Интегрированные занятия, как средство развития интеллектуальных и творческих способностей детей

Разделы: Работа с дошкольниками


В настоящее время специалисты, работающие с детьми, и родители всё чаще сталкиваются с трудностями адаптации детей к меняющимся социальным условиям. В процессе становления личности ребёнок всё чаще встречается с ситуациями, имеющими явный кризисный характер. Дети не всегда успешно преодолевают эти стрессовые ситуации. Поэтому очень важно помочь им устоять перед неблагоприятными воздействиями социальной среды, научить преодолевать психотравмирующую ситуацию, справляться с негативными эмоциональными переживаниями и тем самым сохранить своё психическое здоровье.

Опираясь на идею Л.С.Выгодского о зоне ближайшего развития, решается проблема облегчения для детей доступа к внутренним творческим и интеллектуальным ресурсам. Как известно, при определённой помощи взрослого любой ребёнок делает значительно больше, чем может сделать это самостоятельно. Это даёт ребёнку шанс обратиться к собственным, ещё не использовавшимся внутренним ресурсам.

Современный психолог ставит своей целью развитие ребёнка дошкольника – творческим, инициативным, раскрепощённым, с высоким уровнем развития познавательных способностей.

Совершенствование личности дошкольника предполагает развитие у него разнообразных способностей, положительного отношения к миру, разнообразных умений, которые в основе своей наиболее мощно развиваются в продуктивной деятельности.

В связи с этим опираясь на методические рекомендации, изложенные в программе Д.И. Воробьёвой “Гармония развития”, специалистами ДОУ разработан комплекс интегрированных занятий, направленных на интеллектуальное, художественное и творческое развитие личности дошкольника.

Ведущей идеей данных занятий является целостное развитие личности, через раскрытие внутреннего потенциала ребёнка с учётом его индивидуальности. В качестве основной деятельности выступает продуктивная деятельность, которая интегрируется с другими видами деятельности.

Основные направления развития детей:

  • Познание мира и себя в нём, через открытие свойств (явлений), качеств, признаков предметов и экспериментирование с ними;
  • развитие восприятия разных предметов, (объектов, явлений), мышления, памяти, воображения, фантазии, умения включаться в творческий процесс;
  • развитие разнообразных способностей, выраженных в умении присваивать интеллектуальный, социальный, художественный опыт, участие в творческом процессе;
  • формирование культуры общения, поведения, чувств.

В первую очередь, следует раскрыть задачи по развитию воображения, ведь именно оно помогает освободиться от инерции мышления. Важно формировать у детей умение представлять себе то, что не существует в действительности, преобразовывать представления памяти, обеспечивающие, в конечном счёте, создание заведомо нового, отражать реальную действительность в новых непривычных сочетаниях и связях; научить детей смотреть на предметы с разных позиций, видеть новое в старом, знакомом, привычном.

Определяя задачи по развитию мышления, особое внимание уделяется формированию качеств мышления, которые развивают креативность – способность порождать новые идеи, отклоняться от традиционных схем мышления, быстро решать проблемные ситуации. Это:

Быстрота – способность высказывать максимальное количество идей, причём в данном случае важно не их качество, а количество;

Гибкость – способность высказывать многообразные идеи;

Оригинальность – способность порождать новые, нестандартные идеи (может проявляться в ответах, не совпадающих с общепринятыми).

Точность (законченность) – способность совершенствовать или придавать завершённый вид своему продукту.

Одним из важных направлений в развитии дошкольников является формирование качеств творческой личности. Это предполагает решение следующих задач:

  • Формирование независимости мышления, т.е. умения находить собственное решение, оригинальные ответы, открыто высказывать смелые идеи и гипотезы, защищая, и аргументировано отстаивая собственное мнение.
  • Развитие целеустремлённости и настойчивости при поиске решения проблем, стремления доводить начатое дело до конца.
  • Формирование умения принимать критику без обид, а так же способности находить недостатки в собственных суждениях и оценках, с позитивных позиций высказывать критику в адрес других людей с желанием помочь.
  • Развитие умения сочувствовать, сопереживать людям, животным, предметам, которые нас окружают.
  • Поощрение в ребёнке инициативности, независимости, изобретательности, уверенности в своих силах и способностях.
  • Развитие умения сохранять уверенность в своих способностях, несмотря на временные трудности и неудачи.

