Урок и проект: вместе или врозь?

Разделы: Общепедагогические технологии


Анализ мировых тенденций изменений в области образования свидетельствует, что акцент переносится на воспитание подлинно свободной личности, формирование у детей способности свободно мыслить, добывать и применять полученные знания, умение планировать свои действия, обдумывать и принимать взвешенные решения. Это предполагает поиск новых форм учебной теории и практики, существенно зависящих от научно-технологических достижений и перспектив конца 20-начала 21 веков.

Так например, владение компьютером, как средством приема и передачи информации, используемых в ходе учебной деятельности, одно из требований, предъявляемое к учащимся уже младших классов. Введение компьютерных технологий в процессе учебной деятельности, повышение интереса к изучаемому предмету путем введения активных методов обучения, повышения качества обученности учащихся за счет применения полученных знаний на практике – это лишь немногие требования к современному уроку.

Соответственно, в образовательной практике должны создаваться условия для включения учащихся в широкий спектр различных видов деятельности, расширения их кругозора, формирования интегративных знаний о мире, способствующих адаптации учащихся к быстро меняющимся жизненным условиям. Выявление на возможно более ранних ступенях обучения способностей учащихся к тем или иным видам деятельности и их развитие; обеспечение реализации интересов, способностей и потребностей учащихся; развитие творческой самостоятельности, формирование системы представлений, ценностных ориентаций, исследовательских умений и навыков. Эти задачи предполагается осуществлять за счет создания условий для использования метода проектов в начальной школе.

Интерес к методу проектов в современной школе очень оправдан. Понятие «проект» вернулось в нашу школу как хорошо забытое старое. Анализ работ (Д.Дьюи, В.Х.Килпатрик, Э.Коллингс, С.Т.Шацкий и др.) показывает, что теория и практика метода проектов активно развивалась в России и зарубежом параллельно в конце 19 – начале 20 веков. Однако подходы к пониманию сущности этого метода у отечественнвых и американских ученых были разные.

Дьюи, предлагая свой подход, искал способы приобретения знаний, сообразные природе детского познания, пытаясь перестроить современное ему школьное обучение в школьную систему, обучающую «путем делания».Конечным результатом обучения по Дж.Дьюи должна была стать сформированность умений и навыков мышления, способность к самостоятельному решению жизненных задач.

Время  выделило достоинства и недостатки теории Дж.Дьюи. Несомненная ценность метода состоит в проблемном изложении материала, активной, самостоятельной позиции ребенка, связи обучения с жизнью, игрой, трудом, учет интересов детей.

Ошибочность его взглядов заключается в том, что он большую роль отводил наследственности в обучении, когда в отечественной педагогике был иной подход в овладении общеучебными умениями. А также в преувеличении роли индуктивного метода познания. Известно, что на основе знаний и понятий, полученных с помощью эмпирического обобщения, могут строиться лишь формальные действия, без понимания содержательной стороны деятельности.

Теоретическое обоснование метода проектов дал У.Х.Килпатрик, который рассматривал школу как инструмент демократии в сфере образования, отвергая традиционную школу, отрицая необходимость школьных программ,  классно-урочную систему, предлагая процесс обучения   строить на основе расширения и обогащения индивидуального опыта учащихся. Но сегодня уже понятно, что без школьной программы, без структуирования учебного материала с учетом возрастных особенностей школьников, сделать процесс обучения эффективным невозможно.

В нашей стране развитие метода проектов связано с именами С.Т.Шацкого, Е.Г.Кагарова, Л.Э.Левина, Н.К.Крупской, С.Н.Белоусова, А.Сазонова, В.Н. Сороки-Росинского, В.Н.Шульгина, Т.Г.Корнейчика. Понимание метода проектов отечественными  педагогами от американского варианта отличалось тем,  что акцент делался на общественно-полезную, трудовую, идеологическую направленность проектов, уделяя познавательной деятельности мало внимания.

Ценность метода проектов отечественные и американские ученые видели в том, что он позволял детям выбрать деятельность по душе, которая соответствовала их силам, давала полезные знания и навыки, способствовала зарождению новых импульсов для последующих дел, развивая их кругозор, самостоятельность, инициативность, умения работать в команде.

На сегодняшний день, пожалуй, можно выделить три основных изменения в теоретических подходах к методу проектов:

  • понимание необходимости реализации метода проектов на основе традиционного образования, о чем говорил ещё Д.Дьюи;
  • осознание необходимости планирования учителем проектной деятельности учащихся (это касается темы проектов, места в содержании учебной дисциплины, методов исследования и др.)
  • допущение возможности изучения детьми не только реальных жизненных проблем, но и проблем, имеющих вымышленный характер.

