Урок окружающего мира в 4-м классе на тему "Здоровье человека. Вредные привычки"

Разделы: Начальная школа


Цели урока:

  • Расширять знания учащихся об укреплении своего здоровья, о вреде алкоголя и курения на организм человека.
  • Информировать учащихся об угрожающих и вредных для здоровья веществах, содержащихся в табаке и алкоголе.
  • Воспитывать человека, который умеет заботиться о своем здоровье, пропагандировать преимущества здорового образа жизни.

Оборудование к уроку:

  • Учебник «Окружающий мир», для 4 класса (автор Р.Ф. Виноградова).
  • Мультимедийное оборудование.
  • Календарь природы, кроссворд, динамическая модель дерева «Мое здоровье», печатные тетради, листочки для рисования.

Эпиграф к уроку:

Здоровье – это ничто,
Но без него мы никто.
Сократ

Ход урока

  1. Настрой на урок.

Сядьте удобно. Повторяйте за мной.

Я сейчас начну учиться:
Я радуюсь этому. Внимание мое растёт.
Память моя крепка. Голова мыслит ясно.
Я хочу учиться. Я очень хочу учиться.
Я готов к работе. Я работаю.

  1. Прогноз погоды.

Попробуйте найти человека, которого бы не интересовал вопрос «А какая сегодня будет погода?». По утрам мы сразу смотрим в окно, включаем радио. Прослушаем прогноз погоды. Слово дежурному синоптику.

  1. О чем пойдёт сегодня речь на уроке?

Это нам предстоит узнать, разгадав кроссворд. В ходе работы повторим материал прошлого урока по теме «От рождения до старости».

<Рисунок 1>

  1. Пора старости человека (зима). <Рисунок 1>
  2. Счастливая пора (детство). <Рисунок 1>
  3. Жизнь ребёнка становится интересней, радостней, полезной при (общении).
  4. В возрасте 70-75 лет человек считается (стариком).
  5. Пора юности человека (лето) <Рисунок 1>.
  6. Старики нуждаются в заботе, помощи, …(внимании).
  7. Для развития каждого ребёнка нужна …(семья)
  8. Автор картины «С квартиры на квартиру» (Васнецов В.М.) <Рисунок 2>

 <Рисунок 2>

Учитель: Сегодня мы с вами будем говорить о здоровье.

  1. Тема нашего урока «Здоровье. Вредные привычки».

Учитель: Как вы думаете, что такое здоровье?

Учащиеся: здоровый человек не болеет, он сильный, выносливый, ловкий, добрый, ему любая работа по плечу.

Учитель: Но это ещё не всё. Сегодня на уроке вы познакомитесь с правилами здорового образа жизни, какие привычки мы считаем вредными, как следует себя вести, чтобы действительно быть здоровыми. Для этого нам нужны знания, умения, желание работать. Каждый день мы говорим или слышим слова с корнем «здрав - здоров». Здравствуйте, здравия желаю, как ваше здоровье, доброго здоровья, будьте здоровы. И это понятно, здоровье – самое ценное богатство человека.

У вас на партах есть листочки. В верхнем правом углу вы должны отметить своё настроение.

Теперь посмотрим на доску. На доске модель дерева. Вы на листочках нарисуйте ствол дерева и запишите на нём «Моё здоровье».

Когда я спросил, что такое здоровье, большинство из вас ответили, что здоровый человек ловок, силён, смел, не болеет. Эту часть здоровья называют физическим здоровьем. На листочках нарисуйте первую веточку и подпишите название «физическое здоровье».

На ветке много зелёных листьев. Снимите одну из них и прочитайте.

Учащиеся: «Школа Геркулеса».

Учитель: Кто такой Геркулес?

Учащиеся: Человек, обладающий громадной силой по латинскому названию Геракла - героя древнегреческой мифологии.

Учитель: Давайте познакомимся с некоторыми уроками школы Геркулеса. В этом нам поможет второй листочек «Закаливание». Что такое закаливание?

Учащиеся: Это обливание, обтирание, купание. Но кроме этого к закаливанию относится и хождение по снегу.

Рассказ о П.Иванове.

Рисунок <3>

Учащиеся: Группа исследователей нашего класса занималась сбором информации о состоянии здоровья учащихся 2-4 классов нашей школы. Из 197 учащихся с высоким уровнем здоровья оказались 38% учащихся, со средним уровнем – 43% , с низким уровнем – 19%.

  1. Второй урок в школе Геркулеса посвящен утренней гимнастике. Вот некоторые упражнения для утренней гимнастики.

Физкультминутка.

Учитель: Теперь каждый из вас, если захочет, может стать учеником школы Геркулеса. На веточке физического здоровья ещё много листочков. Ветка крепкая, красивая. Отрываем третий листок. На нём нарисованы два зуба: один белый, другой красный, плачущий.

Ответы учащихся.

Вывод: физическое здоровье включает в себя не только физическое развитие, но и состояние отдельных органов. Наши глаза, зубы, желудок могут быть или здоровыми или больными. Больной человек приносит страдания близким людям, они беспокоятся, переживают за её состояние.

Учитель: У нашего дерева могут быть и другие секреты, посвященные физическому здоровью. Мы познакомились с некоторыми листочками с ветки физического здоровья. К физическому здоровью мы относим:

  • состояние отдельных органов;
  • утреннюю гимнастику;
  • закаливание (обливание, купание, хождение по снегу, обтирание).

Мы с вами нарисуем вторую веточку и подумаем, как будет она называться.

