Комнатные растения — спутники нашей жизни

Разделы: Работа с дошкольниками


1. Познавательные задачи
- Формирование и систематизация знаний детей о комнатных растениях.
- Повышение познавательной активности детей, их самостоятельной поисковой деятельности на базе эмоционально-чувственного опыта.
- Закрепление знаний о том, что для роста растений необходимы свет, тепло, плодородная почва (свойства чернозема, глины, песка).
- Классификация объектов с использованием условных обозначений живой и неживой природы.
- Освоение действий использования модели – зависимости строения растений от условий жизни.
- Взаимосвязь растений и человека с условиями жизни в экологических системах.

2. Речевые задачи:
- Совершенствование диалогической и монологической речи.
- Передача в увлекательной форме информации о комнатных растениях.
- Построение разных предложений (сложносочиненных, сложноподчиненных, распространенных и т.д.). Активизация словаря по теме «Комнатные растения»

3. Развитие  умственных  способностей:
- Наблюдательности, воображения, умения делать выводы, умозаключения.
- Обучение правилам мышления: от общего – к частному и от частного – к  общему.

4. Воспитание интереса к уходу за комнатными растениями, бережного и заботливого отношения к ним.

Предварительная работа:

Совместная работа детей и воспитателя в уголке природы.

1. Эксперименты, опыты
а) с почвой (глина, песок, чернозем);
б) по размножению комнатных растений  разными способами: черенкование, посадка семян, луковиц зефирантеса, посадка кусочков стебля саньсевьеры, листьев бегонии, отростков каланхое;
в) с окрашиванием лепестков хризантемы через стебель;
2. Изучение строения корней растений ( длинный – прямой, мочалка, луковица).
3.  Изготовление и  ведение дневников наблюдений.
4. Чтение произведений о растениях.
5. Экскурсии в зимний сад прогимназии.
6.Рассматривание энциклопедий « Мир комнатных растений»

Материал и оборудование:
-  Аудиозапись слов Феи;
-  Психогимнастика;
-  Приглашение на научную конференцию;
-  Схемы, карточки, мнемотаблицы, символы;
-  Комнатные растения (опытные, экспериментальные экземпляры);
-  Игра «Расселим по планетам»
-  Микрофон (игрушка).
-  Луковица (репка).
-  Компьютер, мультимедиапроектор, компьютерная презентация в программе PowerPoint.

Структура занятия:

Вводная часть
Мозговая атака (вопросы-ответы)

Основная часть:

1. Научная конференция «Комнатные растения – спутники нашей жизни»

Отделы: «Вода»
«Свет»
«Почва»
«Размножение растений»
«Растение и человек»
участники: журналист – воспитатель
ученые и лаборанты – дети.

2.Физкультминутка
«Волшебные превращения»
(мимика, жесты, пантомима – согласование слов и движений).

Итог:
Игра «Расселим по планетам» - практическая работа с карточками.
«Знатоки природы»– составление схемы « Польза комнатных растений для человека» (дети совместно с гостями).

Мотивация (перед завтраком)
Воспитатель: Дети, я получила интересное звуковое письмо от Феи цветов, из страны, где живут Дюймовочка и прекрасные эльфы. Она просит вас «оживить» ее письмо.

Психогимнастика (аудиозапись).

Я, Фея, превращаю вас в маленькие
семена комнатных растений.
Присесть, обхватив ноги.
Голову опустить.
Тепло, свет, вода дружили с семенами.
Ростки росли, росли, тянулись к свету.
Широко покачиваясь
приподняться на носки.
Из ростков выросли прекрасные
растения.
Руки над головой,
раскрытые ладони.
Забыли полить растения, завяли,
поникли они.
Медленно присесть,
поникшие руки, на лице грусть.
Полили растения, ожили растения,
радостно тянутся к свету.
Плавно приподняться,
взмахнуть руками,
попрыгать на месте.

 

Ход занятия

I. Вводная часть
Воспитатель напоминает детям о письме Феи цветов.
Она просит вас рассказать
- Любите ли вы комнатные растения;
- Знаете ли, как ухаживать за ними, чтобы они были здоровыми и радовали глаз;
- Почему мы называем их – спутниками нашей жизни?
Спешите показать свои знания.

