Конспект занятий по патриотическому воспитанию старших дошкольников

Разделы: Работа с дошкольниками


Конспект занятия по познавательному развитию в старшей группе
«Тяжин - частица земли Кузнецкой»

Цель: формирование знаний детей о родном поселке.

Задачи:

  1. Формировать представление о малой Родине на основе ознакомления с ближайшем окружением (дом, двор, детский сад) и достопримечательностями поселка.
  2. Познакомить с историей возникновения поселка. Показать расположение поселка на территории Кузбасса. Взаимосвязь жизни и деятельности жителей поселка от географического положения и природных ресурсов. Познакомить с гербом Тяжинского района, объяснить символическое значение изображений на гербе.
  3. Развивать воображение, связную речь, мышление в процессе д/и.
  4. Воспитывать любовь к родному поселку.

Предварительная работа: экскурсии по родному поселку, заучивание стихотворения, пословиц.

Материал: карта Кемеровской области, герб Тяжина,  фотографии достопримечательностей Тяжина.

Ход занятия

Ребенок читает стихотворение:

На широком просторе,
Предрассветной порой,
Встали алые зори
Над родимой страной.
С каждым годом все краше,
Дорогие края…
Лучше Родины нашей
Нет на свете друзья.
(Прокофьев)

- О чем, ребята говорится в стихотворении? (о Родине)

- У каждого на земле человека есть Родина. Как вы думаете, что такое Родина?

(- Родина – это место, где человек родился, вырос, учился.
- Его мама, папа, дом родной., речка, березка, солнышко – все это наша Родина.)

- Правильно, дети, родной край близок и дорог сердцу каждого из нас. Здесь проходят детские годы, а часто и жизнь.  Знать историю родного края – значит любить настоящее, каждый день вносить свой вклад в строительство новой жизни.

- Как называется наш родной край? (Кузбасс, Кемеровская область)

Наш родной поселок Тяжин  -  частица Кузбасса, и нашей великой Родины – России. Посмотрите на карту, где на территории Кемеровской области находится наш поселок? (на северо-востоке).

Какими цветами на карте обозначена территория Тяжинского района? (зеленным, светло-коричневым).

Что обозначают эти цвета? (лес, небольшие горы)

- Правильно, дети, наш поселок расположен в одном из красивейших мест Кемеровской области в окружении лесов и полей. И, наверное, не случайно более 200 лет назад здесь обосновались переселенцы из западной части России, искавшие новые богатые земли.

Ребята, а вы знаете почему наш поселок называется «Тяжин»?

- «Тяжин» – одно из таинственных названий. Название происходит от слова «тяж» (часть упряжи).

-  Первые переселенцы поселились в ныне Старом Тяжине. А там была крутая большая гора. Груз перевозили только на лошадях. И вот эта упряжка постоянно рвалась при подъеме в гору. Вот и назвали  село «Тяжин».

- Затем, более 100 лет назад, там, где сейчас находится наш вокзал, стала строиться железная дорога. Чтобы строить железную дорогу, нужны люди. Так появились первые поселенцы , и образовались 2 улицы (Вокзальная и Рабочая – было около 100 домов). Новый поселок около железной дороги был назван Тяжин, а старое село стали называть Старый Тяжин. Сегодня нашему поселку, который стал районным центром, 112 лет. 

–  Ребята, какой стал наш поселок? (Показываю картину). (Красивый, большой, много широких улиц, красивых зданий).

- Назовите достопримечательности Тяжина? (Дом культуры «Юбилейный», музыкальная школа, библиотека, молочноконсервный завод, хлебозавод,  пивзавод, художественная школа, красивый вокзал, главная площадь – Ленина; площадь  Победы, где есть мемориальная доска погибших воинов-тяжинцев и памятник воину – тяжинцу Н.И. Масалову, который спас немецкую девочку).

Дидактическая игра « Где я нахожусь?»

Раздаю детям фотографии с видами родного поселка и предлагаю рассказать о том, что там изображено, не называя самого места. Остальные дети должны догадаться, о каком месте родного поселка им рассказывают.

