Тестовый контроль как средство формирования читательских компетенций

Разделы: Начальная школа


В данной статье представлены материалы для организации и проведения итоговых и проверочных работ по чтению. Тестовые задания составлены таким образом, чтобы одновременно с проверкой знаний учащихся выяснялась и сформированность их общеучебных умений – умение воспринимать учебную задачу, контролировать и корректировать собственные действия по ходу выполнения задания, использовать свои знания в новой нестандартной ситуации. Тестовые работы составлены в полном соответствии с основными требованиями программ к знаниям, умениям и навыкам учащихся 2, 3, 4 классов четырёхлетней начальной школы.

Структура тестовых работ:

  1. литературный или научно-популярный текст;
  2. первая группа заданий – базовые задания, которые составляют третью часть всех предполагаемых заданий и проверяют выполнение учащимися Требований к уровню подготовки обучающихся 2, 3, 4 классов. Эта группа заданий направлена на проверку общего понимания содержания прочитанного текста, на проверку умения находить информацию, заданную в явном виде.
  3. вторая группа заданий – базовые задания повышенной сложности, которые составляют третью часть всех предполагаемых заданий. Эта группа заданий не превышает Требований к уровню подготовки обучающихся 2, 3, 4 классов, но либо даётся в непривычной для учащихся формулировке, либо их выполнение требует последовательного поэтапного контроля ученика, либо точного знания алгоритма выполнения действия и т. д. Т.е. эта группа заданий проверяет те же знания, что и базовые задания, но одновременно проверяется сформированность учебных умений и познавательная деятельность учащихся, что, конечно, значительно усложняет выполнение этих заданий. Эта группа заданий направлена на проверку умения извлечь из текста информацию, данную в неявном виде, сформулировать на основе прочитанного несложные выводы.
  4. третья группа заданий направлена на проверку понимания использованных в тексте языковых средств, в том числе средств художественной выразительности, на проверку осознания последовательности смысловых частей – умение составлять план текста, на проверку понимания жанровых особенностей текста.
  5. четвёртая группа заданий (высокий уровень сложности) направлена на проверку умения понять общий смысл текста, определять авторский замысел, определять основные черты характера главного героя и привести примеры поступков, подтверждающих характеристику героя, выбрать из ряда предложений такое, которое передаёт основную мысль текста, определить основную мысль теста, выразить свои впечатления по прочитанному ит.п.

В проверочной работе используются задания следующих типов: задания с выбором одного правильного ответа из нескольких предложенных; задания с кратким ответом (дописать часть предложения, выписать предложение в соответствии с заданным условием) ; задания со свободным развёрнутым ответом (составить небольшой собственный текст).

Оценка выполнения заданий.

За каждое верно выполненное задание из 1, 2, 3 группы заданий (кроме заданий связанных с составлением простого или сложного плана) ученик получает 1 балл. За полностью выполненные задания из 3 (составление плана), 4 группы заданий ученик получает – 2 балла, за частично выполненные – 1 балл. По каждому тесту подсчитывается максимальное число баллов, которое может набрать ученик (эта величина неизменна для конкретного теста).

Например: Проверочная работа по чтению 3 класс (2 полугодие) Гнездышко. За верно выполненные задания №1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 12, 13, 14, 15, 17, 20 – ученик получает 1 балл. За полностью выполненные задания №11, 16, 18, 21, 22, 23 – ученик получает – 2 балла. Таким образом, максимальное число баллов по данной проверочной работе составляет – 28 баллов.

При проверке работ, выполненных учащимися, учитель подсчитывает число баллов, набранных конкретным учеником. На основе этих двух цифр высчитывается процент выполнения работы:

Выполнение работы в целом показывает, какой уровень подготовки достигнут учащимся – низкий, средний, высокий. Если процент выполнения 85% и выше – это соответствует высокому уровню сформированности читательских умений, 60%-85% – средний уровень, 45%-60% – низкий уровень, ниже 45% – у ребёнка не сформированы базовые читательские умения, требуется коррекционная работа.

При определении содержания и составлении проверочных работ учитывались следующие документы:

  • обязательный минимум содержания начального общего образования : Приказ МО РФ от19.05.96.№1235/ в кн. «Оценка качества знаний обучающихся, оканчивающих начальную школу» М,: Дрофа, 2001.
  • Требования к уровню подготовки обучающихся, оканчивающих начальную школу / в кн. «Оценка качества знаний обучающихся, оканчивающих начальную школу» М,: Дрофа, 2001.
  • Федеральный компонент государственного стандарта общего образования. Начальное общее образование./ Министерство Образования Российской Федерации. – М., 2004.

Инструкция для учащихся по выполнению проверочных работ по чтению.

Ребята! Перед вами проверочная работа по чтению. Внимательно и не спеша прочитайте текст «про себя» и только после этого приступайте к выполнению заданий. Внимательно читайте каждое задание и старайтесь выполнить его как можно лучше. Задания будут разными. В некоторых заданиях вам нужно будет выбрать правильный ответ из предложенных. Выполняя эти задания, сначала прочтите все варианты ответов, потом выберете тот, который вам кажется правильным, и обведите букву рядом с выбранным ответом. Пожалуйста, обратите внимание на то, что правильный ответ всегда только один, поэтому вы можете выбрать только один вариант ответа. Если вы отметите два ответа – обведёте две буквы – задание будет считаться выполненным неверно. Если вы ошиблись и хотите исправить свой первый ответ, то зачеркните обведённую букву и обведите букву рядом с тем ответом, который вы теперь считаете верным.

В работе будут и другие задания, в которых нет вариантов ответом. Вам нужно самим написать свои ответы, иногда нужно будет вписать в предложение пропущенное слово, иногда нужно будет записать чьё-то имя, иногда – дату, найти и выписать причины поступков или явлений. Ответы на все вопросы есть в тексте, нужно только ещё раз внимательно его перечитать. Записывать ответы на все эти вопросы вы будете на специально оставленных после задания строчках или на отдельных листах (по усмотрению учителя) В работе будут и такие задания, при выполнении которых нужно не выписывать что-то из текста, а высказать свою точку зрения, объяснить свой ответ.

Помните, что выполняя работу, вы можете постоянно обращаться к тексту, перечитывать его, находить ответы на поставленные в заданиях вопросы. Если вы ошиблись и хотите исправить свой ответ. То зачеркните его и рядом запишите нужный ответ.

Проверочная работа по чтению 3 класс (2 полугодие) – Приложение 1, проверочная работа по чтению 2 класс (2 полугодие), 3 класс (1 четверть) – Приложение 2, ягодознание (2 класс) – Приложение 3.