Интегрированное занятие по нравственно-патриотическому воспитанию детей старшего дошкольного возраста "Отстоявшим землю Кольскую"

Разделы: Работа с дошкольниками


Программные задачи:

  • расширить знания детей о подвигах моряков-североморцев, летчиков
    в годы Великой Отечественной войны на художественных образах;
  • дать представления о видах изобразительного искусства ( живопись,
    графика, иллюстрация) и особенностью их средств выразительности;
  • познакомить с творчеством Северных живописцев, графиков, иллюстра-
    торов;
  • способствовать тому, чтобы дети использовали полученные знания в
    своих творческих работах;
  • воспитывать у детей любовь и чувство гордости за свой край.

Словарная работа:

мощь, грозовое время, штрих, плоскость, бомбардировщик, цветовое
разнообразие.

Предварительная работа:

  • рассказ воспитателя о подвиге летчика Б.Сафонова;
  • чтение и рассматривание книг:
  • А.А. Киселев, М.А. Тулин. Улицы Мурманска;
  • М.Г. Орешет. Не просто имя – биография страны;
  • И.Ю. Ядринцева. О городе Полярном, о флоте легендарном…;
  • рассматривание альбома художника-графика М.А. Кирина « Отстояв-
    шим Землю Кольскую» и географической карты (Баренцево море);
  • экскурсия в музей Северного флота на тему: «Подвиг глазами худож-
    ников»;
  • рассказ воспитателя о катере «МО-121».

Материал:

репродукции картин:

  • П.П.Павлинов. «Бой катера «МО-121» с вражескими
    бомбардировщиками»;
  • М.А.Кирин. « Бой над Баренцевым морем»;
  • иллюстрации С.Э.Абариной к книге И.Ядринцевой « О городе Полярном, о
    флоте легендарном…;
  • акварель, карандаши, уголь, тушь.

Ход занятия.

Воспитатель:

« Ребята, мы продолжаем знакомиться с творчеством Северных художников, которые в своих произведениях рассказали нам о славных подвигах наших земляков в годы Великой Отечественной войны. Таких художников много, работают они по-разному, по-раз- ному их и называют.

Кистями и красками работают живописцы. Произведение, создаваемое художником-живописцем, мы называем карти- ной, которая изображает мир в цветовом разнообразии и на плоскости.

Я предлагаю вашему вниманию картину художника-живо- писца П.П.Павлинова. «Бой катера «МО-121» с вражескими бомбардировщиками».

Вопросы:

1.Что изображено на картине?
2. Какие цвета использовал художник, рисуя море?
3. Какими красками изобразил небо?
4. Какие цвета преобладают на картине?
5. Какие мысли и чувства вызывает картина?

Воспитатель:

Правильно. Мы чувствуем решимость и сплоченность моряков-североморцев, объединенных общим стремлением – не пропустить и уничтожить врага.

Ну, а в годы огневые
Вышел охранять Россию
Тот корабль сторожевой,
Он на рейде принял бой -
Бой неравный, бой ужасный.
Но надеялись враги напрасно,
Что герои покорятся им без боя!

(И.Ядринцева)

 

Воспитатель показывает графический рисунок М.А.Кирина «Бой над Баренцевым морем».

Воспитатель:

« А, вот эта работа относится к искусству графики.

Графика – это искусство изображения предметов линиями и штрихами без использования красок.

В графических работах используются карандаш, уголь, тушь. Художника, занимающегося этим видом искусства,
называют графиком.

Этот графический рисунок выполнен художником-графиком Михаилом Александровичем Кириным.

В нем художник запечатлел подвиг летчика Бориса Сафонова. И назвал он свою работу « Бой над Баренцевым морем».
Здесь всюду очень четко видны линии, штрихи, контуры, пятна.