Ребята, вы знаете, что у каждого города и поселка есть свои символы: флаг, герб.  У нашего поселка тоже есть герб (иллюстрация с изображением герба). Что изображено на гербе поселка Тяжин? (щит, колосья, рельсы, треугольники и.т.д.) О том, что обозначают изображения на гербе,  написала наша землячка Г.Н. Зубцова.

Тяжин – жемчужина Кузбасса!
Об этом герб наш говорит,
Французский щит он украшает,
Земли богатства нам сулит.
Здесь есть четыре треугольника,
Они о многом говорят,
Вверху, на красном треугольнике,
Сгущенкой он богат.
Богат Тяжин своей природой,
Мы слева видим на щите,
Тайга и лес шагают в ногу,
Несут промышленность стране.
А справа видим мы дороги,
Поля средь них и села все,
Соединяют меж собою
Сибирским трактом наравне.
Внизу на синем треугольнике
Дорога с рельсами бежит
И с одного конца России,
Она в другой вас вмиг домчит.
Вверху герба Тяжин написан,
Пшеницы колос видим мы,
Хоть небольшой клочок России,
В своей стране мы все важны.

- Какие важнейшие отрасли хозяйства нашего района отражает  герб? (выращивание хлеба, заготовка древесины, производство сгущенного молока и т.д.)

Ребята, вы знаете много пословиц. А какие пословицы о Родине вы знаете?

«Без корня и полынь не растет».

«Нет ничего краше, чем Родина наша».

«Жить – Родине служить».

«У нас тот герой – кто за Родину горой».

«Всякому мила своя сторона».

«Люби Родину – как родную мать».

«Где родился там и пригодился».

– Красива Тяжинская земля

Красивы березки у реки;

Зеленые леса, необъятные поля

Каждый человек любит свою Родину.

Конспект занятия по познавательному развитию в старшей группе
«Как наши предки выращивали хлеб»

Цель: формирование знаний детей об истории ведущей отрасли района.

Задачи:

  1. Дать детям представления о том, как выращивали хлеб в старину.  Познакомить с  последовательностью трудовых действий, орудиями труда, народными традициями. Донести до сознания детей, что хлеб - это итог работы многих людей. Закрепить знания о последовательности роста растений (пшеницы) и необходимых погодных условиях (солнце, дождь, тепло).
  2.  Развивать мышление, умение устанавливать логические связи.
  3.  Активизировать словарь: прилагательные - пышный, душистый, ржаной, пшеничный; существительные - серп, цепа; хлебобулочные изделия.
  4. Воспитывать бережное отношение к хлебу, уважение к труду людей, традициям русского народа.

Материал к занятию: колоски пшеницы и ржи, хлеб черный и белый, каравай; иллюстрации с изображением крестьянина-сеятеля; процесса жатвы и молотьбы; пшеничные ростки, мучные изделия; карточки с изображением последовательности роста пшеницы на каждого ребенка.

Предварительная работа

Отгадывание загадок о хлебе; заучивание стихотворений о хлебе, объяснение и заучивание пословиц о хлебе; чтение рассказов М Глинской «Хлеб», М. Пришвина «Лисичкин хлеб». Сравнение пшеничного и ржаного хлеба по цвету, форме, вкусу.

Ход занятия

- Ребята, отгадайте, о чем мы сегодня будем говорить на занятии:

Отгадать легко и быстро
Легкий, пышный и душистый
Он и черный, он и белый,
А бывает подгорелый.
Без него плохой обед,
Вкусней его на свете нет? (хлеб)

- Вы правильно отгадали. А какие слова в загадке помогали вам догадаться, что это хлеб? (мягкий, пышный, душистый, черный, белый, бывает подгорелый)

Вы уже знаете, что главная отрасль нашего Тяжинского района – сельское хозяйство. Какие культуры выращивают на полях нашего района. (пшеницу, рожь, овес, ячмень). Как называют людей, которые выращивают хлеб. (хлеборобы). Это одна из самых древних и почетных профессий на земле.