Сам факт использования метода проектов в начальной школе следует оценить самым положительным образом. Учителя в основном также положительно отнеслись к методу проектов и способствуют дальнейшему внедрению этого метода в учебный процесс. Об этом свидетельствуют заметное увеличение публикаций по этой тематике. Увеличение потока учительских писем, в редакции различных журналов, в которых они хотят поделиться опытом использования проектов в своих классах. Участие в конкурсах проектов как внутри школы, так и в окружных или городских.

В тоже время, организация работы по методу проектов требует некоторой корректировки складывающегося опыта, для предотвращения формализма его использования.

В практике работы по методу проектов к начальной школе предъявляются такие же требования, как и к учащимся основной или даже старшей школы, в результате чего, ребенок поставлен в такие условия, что проект он выполнить просто не в состоянии. Для правильной организации работы младшего школьника по методу проектов должны соблюдаться такие педагогические условия, при которых деятельность младшего школьника будет носить продуктивный характер и способствовать его развитию.

По мнению Е.Е.Даниловой младший школьный возраст является сензетивным для: формирования мотивов учения, развития познавательных потребностей и интересов; развития продуктивных приемов и навыков учебной работы, раскрытия индивидуальных способностей и особенностей; развития навыков самоконтроля, самоорганизации и саморегуляции;  становления адекватной самооценки, развитие критичности по отношению к себе и к окружающим; усвоения социальных норм, нравственного развития; установления навыков общения со сверстниками, установления прочных дружеских контактов.

Таким образом, возрастные особенности младшего школьника накладывают некоторые ограничения на организацию работы по методу проектов, но в тоже время, именно в этом возрасте закладывается ряд ценностных установок, личностных качеств и отношений. Если не учитывать данные обстоятельства, это может привести к нарушению преемственности между этапами развития учебно-познавательной деятельности, а значит нельзя достичь желаемых результатов в использовании метода проектов.

Темы проектов в начальных классах должны быть близки к содержанию предмета, а сами проекты должны носить наглядный, практический характер. Интеграция знаний, необходимых для выполнения проекта, повышает их значимость и переводит саму деятельность в разряд интеллектуально насыщенных. Это отражается на сфере познавательных интересов: происходят изменения отношений школьников к учебным предметам, развиваются мотивационный, волевой, интеллекуальный компоненты познавательной активности. Большие возможности для интеграции учебного материала раскрывает именно начальная школа, т.к. один учитель ведет практически все учебные предметы. Он, как никто иной, знает индивидуальные особенности и возможности каждого ученика.

Сам учитель должен  создать условия для проявления у детей интереса к познавательной деятельности, самообразованию. Для этого сам он должен быть человеком разносторонним, знающим, быть энтузиастом, мотивирующий детей для достижения целей, консультантом, организующим доступ к информационным ресурсам, руководитель, дающий рекомендации в вопросах планирования, экспертом, анализирующим результаты выполнения проекта.

В тоже время, именно в начальной школе необходимо учитывать ещё один субъект проектной деятельности - родителей. Не имея специального образования, они с одной стороны, готовы помочь своему ребенку, выполняя всю работу за него, с другой стороны нанося огромный вред, делая всю работу по методу проектов бессмысленной. Необходимо так организовать работу с родителями, чтобы они превратились в помощников, оказывая необходимую консультацию своему ребенку, если проект выходит за рамки учебной деятельности. Для этого на родительских собраниях необходимо давать рекомендации, проводить лектории для родителей, круглые столы, где родители получат необходимую информацию.

Среди современных исследователей есть мнение, что школа берёт на себя несвойственную ей роль, применяя метод проектов в урочной деятельности, предлагая вынести проекты за пределы расписания - во внеклассную деятельность, считая, что урок – неудобная форма проектной деятельности.

И.С.Сергеев, говоря об организации проектной деятельности в урочное время указывает, что метод проектов применим на всех уроках, однако,  продуктивен он может быть при умелом сочетании типа проекта и структуры урока.

Так на предметах, формирующих систему специальных и общеучебных знаний и умений учащихся, где ведущую роль в логике построения образовательного процесса занимает содержание обучения. Это такие предметы, как русский язык, математика, чтение, природоведение, где жесткий отбор форм и методов обучения, а также систематическое построение учебной программы – условие высокого качества знаний. Использование ролевых, исследовательских и межпредметных проектов в данных учебных дисциплинах оправдано, так как приоритетной в проекте является исследовательская деятельность, направленная на исследование проблемы и констатацию фактов. В проектах по этим предметам результат деятельности отражается в «портфолио». В ходе проектной исследовательской деятельности учащиеся расширяют знания содержания изучаемых предметов, формируют навыки исследовательской деятельности, подходы к решению проблем в границах изучаемого предмета.