Вопросы:

1. Что вы видите на рисунке?
2. Как вы догадались, что атакует русский самолет?
3. Каким цветом художник изобразил русский самолет и вражеский?
4. Какого цвета больше на рисунке? Почему?
5. Какие чувства испытываете, глядя на работу?

Воспитатель:

« Преобладание на рисунке черного цвета, говорит нам о том, что летчику Борису Сафонову пришлось столкнуться с ог-
ромной « стаей» вражеских самолетов. Но, глядя,как бесстрашно герой сражается с врагом, то охотно верится в то, что нет на земле такой злой и страшной силы, которую бы не одолела наша армия.

И во время грозовое
Знал и верил наш народ:
Справедливо, если воин
В бой за Родину идет.
Потому и победили
Мы фашиста в тех боях:
В небесах его разбили
И на суше, и в морях.

(И.Ядринцева).

Воспитатель:

Слава героям-авиаторам!
Мы тоже будем летчиками.

Проводится игра – самопроекция «Летчики».

Дети строятся в две колонны, под музыку они «летают» по залу, расставив руки в стороны-«самолеты».

По сигналу строятся в две колонны, присев на одно колено, руки – в стороны ( «самолеты приземлились»).

Побеждает команда, быстрее построившаяся.

Воспитатель:

« Ребята, многие поэты и писатели в своих произведениях то же прославляли героизм и мощь нашей армии в годы Вели-
кой Отечественной войны.

А, чтобы, мы, как можно ярче смогли представить себе события тех далеких, военных лет, художники рисовали рисунки,
сопровождающие текст – иллюстрации. Таких художников называют иллюстраторами.

Воспитатель показывает иллюстрации С.Э. Абариной.

Воспитатель:

« О мужестве и отваге наших земляков поведала нам в своей книге « О городе Полярном, о флоте легендарном…» поэтес-
са Ирина Юрьевна Ядринцева, а Светлана Эрнестовна Абарина нарисовала к стихам иллюстрации.

Вопросы:

1. Что изобразил художник на рисунке?
2. Какими цветами изображено небо?
3. Какими красками нарисовал художник русские и немецкие самолеты?
4. Что происходит на земле?
5. Как вы думаете, кто победит в этом бою?
6. Как бы вы назвали этот рисунок, работу?

Воспитатель:

« Ребята, вы познакомились с разными видами изобразительного искусства. Какими? Живописью, графикой, иллюстрци-
ей. Рассмотрели работы художников, занимающихся этими видами искусства.

Посмотрите, пожалуйста, внимательно на эти три работы».


Вопросы:

1. О чем поведали художники в своих работах?
2. Что объединяет все три работы?

Правильно. Хотя работы мурманских художников очень разные – и по манере исполнения, и по эмоциональному настро- ению, но всех их объединяет любовь к своему краю, чувство гордости за наших земляков, беспощадно громивших врага в военные годы.

Авиация морская -
Гордость северного края.
Знают все до одного:
В Заполярье ПВО
Зорко небо охраняет.
Помнит летчиков сынов,
Наша флотская столица
И героями гордится
Ведь они не умирают…
И поныне называют
Их святыми именами
Улицы. Навеки с нами
Вместе в городе живут
Те, кто шел на ратный труд.
Колышкин, Сивко, Гаджиев
И Сафонов – вечно живы!
Повторить опять готовы
Подвиг Саши Ковалева
Те упрямые мальчишки,
Что о них читали книжки.
Только помните: война
Нам сегодня не нужна!

 

Воспитатель:

«Давайте и мы выразим любовь к нашему краю в рисунках. Я предлагаю вам почувствовать себя художниками».

На столах разложены краски, карандаши, тушь, угольки. Перед рисованием воспитатель напоминает правила: можно разговаривать шепотом, просить помощи, нельзя кричать, толкать друг друга.

Звучит музыка. Дети работают. Индивидуальная работа во время занятия, уточнения.

По окончании рисунки рассматриваются. Воспитатель благодарит детей.