А сейчас я вам расскажу, как раньше наши предки выращивали хлеб.

Перед началом полевых работ крестьяне мылись и парились в бане, надевали чистые рубахи, кланялись в пояс земле-матушке, просили о богатом урожае. И с лукошком на груди выходили в поле. В лукошке лежали семена пшеницы и ржи. Вот идет крестьянин по полю и через каждые 2 шага разбрасывает пригоршню зерна веером слева направо. А  как вы думаете, какая должна быть погода? (безветренная)  Почему?  (Чтобы семена ровно ложились в борозды)

- Чтобы урожай родился богатый, кликали люди дождик. Мы тоже с вами знаем закличку. Давайте вместе скажем:

Дождик, дождик поливай -
Будет хлеба каравай,
Будут булки, будут сушки
Будут вкусные ватрушки.

- Ребята, а что необходимо для жизни и роста растений? (солнце, вода, тепло)

Физминутка «Колосок растет»

Представьте, что мы в поле. Я превращаю вас в маленькие зернышки и сажаю в землю, (дети садятся). Теплое солнышко пригрело землю. Дождик поливал. Зернышки росли, росли и стали колосками (медленно поднимаются руки-колоски). И вот уже два листочка тянутся к солнцу (ладони раскрыты, запястья сомкнуты). В поле выросли замечательные колоски  (улыбнитесь друг другу)

- Народ сложил много пословиц о хлебе.  Какие пословицы вызнаете?

Хлеб всему голова.

Без печки холодно, без хлеба голодно.

Хлеб ногами топтать - народу голодать.

Хлеб на стол, так и хлеб престол, а хлеба ни куска, так и стол доска.

Вода вымоет, хлеб накормит.

Без соли невкусно, без хлеба не сытно.

И обед не в обед, коли хлеба нет.

- Молодцы, ребята, много пословиц знаете.

Ну что ж, выросли пшеница и рожь. Пришла пора убирать урожай. В старину это делали так. Брали женщины в руки серпы и шли в поле. Срезали колосья и собирали их в снопы (иллюстрация).  В народе говорят так: «Хлеб в колосу, пора жать полосу»

- Но колосья нужно еще обмолотить, т.е. вынуть из колосьев зерна. И для этого мужчины брали цепу - ручное орудие для молотьбы, били по колосьям, и зерна из них высыпались (иллюстрация)  Затем зерна собирали и просевали от мусора. Зерно везли на мельницу, там мололи, и получалась мука. (иллюстрация). Из муки пекли хлеб.

Как же вырастить хлеб?

Игра: «Что сначала, что потом?

Дети последовательно раскладывают  карточки: ( зернышко на пашне,  росток, колос, сноп, зерно, мука, хлеб)

- Ребята, как много надо труда, чтобы у всех был сегодня хлеб на столе. И поэтому отношение к хлебу должно быть бережное. Как нужно обращаться с хлебом?

Не бери хлеба больше, чем можешь съесть.

Не кроши хлеб за столом.

Никогда не выбрасывай хлеб.

- Ребята, а какие стихи вы знаете о хлебе?

 Хлеб растет не для объедков,
От зари и до зари,
Говорят в народе метко,
Съесть не можешь, не бери!
Хлеб ржаной, батон и булки
Не добудешь на прогулке
Люди хлеб в полях лелеют,
Сил для хлеба не жалеют.

- Ребята, а что можно печь из муки? (булочки, пироги, торты, баранки, блины). А как это все вместе называется? (хлебобулочные изделия).

- Ребята, а в старину пекли круглый хлеб и называли его «каравай». Для нас сегодня тоже испекли каравай.

Воспитатель вносит каравай с пожеланиями:

Дай бог тому,
Кто в этом дому.
Тому рожь густа
Рожь ужимиста
С колосу осьмина
С ползерна пирог
Счастья дай вам бог!

- Ребята, наши мамы напекли вам много хлебобулочных изделий.

Рассматривают выставку. Чаепитие.