Формирование качеств творческой личности невозможно без развития способности социально-психологической адаптации к различным ситуациям, способности входить в контакт с различными людьми, влиять на них, располагать их к себе, что возможно только при достаточно сформированных навыках культуры общения, поведения, чувств.

Задачи по формированию культуры общения, поведения, гуманных чувств и этических представлений дошкольников включают:

Развитие умения адаптироваться к людям, правильно воспринимать и оценивать их самих и их поступки, взаимодействовать и налаживать хорошие взаимоотношения в различных социальных ситуациях.

Комплекс занятий разработан поблочно:

  1. Растения, явления природы.
  2. Мир животных.
  3. Мир человека.
  4. Здания, транспорт.

В каждом блоке прорабатывается 5 ступеней:

1. Наблюдая, оживить, очеловечить образ, явление природы, животное предмет.
2, 3. Увидеть и услышать тему, наблюдать в музыке, произведениях художников, поэтов.
4. Обыграть образ в пантомиме, подвижной игре.
5. Сделать (собственная изобразительная деятельность).

Структура занятий:

  1. Приветствие.
  2. Введение в тему (музыка, внесение игрушки, сюрпризные моменты).
  3. Психогимнастика (проигрывание этюдов, пантомима, подвижные игры).
  4. Тренинг психических процессов.
  5. Творческое рассказывание.
  6. Продуктивная творческая деятельность.
  7. Домашнее задание.

Результат детской деятельности (рисунок, аппликация, лепка) в условиях осуществления данного направления в развитии ребёнка, как правило, получается выразительным, оставляет сильные впечатления в душе ребёнка и взрослого. Анализируя детскую продукцию, психологу следует позаботиться о том, чтобы ребёнок смог увидеть и пережить изображённое, оценить состояние, настроение, определить соотношение главных и второстепенных предметов.

Ребёнок раскрывается в речи, описывая содержание рисунка, лепки, аппликации. Важно “зажечь” его, пробудить воображение, фантазию, интерес к придумыванию обстоятельств жизни образа. Отталкиваясь от увиденного в рисунке (аппликации, лепке), он способен не только описать реально изображённые факты жизни, но определить состояние, настроение, действия, мотивы поведения образа в прошлом и прогнозировать предполагаемые события, поведение в будущем.

Кроме этого, анализ продукции ребёнка может помочь определить уровень умственного потенциала, развития психических процессов, темперамента, качеств личности дошкольника, выявить проблемы семейного воспитания.

Результат изобразительной деятельности оказывает эмоциональное воздействие на чувства, душу ребёнка. Сам материал, его многоцветие, выразительность средств даёт удовлетворение и вызывает чувство радостной приподнятости и удовольствия. Ребёнок любит сою работу, гордится ею и ждёт положительной оценки.

Итак, педагог помог ребёнку сказать “Я хочу”, выразить уверенность “Я могу”, и он создал - “Я сделал”. Программа действий завершается ребёнком, и он получает результат.

Ниже приведены планы-конспекты занятий по каждому блоку для детей средней группы детского сада.

Планы-конспекты занятий

Литература

  1. Выготский Л.С. Лекции по психологии. – С.П.б.:Союз, 1997.
  2. Воробьёва Д.И. Гармония развития. Интегрированная программа интеллектуального, художественного и творческого развития личности дошкольника. – Санкт-Петербург “Детство-пресс”, 2003.
  3. КлюеваН.В., Касаткина Ю.В. Учим детей общению. Характер, коммуникабельность. – Ярославль: Академия развития, 1997.
  4. Кряжева Н.Л. Развитие эмоционального мира детей. – Ярославль: Академия развития, 1997.
  5. Чистякова М.И. Психогимнастика. – М.: Просвещение – Владос, 1995.