Открытый урок по русскому языку в 7-м классе по теме "Различие частицы не и приставки не-"

Разделы: Русский язык


Эпиграф: «С русским языком можно творить чудеса». И. С. Тургенев.

Цель:

  1. Обучающая:
    • обобщение и закрепление правил правописания не с различными частями речи;
    • формирование умения систематизировать изученные правила;
  1. развивающая:
    • развитие устной речи учащихся;
    • обогащение словарного запаса;
    • умение анализировать, сопоставлять;
  1. воспитательная: обеспечение тесной связи обучения с жизнью.

Оборудование: учебник, тексты И.С.Тургенева «Записки охотника»; схема-алгоритм «Приставка не- и частица не», иллюстрации с изображением природы.

Ход урока

1. Организационный момент.

2. Подготовка к восприятию.

Здравствуйте, ребята! Я рада видеть вас всех такими бодрыми, здоровыми. Поскольку этот урок требует большей нагрузки, давайте сделаем небольшую зарядку для глаз. Пожалуйста, осторожно закройте глаза, прислушайтесь к себе..., теперь широко распахните их. Медленно поведём глаза влево, вправо.

Круговые движения глазами выполняем по часовой стрелке и против. Спасибо.

I. Слово учителя.

На прошлом уроке мы повторили правописание не с различными частями речи, и в домашнем упражнении №387 вы отметили слова с этой орфограммой, определили, слитно или раздельно пишется не с этими словами.

(Проверяем д/з путем взаимопроверки.)

1 ученик работает с карточкой у доски (см. «Приложение»).

(Работу у доски проверяет сильный ученик).

Класс отвечает на вопросы:

  1. Что общего между частицами, союзами, предлогами? В чем разница?
  2. Назовите разряды частиц. Для чего служат формообразующие частицы? Привести примеры.

II. Сообщение темы и цели урока.

Ребята, мы повторили правописание не с различными частями речи, а сегодня будем учиться различать приставку не- и частицу не. Работа сегодня на уроке не совсем обычная. Мы будем работать с текстами И.С.Тургенева, постараемся увидеть мастерство писателя, умеющего словом создавать картины мира природы и человека. Поэтому эпиграфом к нашему уроку я взяла слова И.С.Тургенева: «С русским языком можно творить чудеса». Итак, нам предстоит новая встреча с И.С.Тургеневым.

Запишите, пожалуйста, число и тему урока.

III. Закрепление темы.

Учитель читает предложение, записанное на доске.

Утренняя заря не пылает пожаром: она разливается кротким румянцем.

Вопрос классу: Когда можно наблюдать такое явление в природе, в какое время года?

– Да, ребята, это лето, июльское лето. Приходилось ли вам видеть самое раннее утро летом? Видеть, как поднимается солнце? Расскажите, как меняется мир, трава, кусты, речка, озеро, деревья?

(2 ученика рассказывают).

– Писатель И.С.Тургенев в нескольких словах так ярко и образно нарисовал картину летнего восхода солнца. Благодаря чему, каким выразительным языковым средствам мы увидели картину июльского утра.

(Ученик отвечает. Эпитет – кротким румянцем; метафора – не пылает пожаром.

– Какая же орфограмма связана с темой нашего урока? Как пишется не с глаголами, деепричастиями? Какую роль играет частица не? (Придает отрицательное значение всему предложению).

– Видите, ребята, какое большое значение имеет такая маленькая частица не,

– А всегда ли не может быть частицей? (Нет, она может быть и приставкой, и частью корня).

– Прочитаем ещё одно предложение, в котором есть слова с не.

2) Мне стало грустно: сквозь (не) весёлую, хотя свежую улыбку увядающей природы, казалось, прокрадывался унылый страх (не)далёкой зимы.

– Чем является не в этом предложении? Докажите. (Приставкой. Слова с не можно заменить словами – синонимами без не).

– Хорошо. Сегодня на уроке, на произведениях И.С.Тургенева, мы проследим, как работает частица не и приставка не-.

Откроем «Записки охотника», рассказ «Свидание».

(Его ребята прочитали дома, отметили предложения с не-).

– Смогли ли вы в этом рассказе найти предложения с частицей не и приставкой не- ?

(Ученики читают предложения. 2 предложения записаны заранее на доске. Работаем над ними у доски, а затем переписываем в тетрадь).

1) То был (не) веселый, смеющийся трепет весны, (не) мягкое шушуканье, (не) долгий говор лета, (не)робкое и холодное лепетанье поздней осени, а едва слышная дремотная болтовня.

– Не забываем, ребята, что сегодня у нас не совсем обычная работа на уроке. Мы говорим не только об орфограммах, но и отмечаем мастерство писателя. Отметим выразительные средства в этом предложении.

(Ребята называют метафоры: шушуканье-шушукать-шептать, говорить по секрету (прост.); лепетанье осени-лепетать-несвязно, неразборчиво говорить; болтовня-болтать-вести легкий, непринужденный разговор).

– Как называются такие слова с общим лексическим значением? (Синонимы).

– Объясним правописание не в этом предложении. Как вы думаете, с какой целью Тургенев использует частицу, так часто употребляющуюся в этом предложении? (Для того, чтобы, отрицая, противопоставляя природные явления, мы ярче увидели картину раннего осеннего утра).

Обозначаем условия выбора данной орфограммы.

