Модель здоровьесбережения младших школьников и технология её реализации

Разделы: Социальная педагогика


Многолетние исследования физиологов и гигиенистов доказали, что на долю неблагоприятных влияний школы (школьных факторов риска), отрицательно сказывающихся на состоянии здоровья детей (наряду с генетическими, социальными и экологическими факторами), приходится от 20 до 40 %.  Влияние школы, условий обучения, учебные перегрузки так значимы именно потому, что они действуют непрерывно, длительно, систематично и комплексно. Кроме того, годы обучения для каждого ребенка – период интенсивного развития, формирования организма, период, когда любые неблагоприятные воздействия оказывают наибольшее влияние.

Исследования медиков, физиологов доказывают, что интенсификация учебного процесса (возрастающий дефицит времени на усвоение и переработку информации в сочетании с ростом объема информации) ведет к ухудшению здоровья младших школьников, срыву адаптации, так называемым «школьным неврозам».  Интенсивное  школьное обучение чрезвычайно сложно: трехлетняя школа для 6-ти летних детей непосильна, старые программы в пятом классе, рассчитанные на 11-летних детей сложно освоить, если учащимся только девять лет.

В конце ХХ века предпринимались попытки включить в деятельность школы комплексную программу медико-гигиеническое воспитание учащихся в виде специальных уроков, включения отдельных тем в изучаемые предметы (особенно естественнонаучного цикла) и факультативных занятий. Но эти программы имели статус экспериментальных и не стали постоянными компонентами работы массовых школ, т.е. до конца ХХ века не была сформирована комплексная система работы по сохранению и укреплению здоровья школьников.

Школа, и главное – родители, стали выбирать не школу, где с первого класса два иностранных языка и педагогов, не делающий скидок ни на возраст, ни на здоровье, а ту, где понимают особенности ребенка и готовы организовать нормальный режим. Именно поэтому в середине 90-х годов ХХ века возникли все предпосылки для разработки концепции здоровьесберегающей школы, реализующей комплексный подход к сохранению и укреплению здоровья школьников. Тогда же были определены основные компоненты здоровьесберегающей деятельности школы, включающие не только наблюдение за состоянием здоровья детей, но и здоровьесберегающую организацию учебного процесса, здоровьесберегающие (т.е. соответствующие возрастным и индивидуальным возможностям) методики обучения и специальные учебные программы формирования ценности здоровья и здорового образа жизни.

На основе изучения научной литературы мной была разработана модель комплексной работы по сохранению и укреплению здоровья в образовательном учреждении (на примере начальной школы) (Приложение 1).

Основным блоком представленной модели является блок целеполагание. Содержание данного блока зависит, во-первых, от социального заказа общества, во-вторых, от модельных характеристик здорового школьника и, в-третьих, от требований государственного стандарта полного среднего общего образования

Основная цель модели: сохранение и  укрепление здоровья младших школьников в процессе обучения в соответствии с возможностями образовательного учреждения.

В соответствии с целью были выдвинуты следующие задачи:

1. Изучить инфрастуктуру образовательного учреждения и скорректировать ее на здоровьесберегающую деятельность.

2. Определить рациональную организацию учебного процесса.

3. Проанализировать организацию физкультурно-оздоровительной работы в школе и повысить ее эффективность.

4. Организовать просветительско-воспитательную работу с учащимися, направленную на формирование мотивации к здоровому образу жизни, ценности здоровья.

5. Повысить квалификацию работников общеобразовательного учреждения, а также  уровень знаний родителей по проблемам охраны и укрепления здоровья детей.

6. Вести систематическую профилактику и динамику наблюдений за состоянием здоровья детей.

7. Формировать гигиенические знания, умения и навыки через учебные дисциплины.

Исходя из поставленных целей и задач по здоровьесбережению младших школьников, были выделены основные направления комплексной работы по сохранению и укреплению здоровья младших школьников в данном образовательном учреждении:1 блок - здоровьесберегающая инфраструктура образовательного учреждения; 2 блок - рациональная организация учебного процесса; 3 блок - организация физкультурно-оздоровительной работы; 4 блок - просветительско-воспитательная работа с учащимися, направленная на формирование мотивации к собственному здоровью, ценности здоровья и здорового образа жизни; 5 блок - просветительско-методическая работа с педагогами и родителями; 6 блок - профилактика и динамика наблюдений за состоянием здоровья школьников;

Основные мероприятия по данным направлениям представлены в Приложении 2.