Вторая группа предметов, как предполагает И.С.Сергеев, ориентирована на формирование компетентностей (гражданской, информационной, коммуникативной и др.) По его мнению, эти предметы не так тесно связаны со своей научной основой и носят в значительной степени интегративный или прикладной характер. Кроме того, они все тесно связаны с окружающей жизнью и социальным опытом школьников. В данную группу входят такие предметы, как: иностранный язык, информатика, изобразительное искусство, трудовое обучение. Для этих предметов вопрос, как изучать, имеет не меньшую, а нередко большую значимость, чем вопрос о том, что изучать в рамках данных курсов. Преподавание этих дисциплин не только допускает, но и требует введения метода проектов как в классно-урочную, так и во внеурочную деятельность [4.].

Отбор содержания учебного материала для работы по методу проектов должен опираться на психолого-педагогические критерии (Н.В.Матяш, В.Д.Симоненко): посильность, отражение в содержании основных направлений развития науки и техники, воспитательную направленность, внутрипредметные и межпредметные связи, научность, доступность, соответствие возрастным нормам, ориентация на зону ближайшего развития. Кроме того, отбирая материал по какому-либо предмету, необходимо руководствоваться спецаильными критериями в соответствии с особенностями содержания предмета. [2.]

В практике использования метода проектов в начальной школе, наметилась тенденция обособления «проекта» в учебном процессе и выделение его в самостоятельный вид деятельности. Школьники выполняют проектное задание вне связи с основным содержанием учебной работы, а зачастую даже за рамками учебного времени. . [1.]

Это допустимо в том случае, когда для выполнения проектного задания нужна дополнительная информация, время для создания презентации и др. Тогда затраченное время служит для сбора дополнительных сведений по теме проекта, а также для углубления знаний, расширения кругозора. Если «проект» идет в отрыве от содержания предмета, то помимо изучения темы по какой-либо дисциплине, учащийся начальной школы должен собрать материал, выдвинуть гипотезу, придумать презентацию, что конечно же ведет к расширению кругозора, однако,связано с дополнительными учебными нагрузками, а также нагрузками на здоровье. Следует отстранить наметившееся обособление «проектов» на фоне основного содержания учебной деятельности школьников. Выполнение проектов должно быть включено непосредственно в учебный процесс и тесно связано с содержанием учебного материала. Для этого учитель, составляя планирование, заранее определяет темы по предметам для составления проектов.

Характерной чертой школьных проектов становится тяготение к грандиозности, помпезности при видимом формализме. Нередко члены жюри выделяют проекты с наиболее выигрышной презентацией, где доля участия самого «автора проекта» минимальна. Таким образом, участие в конкурсе проектов становится своеобразным конкурсом научных руководителей. Поэтому проектной деятельности младших школьников необходимо придать дидактический смысл, тем самым освобождая ее от всех формальных компонентов, нецелесообразных в учебном процессе начальной школы и создающих условия для фальсификации самой идеи.

В настоящее время сложилась необходимость включения метода проектов в учебную деятельность начальной школы. Так как он обладает огромным развивающим потенциалом, способствует формированию общеучебных умений и навыков: рефлексивных, коммуникативных, поисковых умений, навыков оценочной самостоятельности, умений и навыков работы в сотрудничестве. В то же время, это не универсальный метод, способный решить все проблемы образования. Он должен вписаться в общую систему личностно-ориентированного обучения, обучения в сотрудничестве. Таким образом, включая метод проектов в образовательный процесс начальной школы важно грамотно раскрыть его развивающий потенциал, «очистить» от всего надуманного и случайного, оставляя истинную идею метода применительно к школьным предметам.

Литература

1. Конышева Н.М. Проектная деятельность младших школьников на уроках технологии/ Книга для учителя начальных классов.-С.:Ассоциация XXI век 2006 – 47с.

2. Матяш Н.В., Симоненко В.Д. Проектная деятельность младших школьников/ Книга для учителя начальных классов.-М.:Вента-Граф 2004 – 106с.

3. Проектно-исследовательская деятельность младших школьников/ Материалы из опыта работы учителей начальных классов. Нормативные документы и практические рекомендации. //под ред.Константиновой А.М.:М. 2004 – 110с.

4. Сергеев И.С. Как организовать проектную деятельность учащихся / практическое пособие для работников общеобразовательных учреждений. –М.:Аркти 2006 – 78с.