, для каждого занятия стараюсь придумать небольшую сказочку, т.к. сказка наиболее доступный сознанию ребенка материал. Она помогает развитию фантазии и усвоению основных нравственно-эстетических понятий (добро, зло). Дети с удовольствием помогают героям сказок. Они склонны одухотворять предметы, явления природы, наделять человеческими свойствами животных, растения. И поэтому дети легко принимают условия игры – изображения.

На занятиях использую различные приемы и методы решения задач: наблюдение, показ, анализ, объяснение последовательности и способов выполнения, постановка перед детьми задач, требующих нахождения самостоятельного решения, т.е. задач проблемного характера. Детям не даются готовые образцы, а вызывается потребность в поиске, таким образом, предоставляется возможность для самовыражения.

Очень эффективны вопросы-провокаторы:

- На что это похоже?

- Кто это может быть?

- Кто, что может быть такого цвета?

- Что можно изобразить такой линией?

Организовывая занятия, я учитываю высокую импульсивность и в тоже время высокую концентрацию внимания и работоспособность наших детей. Поэтому на занятиях детям разрешается вставать, ходить по студии, общаться со сверстниками. Места детей не закреплены за ними жестко. Каждый может устроиться, где захочет, от раза к разу выбирая себе соседей сам, а может именно сегодня решит уединиться. Организованное таким образом рабочее пространство обеспечивает возможность каждому участнику видеть действия других, непринужденно обсуждать цели, ход работы и получаемые результаты, обмениваться мнениями и открытиями: “Смотри, как у меня!”, “Я понял, как это сделано!..”

Вводную часть мы начинаем на ковре, где дети отгадывают загадки, мысленно отправляются в сказочную ситуацию, оказываются в гостях у сказочных персонажей, играют с ними, закрепляют пройденный материал, осваивают новый. Часто рассказывая, беседуя, я сама изображаю, нацеливая детей на внимательное наблюдение за процессом моего выполнения. Чтобы поддерживать у детей интерес, стараюсь придумывать необычные задания, игровые ситуации. Я не обязываю и не принуждаю к выполнению работы, а обращаю внимание детей на подготовленный материал, выдвигаю интересные идеи для работы. Для начала это приглашение к деятельности, необязательной, непринужденной:

“Давайте сегодня…”,

“Кто хочет, устройтесь поудобнее…”,

“Я буду… кто хочет, присоединяйтесь”,

“Не сделать ли нам?”,

“Как же это сделать?”,

“Что же из этого можно сделать?”.

Наметив задачу, я как равноправный участник, прорабатываю возможные способы ее реализации, открывая широкие возможности продуктивной деятельности для творческой активности, стимулирую порождение замысла и его воплощение. К спектру общеразвивающих функций следует отнести и совершенствование ручной моторики.

Дети добровольно включаются в продуктивную деятельность по принципу: “Я тоже хочу делать это”.

Основная часть проходит за столами, где дети работают, используя нетрадиционный материал. Каждый работает в своем темпе, свободно выбирает рабочее место, перемещается, чтобы взять тот или иной материал. Как нельзя лучше подходит классическая музыка, которая создает положительный настрой работы, помогает лучше представить образ, будит воображение.

В целях разнообразия и лучшего осознания контрастных понятий я предлагаю на выбор бумагу разного формата.

Я же включаюсь в деятельность наравне с детьми, ни в коем случае не инструктирую и не контролирую самостоятельную деятельность детей, но обсуждаю замыслы, анализирую вместе с ними. Стараюсь, вести себя непринужденно, и не препятствую комментированию вслух, обсуждению дошкольниками их собственной работы, обмену мнениями, спонтанно возникающей взаимопомощи. Разрешено свободное общение – рабочий гул.

Так, играя, дети могут выбирать нужные краски, нужный материал, подбирать цвет. А я, в свою очередь, испытываю удовлетворение оттого, что вся эта работа не проходит зря, дети усваивают материал, применяют его на практике.

Особым образом строю и заключительный этап. Прежде всего, это характеризует открытый конец: каждый ребенок работает в своем темпе и решает сам, закончил ли он свою работу или нет. Организовываем выставку, где я предлагаю каждому ребенку-автору сказать несколько слов о работе, дать ей оригинальное название, придумать не большой рассказ, пофантазировать, высказать собственное мнение. Дети, как правило, с большой охотой рассказывают о том, что изобразили, тем самым раскрывают смысл своего рисунка. В заключение, спрашиваю детей – хотят ли они оставить работу на выставке или забрать с собой, учитываю желание каждого ребенка.

Очень люблю записывать рассказы детей с обратной стороны изображения, а потом мы составляем книжку, которую дети забирают в группу, по очереди берут домой и читают.