Критерии оценки здоровья: ЗУН; мотивация; уровень работоспособности (в том числе и внутренняя мотивация учения); рациональное питание; оценка наличия вредных привычек; закаливание и личная гигиена; положительные эмоции; оптимальный двигательный режим.

При определении основных направлений и форм работы по сохранению и укреплению здоровья школьников я опиралась на практические рекомендации по организации системной комплексной работы в образовательных учреждениях, разработанных сотрудниками Института возрастной физиологии РАО В.Д.Сонькиным, В.В.Зайцевой, Л.М.Кузнецовой. Т.М.Параничевой, В.Н.Безобразовой, Е.М.Лапицкой под руководством М.М.Безруких (2004).

Физкультурные мероприятия способствуют не только сохранению и укреплению здоровья школьников, но развивают такие качества личности, как: целеустремленность, настойчивость, решительность, смелость; повышают самооценку детей, формируют мотив познавательного интереса к урокам физической культуры; сплачивают учащихся в дружный единый коллектив.

Разработанная модель здоровьесбережения реализовывалась через технологию.

Согласно существующим определениям образовательных технологий, технология – это, прежде всего, системный метод создания, применения и определения всего процесса преподавания и усвоения знаний с учетом технических и человеческих ресурсов и их взаимодействия, ставящий своей задачей оптимизацию форм образования (ЮНЕСКО). Можно сказать, что педагогическая технология – это система, в которой последовательно реализуются заранее спроектированный учебно-воспитательный процесс, гарантирующий достижение педагогических целей.

Из выше приведенного суждения вытекает следующее определение понятия «образовательная технология педагогики здоровьесбережения».

Образовательная технология педагогики здоровьесбережения – это процесс воспроизведения педагогических действий из арсенала педагогического и методического инструментариев в рамках «Педагог-учащийся», осуществляемых посредством системного использования форм, средств и методов, которые обеспечивают достижение запланированных результатов с учетом целей и задач педагогики здоровьесбережения.

В структуре технологии мною были выделены следующие блоки: первый блок – блок цели, задач; второй – диагностический, направленный на выявление состояния здоровья младших школьников; третий блок - направлен на выбор оптимальных форм,  методов и средств сохранения и укрепления здоровья школьников; четвертый – деятельностный блок, направленный на здоровьесбережение; пятый – блок контроля. (Приложение 3).

Цель здоровьесберегающих образовательных технологий обучения – обеспечить школьнику возможность сохранения здоровья за период обучения в школе, сформировать у него необходимые знания, умения и навыки, научить использовать полученные знания в повседневной жизни.

Содержание данного блока зависит, во-первых, от социального заказа общества, во-вторых, от модельных характеристик образовательной  готовности, и, в-третьих, от требований государственного стандарта полного среднего образования

Диагностика (предварительный мониторинг) предполагает проведение комплексного исследования, направленного на анализ внутришкольной среды, организации физкультурно-оздоровительной работы и двигательного режима, а также организации работы по формированию ценности здоровья и здорового образа жизни. Важным компонентом диагностической работы является анализ организации медицинской помощи, состояния здоровья школьников. Компонентом предварительной диагностики может быть учет факторов окружающей среды (экологический мониторинг).

Приоритетной формой сохранения и укрепления здоровья школьников в общеобразовательном учреждении является Физкультурно-оздоровительная работа. Понимание того, что физическое воспитание – залог развития здорового всесторонне развитого ребенка. Поэтому приоритетным методом сохранения и укрепления здоровья детей и подростков является рациональное использование разнообразных средств и форм физического воспитания при оптимальной двигательной активности.

Основными формами внеклассных физкультурно-оздоровительных занятий являются спортивный час в группах продленного дня, кружки здоровья,  гимнастика и оздоровительная аэробика; закаливание и работа секций ОФП во внеурочное время; спортивные секции; ЛФК; проведение недель здоровья; прогулки и походы в выходные дни; игры и конкурсы, соревнования и т.д. (см. рисунок 1)


Рисунок 1. Виды оздоровительных физкультурных мероприятий

Контроль соблюдения санитарно-гигиенических норм организации УВП, нормирования учебной нагрузки и профилактики утомления учащихся и др. очень важен. При обнаружении недочетов (перегрузка, отклонение от норм определенных параметров здоровья и т.п.) специалисты корректируют систему мероприятий, ставят новые цели и задачи.

Предлагаем вашему вниманию план мероприятий по сохранению и укреплению здоровья младших школьников, разработанный на учебный год (Приложение 4).

Также вашему вниманию представляем презентацию по теме (Приложение 5) и разработанный мною кружок «Час здоровья» для учащихся четвёртых классов (Приложение 6).