  1. Сценка.

В класс входят девочка и мальчик.

Девочка: Почему ты такой сердитый?

Мальчик: Мне все постоянно делают замечания.

Девочка: Мне неприятно с тобой разговаривать, когда ты сердитый.

Мальчик: Кто не хочет, пусть со мной не разговаривает! Я люблю всех смешить, шутить, а они моих шуток не понимают!

Девочка: Кто например?

Мальчик: Вот вчера вижу: в коридоре Колька упал. Я к нему подошёл и весело спросил «Как прошла посадка?» Он обиделся. Или вот брат двойку в школе получил. Мама его ругает, а я решил его утешить, спел дразнилку. Что тут было!

Девочка: Мне кажется, что ты нехорошо поступил. Правда, ребята. (Ответы учащихся). Правильно тебе сказали, что ты поступаешь плохо.

Мальчик: А разве в классе ребята так не поступают. Я слышал много раз, как они обзывают друг друга, не уступают друг другу.

Девочка: Надо всем помнить, что доброе слово лечит, а злое калечит. Народ это давно заметил. Наши отрицательные реакции могут вызвать нервное напряжение у других и у самого себя. Это называют стрессом. Коля упал, ушибся, ему плохо, а ты смеёшься. Брат получил двойку (он хорошо учится, и не ожидал плохой оценки) – это для него стресс.

Учитель: Обратите внимание на правила общения, которые появились на экране:

  • умей владеть собой;
  • умей прощать;
  • не будь упрямым, стремись к взаимопониманию.

Эта веточка на дереве нашего здоровья называется нервно-психическим. Запишите его название на листочках.

Наше доброе отношение к природе тоже характеризует наше здоровье. Мы с вами нарисуем ещё одну веточку и назовём её нравственным здоровьем. Нравственное здоровье включает в себя доброе, заботливое отношение в семье. Много листочков на веточке нравственного здоровья. Это очень важная веточка нашего дерева.

Послушайте стихотворение Л.Николаенко. Оно посвящено всей веточке нравственного здоровья.

Ученик читает:

Не стой равнодушно, когда у кого-то беда.
Рвануться на выручку нужно в любую минуту всегда.
И если кому-то, кому-то поможет твоя доброта, улыбка твоя,
Ты счастлив, что день не напрасно был прожит, что годы живёшь ты не зря!

Вывод: Какие качества человека мы относим к нравственному здоровью? (доброту, вежливость, улыбку, взаимопомощь).

Вот такое получилось у нас дерево. Много на нем листочков. Мы не все успели их открыть. За годы учебы в школе вы сумеете узнать и о других листочках дерева «Моё здоровье». Уже в древности люди знали правила здорового образа жизни. Прочитайте эти правила в учебнике на странице 50.

Вывод: Всемирная организация здоровья приняла определение здоровья в следующем виде: «Здоровье – это состояние полного физического, духовного и социального благополучия, а не только отсутствие болезней и физических дефектов».

Многие школьники мечтают о том, чтобы скорее стать взрослым. Они думают, что это даёт им право делать всё, что хочется. Некоторые неразумные школьники пробуют курить, не отказываются от вина и даже употребляют наркотики. Пока у вас не появились такие привычки, давайте поговорим о том, почему они вредны для человека.

Рисунок <4>.

А теперь обратимся к нашему учебнику.

Учитель: Пословица «Кто чарку допивает, свой век доживает» говорит о другой вредной привычке. Пользуясь иллюстрацией на экране, расскажите, какие органы человека поражает алкоголь.

Рисунок <5>.

Учитель: К вредным привычкам относится и избыточный вес. Такие люди чаще болеют, им тяжело двигаться, выглядят не очень привлекательными. Никто не становится толстым нарочно: дело в том, что у многих людей с детства вырабатывается привычка неправильно питаться. И уже став взрослыми, не могут избавиться от этой привычки. Вот список продуктов, которые нельзя часто есть понемногу. Это печенье, картошка, вермишель, жареные блюда, колбасы, сладости, мороженое. Недержание мочи тоже относится к вредным привычкам.

Чтобы проверить, как вы поняли материал данного урока, проведем небольшой тест. Работу будем выполнять в группах. Слова в справке вы должны распределить по группам.

  • 1 группа - физическое здоровье:
  • 2 группа – нервно – психическое здоровье:
  • 3 группа – нравственное здоровье:
  • 4 группа – нравственное здоровье:
  • 5 группа – вредные привычки:

Слова для справок:

  • желание пить спиртные напитки
  • обливание
  • умение прощать
  • избыточный вес
  • купание
  • утренняя гимнастика
  • заботливое отношение в семье
  • употребление наркотиков
  • физкультминутка
  • стремление к взаимопониманию
  • хождение по снегу
  • вежливость
  • состояние внутренних органов
  • доброе отношение к природе
  • выносливость
  1. Итог урока:

Для кого сегодняшний урок прошел не напрасно? Кто пополнил свой багаж новыми знаниями? Что было трудным? А что было интересным? Отношение к уроку каждый покажет на новом дереве (появляется рисунок нового дерева на доске).

  • Урок прошёл для вас плодотворно, и вы остались довольны, вы прикрепите к дереву плоды – яблоки;
  • Урок прошёл хорошо, но могло быть ещё лучше, то вы прикрепите цветы;
  • Урок не отличился от других и ничего нового он вам не принёс – зеленые листочки;
  • Совсем напрасно было потрачено время на уроке, то коричневые листочки.