Таким образом, дети занимаются 20-25 минут, меняя место деятельности, проявляя свою познавательную творческую активность, не чувствуя усталости. Организация такой работы позволяет мне уделять необходимое время каждому ребенку, учесть его возможности. Прислушиваясь к детским идеям и предложениям, я не боюсь менять запланированный ход занятия, экспериментировать с новым материалом, поощряю творчество и фантазию ребят. Все это усиливает интерес ребенка к работе сверстников, поощряет содержательное общение, установление контактов. Иногда структура занятий может меняться, все зависит от поставленных задач. Иногда идет объединение двух-трех занятий в один сюжет: сказка с продолжением. Выполнение заданий в несколько этапов.

Занятия студии провожу во вторую половину дня, в свободное время, 2 раза в неделю.

Учитывая возможности, возраст детей продумала темы работы, составила перспективный план. Темы разбила по циклам. Очень часто они исходят из событий социальной жизни.

  • “Волшебные узоры”;
  • “Палитра осени”;
  • “ В некотором царстве – в некотором государстве”;
  • “Зимняя сказка”;
  • “Забавные картинки”;
  • “Космическая сказка”;
  • “Мир вокруг нас”;
  • “Весеннее чудо”;
  • “Как изобразить птиц”;
  • “Рисую штрихом”.

Меня всегда интересовало, почему у ребенка, имеющего неплохую технику рисования, такие бедные по замыслу рисунки. Ведь если в 2-3 года ребенок раскрепощен в рисунке и быстро рисует, не имея определенного замысла, то почему же у детей старшей группы появляется боязнь не справиться с работой, неправильно изобразить.

С этой проблемой я столкнулась в первый год работы студии, пригласив детей старшей, подготовительной групп и убедилась, что работу надо начинать намного раньше.

За 6 лет работы студии я разработала перспективные плана с учетом возраста и интересов детей, где подобраны задачи, игры, игровые приемы, сказки. Составлен цикл занятий, рекомендаций для педагогов и родителей.

Работа проходит в 3 этапа.

I этап: Дети младшей группа с 3 до 4 лет.

На данном этапе решаю задачи:

  1. Вызвать у детей интерес к творческой деятельности на основе эмоционально-мотивационной установки.
  2. Знакомить с нетрадиционными техниками изображения:
  3. - пальцевая живопись;
    - рисование ладошкой;
    - рисование шариками;
    - рисование тычками;
    - оттиск печаткой (оставляя на бумаге разноцветные отпечатки квадратного кубика, прямоугольного спичечного коробка, круглого донышка стакана, пробки, катушки, треугольной коробочки, овальной щетки);
    - обрывание бумаги;
    - восковые мелки;
    - рисование по цветному клейстеру.

  4. Развивать ассоциативное мышление восприятия цвета, формы, величины предмета.
  5. Развивать творческое мышление, побуждать думать, мыслить смело, дополняя изображения деталями, развивать воображение, фантазию.
  6. Развивать зрительно-двигательную координацию.
  7. Учить рассматривать рисунки, поощрять эмоциональные проявления и высказывания.
  8. Воспитывать дружелюбие, умение радоваться и радовать других, вести себя непринужденно.
  9. Воспитывать аккуратность, собранность, опрятность.

В этом возрасте очень важно, чтобы краски пришли к ребенку, как увлекательный игровой материал, как событие. На каждое занятие придумывается сказка: сказка-цвет, сказка-форма, разноцветная сказка, сказка – волшебные узоры и т.д.

Играя в веселые разноцветные игры, дети закрепляют цвет, форму, величину, развивают мелкую моторику. Что очень актуально, ведь проблемы на раннем этапе связаны с неразвитостью мелкой моторики, что объясняется, прежде всего, возрастными особенностями, их слабой ориентировкой на листе бумаги.

Параллельно с творческой деятельностью дети развивают математические способности – считают, сколько лапок у жучка, сколько лепестков, сколько чешуек у рыбки… А так же проводят первые эксперименты по смешиванию красок, получая новый цвет.

К концу года дети научатся из отпечатков пальцев составлять узоры, несложные фигуры из геометрических форм. Дети станут самостоятельнее, инициативнее, коммуникабельнее. У них повысится интерес и желание заниматься.

II этап: Средний возраст с 4 до 5 лет.

На данном этапе решаю задачи:

  1. Продолжать решать предыдущее задачи.
  2. Закреплять навыки и умения знакомых нетрадиционных техник изображения.
  3. Знакомить с новым художественным материалом и приемами работы с ним:
  4. - граттаж (готовые листы);
    - комкание, скатывание бумаги;
    - аппликация ложечками (готовый материал).

  5. Упражнять в комбинировании 2-х различных техник.
  6. Побуждать высказываться на разные темы, выражать собственное мнение, рассказать о своем рисунке.

