Урок математики в 5-м классе "Геометрические фигуры"

Разделы: Математика




Данный урок позволяет учителю:

  1. Осуществлять мотивацию и стимулирование познавательной деятельности учащихся;
  2. Организовать самостоятельную работу школьников на различных уровнях – все, что дети могут усвоить самостоятельно или с дозированной помощью, должно быть отдано им.
  3. Обеспечить усвоение учебного материала каждым учеником в зоне его ближайшего развития на основе особенностей его субъективного опыта.

Цели изучения данного пункта:

  • систематизировать знания учащихся о геометрических фигурах;
  • повторить понятия: точка, прямая, отрезок, луч, угол, окружность, ломаная, многоугольник.
  • познакомить с понятиями: поверхность, чертеж, круг, расстояние между точками.

План урока (для учащихся, если он работает самостоятельно по презентации урока
см. Приложение1
).

  • Изучение новый материал.
  • Выполнение упражнения.
  • Подведение итогов.
  • Выполни дома.
  • Закончи предложения.

Девиз урока. Легко учить, интересно учиться!

Ход урока.

  1. Работа с классом. (Или самостоятельная работа учащегося с самопроверкой)

    Беседа.

    Геометрия и арифметика - важные части математики. В арифметике мы в основном занимаемся вычислениями, т. е. действиями с числами. Да и само название «арифметика» произошло от греческого слова «арифмос», что в переводе означает число. Разберем слово «геометрия» по частям: «гео» и «метрия». Какие известные слова начинаются со слова «гео»? ( География, геология, геодезия и др.)

    Все эти науки изучают землю. Действительно, слово «гео» по-древнегречески означает «земля». А что означает слово «метрия»? Вспомним для чего нужен метр, и в каких случаях мы пользуемся метром. ( Для измерения). Следовательно, слово «геометрия», можно перевести как «землемерие». Бумагу в древности еще не изобрели, поэтому чертежи тогда часто выполняли на земле. Вы же будете чертить в тетрадях и на классной доске.

    Поверхность классной доски и страницы тетради являются плоскими поверхностями или, как говорят в геометрии - плоскостями. Точнее говоря, они представляют собой только конечные части бесконечных плоскостей (вывести эти объекты на экран). О том что изучает геометрия, мы узнаем в ходе урока.

    - Поверхности каких из следующих предметов: пол, потолок, занавеска, лепесток цветка, лист дерева, ручка - можно считать плоскими? (на экране).

    - Приведите примеры своих плоских поверхностей.

    В геометрии мы имеем дело с рисунками - чертежами, на которых изображаются геометрические фигуры.

  2. На экране появляются фигуры.



    - По какому правилу фигуры объединили в группы?
    (Плоские фигуры и объемные тела)

    - Назовите известные вам плоские фигуры
    (квадрат, треугольник, круг, прямоугольник)



    На экране появляется фигура, дети называют ее, потом появляется слово - название фигуры.

    - Назовите известные вам объемные тела.
    (Куб, цилиндр, конус, пирамида, шар)



    Слово «фигура» в переводе с латинского языка означает «внешний вид», «образ». Назовите предметы, имеющие форму: шара, круга, квадрата, куба.

    - С основными геометрическими фигурами вы уже знакомы. Это - (появляются на экране) точка, отрезок, луч, прямая, угол, треугольник, прямоугольник, многоугольник, окружность.



  3. Задание №94. На рисунке (на экране) изображены прямая, отрезок, луч, угол, треугольник, окружность, прямоугольник, окружность, прямоугольник, четырехугольник, пятиугольник, круг.

    - Укажите каждую из этих фигур.



    - Какие чертежные инструменты вам понадобятся для изображения таких фигур?
    Все эти фигуры, кроме точки,
    изображаются с помощью линий.

    Первое задание выполняется в парах. Сначала один из пары указывает на фигуру, а другой ее называет. А затем учащиеся меняются ролями.

  4. Задание №95. Выполняется самостоятельно.

    1) Начертите отрезок АВ. Отметьте точки так, чтобы точка:

    а) К не принадлежала отрезку АВ;
    б) L принадлежала отрезку АВ;
    в) N находилась между точками А и L;
    г) М находилась на отрезке между точками N и L.

    2) Сколько отрезков образовалось на отрезке АВ?

    ПРОВЕРКА - высветить на экран.



  5. Работа с текстом учебника.

    Есть бесконечно много линий, которыми можно соединить точки А и В. (изобразить рис.10 стр.33 с помощью веревок, кнопок, магнитиков) Линия АМNВ называется ломаной, она состоит из трех звеньев - отрезков АМ, МN, NB. Представим себе, что все три наши линии являются нитями. Тогда и ломаную и AMNB, и кривую АВ можно распрямить, потянув, например, за конец В. А вот отрезок АВ не растянешь. Значит, он является самой короткой из всех линий, соединяющих точки А и В. Поэтому длину отрезка и считают расстоянием между точками А и В.



  6. Задание №96. Выполняется учениками на местах с последующим опросом. Ученики используют сигнальные карточки.

    ПРАВИЛА чтения равенств и неравенств с отрезками.
    В равенстве все, что стоит в левой части, читают в именительном падеже, а все, что стоит в правой части, читают в дательном падеже.

    НАПРИМЕР. АВ = 7см - длина отрезка АВ равна семи сантиметрам.

    В неравенстве все, что стоит в левой части, читают в именительном падеже, а все, что стоит в правой части, читают в родительном падеже.

    НАПРИМЕР. АB < CD - длина отрезка АВ меньше длины отрезка CD.

  7. Задание №99.

    Точка К лежит между точками С и В, а точка N – между точками К и С. Сравните длины отрезков и результат запишите с помощью знаков неравенств:



    1) СВ и NK; 2) СN и СК; 3) ВN и ВК; 4) СВ и СК.

    ПРОВЕРКА:

    1) СВ > NK; 2) СN < СК; 3) ВN > ВК; 4) СВ > СК.

  8. Задание №100. Выполняется устно.
    Ученики могут рассуждать так: «Если точка лежит на отрезке АВ , то сумма расстояний от этой точки до концов отрезка должна быть равна длине отрезка АВ».

  9. Устная работа.

    1) Прочитайте записи:
    а) АВ = СD; д) РН = 5 м 6 дм;
    б) ЕF < КL; е) NA = NL + LA;
    в) МN > ОS; ж) XY = XE – EY;
    г) RT = 3мм; з) DF = CD·5.

    2) Ответьте на вопросы.

    - Какие точки принадлежат отрезку КL?

    - Между какими точками расположена:
    а) точка L? б) точка А?

    - Какая точка расположена между:
    а) точками К и В?;
    б) точками В и L?.

    - Найдите длину отрезка КL, если известно, что КД = 15см, ДВ = 9см, ВА = 21см, АL = 7см.



  10. Домашнее задание.

    1) Тренировка в проведении отрезков с концами в заданных точках.

    2) Задание №97.

    3) Задание №4 - для сильных учащихся. Сделать вывод, что сумма расстояний от точки до концов отрезка равна длине отрезка, если точка принадлежит отрезку, и больше длины отрезка, если точка не принадлежит отрезку.

Итог урока. Закончить предложение. Я умею… Я могу… Я знаю…

(Приложение1)