– Расскажите о слитном и раздельном правописании не с прилагательными.

– Продолжим работу над текстом из сборника «Записки охотника».

– Ребята, я прочитаю вам предложение, а вы постарайтесь вспомнить, откуда оно, из какого произведения?

(Я читаю предложение из текста, потом открываю доску, где записано это предложение со скобками).

3) Жара (не) много спала, или, как говорят у нас, (не) задача моя продолжалась, и я, с одним коростелём, вернулся в Выселки («Бежин луг».)

(Ученик выходит к доске, раскрывает скобки, объясняет правописание не- в словах).

– Раскроем скобки и объясним, чем является не- в этом предложении.

– Как вы понимаете значение слова незадача? (Мнения учащихся).

В словаре Ожегова незадача (разг.)– неудачное стечение обстоятельств, незадача. А всегда ли слово незадача пишется слитно? Можете ли вы придумать предложение, в котором /не задача/ надо писать раздельно? (Не задача была трудной в контрольной работе, а примеры). Молодцы!

– Каков же алгоритм рассуждения при решении этой орфографической задачи: слитно или раздельно писать не? Что является общим положением для правописания существительных, прилагательных, наречий на -о, -е?

Ученик рассказывает:

  1. Смотрим, употребляется ли слово без не. (Не употребляется – пишу слитно).
  2. Если употребляется – решаю, какая это часть речи.
  3. Вспоминаю правило.

– Хорошо. Да, ребята, главное условие правильного выбора написания не- определение части речи. Только после этого можно применять следующий этап-правило о написании не.

– Проверим правильность нашего рассуждения по алгоритму. (см. «Приложение»).

IV. Практическое занятие.

– А теперь попробуем применить свои знания на практике, и я предлагаю вам выборочно-распределительный диктант.

Частица не / приставка не-

– Выписывать только слова с не.

1. Я невольно полюбовался Павлушей. Его некрасивое лицо, оживленное быстрой ездой. Горело смелой удалью и твердой решимостью. Без хворостинки в руке, ночью, он, не колеблясь, поскакал один на волка (р. «Бежин луг»).

– Из 2-го и 3-го предложений выписать словосочетания с главным словом существительным, а зависимое слово должно быть связано с темой нашего урока.

2. Там не было никакой дороги; какие-то некошеные низкие кусты расстилались передо мною.

3. Но уже вечерняя заря погасла, и в воздухе, ещё светлом, хотя не озаренном более лучами солнца, начинали густеть и разливаться холодные тени.

– Какими частями речи являются выписанные слова? (Ребята называют).

Правописание не с существительными, прилагательными, наречиями мы повторили, а о правописании какой части речи с не мы ещё не сказали? (О причастии).

Словосочетания с причастиями выписываем на доске, объясняем правописание.

Некошеные кусты

Не озаренном лучами

– Каково же особое условие написания не с полным причастием? (Ученик отвечает). А теперь обратимся к алгоритму. (см. приложение).

V. Графический (кодовый диктант).

– Ну, а теперь – на практике проверить можно точно, кто смог теорию усвоить прочно.

Я читаю предложения из произведений Тургенева, а ученики ставят только цифры: 1 – раздельно; 2 – слитно.

  1. Поле неясно белело вокруг; за ним, с каждым мгновением надвигаясь громадными клубами, вздымался угрюмый мрак.
  2. Чистая мелкая трава изумрудного цвета, без золотых отливов, не колыхалась; высокие стебельки стояли, как очарованные.
  3. Справа от нас, не далеко, а где-то близко, журчал ручей.
  4. Алое сиянье стоит недолгое время над потемневшей землёй.
  5. Я остановился в недоумении.
  6. ...то вдруг уходил куда-нибудь в уголок и, далеко швырнув метлу и лопату, бросался на землю лицом и целые часы лежал на груди неподвижно, как пойманный зверь. («Муму»).
  7. Гром грохотал, не переставая.
  8. Он смотрел на неё сонными, ничего не выражающими глазами.
  9. Небольшая ночная птица, низко мчавшаяся на своих мягких крыльях, почти наткнулась на меня и пугливо нырнула в сторону.

У нескольких учеников спрашиваю их код, оцениваю, остальные ученики сдают листочки, проанализируем на следующем уроке.

1 2 3 4 5 6 7 8 9

2 1 1 2 2 2 1 1 2

VI. Итог урока.

– Что же мы повторили сегодня на уроке?

– Мы не только повторили правописание не с различными частями речи, но и систематизировали ваши знания в написании приставки не- и частицы не на примерах из произведений Тургенева убедились в том, что русский язык неисчерпаемо богат, с ним можно творить чудеса. Предложения из произведений Тургенева подарили нам возможность увидеть, что даёт языку такая маленькая – и такая важная! – частица не и приставка не.

VII. Домашнее задание.

Чтобы упрочить ваши знания,
Даю домашнее задание.

Упр. №399.

Список используемой литературы.

  1. Иванова В.Ф.Моисеев А.И. Орфография, пунктуация и методика их преподавания. РЯШ-1995-№1.
  2. Соколова Г.П. Ещё раз про не и ни -. РЯШ-2003-№6.
  3. Соколова Г.П. «Драгоценные» частицы. РЯШ-1995-№2.
  4. Богданова Г.А. Уроки русского языка в 7 классе. М. «Просвещение» 2003.