К концу года дети с удовольствием входят в воображаемую ситуацию сказки, овладевают новыми для них взаимодействиями с нетрадиционным материалом. Дети проявляют инициативу, самостоятельность, они более уверены в своих силах. Наделяя цветовое пятно, линии, формы душой, характером, дорабатывают и превращают в сюжетный рисунок.

Активно экспериментируя с бумагой, расширяют кругозор. Пробуют соединять и комбинировать различные фигуры составляют из них изображения.

III этап: Дети старшей и подготовительной к школе групп с 5 до 7 лет.

На данном этапе решаю задачи:

  1. Продолжать решать предыдущие задачи.
  2. Совершенствовать умения, навыки знакомых изобразительных техник.
  3. Знакомить с новыми техниками изобразительного творчества:
  4. - рисование мыльными пузырями;
    - рисование ниточками;
    - печатание листьями;
    - скручивание бумаги;
    - граттаж (материал готовим сами);
    - шипучие рисунки (опускаем мелок в соленую воду и рисуем);
    - аппликация опилками;
    - аппликация ложечками – вырезаем из бумаги, мочим, вкладываем в ложечки. Высыхая, они становятся выпуклыми, объемными, как настоящие. Немного фантазии и это уже перья птиц, чешуя рыб, лепестки цветов и т.д.
    - соленые рисунки (разноцветная соль);
    - ледяные рисунки;
    - монотипия.

  5. Учить, самостоятельно подбирать необходимую технику, способ изображения, материал, цветовое решение.
  6. Учить комбинировать различные техники для повышения выразительности рисунка.
  7. Развивать чувство композиции, цветовосприятия.
  8. Развивать умение отображать, дорисовывать сюжет.
  9. Развивать эмоционально-образную речь детей.
  10. Учить создавать большую коллективную композицию, договариваться друг с другом.
  11. Воспитывать чувство удовлетворенности от совместной художественной деятельности.

И вот мы почти взрослые путешественники. Дети старшего возраста уже способны проявлять старание, упорство, сознательно и настойчиво овладевают новыми техническими навыками. Перед ними открываются широкие возможности творческой деятельности. К концу года замыслы стали богаче, интереснее. Появляются фантастические, сказочные образы. Техники нетрадиционного изображения стали для них привычными и традиционными. Они умеют выражать себя в материале, самостоятельно решают подбор материала, технику изображения, композиции, цветовой настрой.

Экспериментирование с бумагой, мелом, льдом, солью, закрепление их основных свойств, заметно расширили представления детей об окружающем, расширили их кругозор.

Вот уже 7 лет я работаю с детьми, имеющими проблемы в речевом развитии (ОНР). В дополнении к этому накоплен богатейший опыт работы с этими детьми. Все эти техники, приемы изображения можно назвать и коррекционными. Дополнительно они развивают:

- дыхательный аппарат, способствуют отработке более грубого вдоха и более главного выдоха, развивает дифференцированное дыхание (изображение мыльными пузырями);
- активизируют мышление и речь, синтез речевой и продуктивной деятельности, ставят детей в условия, побуждающие их общаться, ориентироваться на действия и высказывания сверстников, налаживать диалог, решаются задачи эмоционально-образной речи детей. Ребенок рассказывает о том, что нарисовал;
- мелкую моторику;
- саморегуляцию, контроль психики.

Очень эффективна в работе с детьми ОНР техника изображения – “Рисуем штрихами”. В процессе которой, легко проговаривать чистоговорки, скороговорки и т.д. Дети шаг за шагом учатся изображать животных, птиц и т.д., придавая им с помощью штрихов пушистость, объемность. Сначала мы знакомимся со штрихами, чуть касаясь бумаги, затем постепенно усиливаем нажим. Следующие этапы:

  • сочетание коротких и длинных штрихов;
  • постепенно укорачивающийся штрих;
  • меняющий наклон;
  • штрих с наклоном в одну из сторон;
  • волнообразный штрих.

Предлагая детям изобразить эти штрихи, упражняю в изображении предметов.

Наша работа интересует и родителей. Мы все участники творческого процесса, здесь нет зрителей.

Родители с удовольствием участвуют в организации выставок совместного творчества, персональных выставках, конкурсах. Где каждая работа занимает равноправное место в общей композиции, что зачастую вызывает у участников удивление, а то и восхищение. Нет победителей, побеждают все. У каждой работы своя номинация: “Самый необычный материал”, “Мисс фантазия”, “Самая оригинальная”, “Приз зрительских симпатий” и т.д.

Мои труды не проходят даром, они находят продолжение в эстетическом классе гимназии № 96 В.П. Астафьева, где учатся наши дети. Немало моих выпускников являются учениками художественной школы.

Придет новый год, и я снова наберу новых детей и обязательно приглашу их посетить выставки моих выпускников в художественной школе и гимназии.

Я надеюсь, что опыт моей работы будет Вам полезен и интересен.