Вокруг себя повернитесь
и в ученых превратитесь.
Дети делают круговое
движение вокруг себя.

Дети представляются и приглашают гостей на научную конференцию.

Воспитатель:
Дорогие друзья! Чтоб  ученым стать, надо много знать.
Вы, ребята, не зевайте на вопросы отвечайте!

Мозговая атака:
- Что такое «вращающаяся модель земного шара»?
- Зеленые пятна на глобусе это?
- Где можно встретить растения?
- Как выживают растения в пустыне?
- Твоё любимое растение?
- Почему зигакактус называют «декабристом»?
- Растение – лиана (стендапсус).
- Что надо делать, чтобы  растения не грустили?
(Дети отвечают на вопросы и рассаживаются за столы с табличками: I – «свет», II – «вода», III – «почва», IV – «размножение растений», V – «человек и растение»).

 II.   Основная часть:

Воспитатель:
Я, корреспондент журнала «Хочу все знать» и от имени наших гостей я буду задавать вам вопросы. Тема конференции «Комнатные растения – спутники нашей жизни».
- Скажите, пожалуйста, господа ученые: «Какие условия необходимы для хорошего роста растений?»
Дети:  «Вода, свет, тепло, плодородная почва…»
Воспитатель - корреспондент:
- А что главнее?
Отдел «Вода»
- Мы считаем, что главнее - вода!!!

Слайд № 1

Ученый:
         - Обратите внимание! Растениям нужна вода, которую они всасывают через корни. Вода движется по стеблю к листьям, цветку.
Лаборант:
- Хотите убедиться, что вода движется по растению.
Мы провели опыт:

  1. Поставили в стакан с водой белую гвоздику.
  2. Добавили в воду красной краски.
  3. Через несколько часов цветок стал розовым, потому что вода прошла по стеблю в листья и лепестки.

Слайд № 2 Схема-рисунок.

Корреспондент:
- В какое время года нужно поливать растения каждый день?
Дети:
         - Летом, потому что жарко, почва быстро высыхает, растения нуждаются в частом поливе.
Корреспондент:
         - Вопрос к отделу «Свет».
         - Что объединяет все растения?
Ученый:
         - Чудесное вещество «хлорофилл», которое находится в листьях растений.
Корреспондент:
         - А что в хлорофилле чудесного?
Лаборант:
         - Хлорофилл поглощает свет и помогает растениям правильно питаться, дышать.
Корреспондент:
         - А чем дышат растения? Разве у них есть нос, легкие?
Ученый:   
         - Растения дышат листьями и корнями. И поэтому нужно чаще протирать листья, опрыскивать их, не накапливать пыль. И обязательно рыхлить почву, чтобы воздух легко проходил к корням.
Корреспондент:
         - А что произойдет, если растения лишить света?
Лаборант:
- Растения вянут и погибают, если их оставить в темноте.

Слайд № 3

Темнота враг растений, а свет – друг.

Отдел «Почва».

Корреспондент:
- Чем вы можете объяснить значение почвы для жизни комнатных растений?
Ученый:
- Обратите внимание на эти стаканчики, в них разная почва:  в первом – песок, во  втором – глина, в третьем – чернозем. В каждом – растение каланхоэ. Мы  посадили черенки  в один день, но выглядят они по-разному. Сейчас объясним почему.
 Лаборант: проведем опыт:
Наливаем воду в стаканчик с глиной и видим, что глина не пропускает воду, а  значит, не пропускает и воздух, а чернозем и песок пропускают. Но песок быстро высыхает и можно сделать вывод, что растениям лучше всего в черноземе, т.к. в нем есть и  песок, и  глина,  и перегной, и  воздух, и соли.

Слайд № 4

Отдел: «Размножение растений»

Корреспондент:
- Скажите, пожалуйста, а может, из желудя вырасти герань?
Ученый:
- Нет, из желудя вырастит только дуб, потому что желудь – это плод дуба. В конце зимы мы посадили семена герани. И убедились, что из семян герани вырастает только герань.
Корреспондент:
- А можно обойтись без семян?
Лаборант:
- Иногда растения растут и  не из семян. Например, новые растения вырастают из луковиц  у каллы, амазонской лилии, зефирантеса…
Корреспондент:
-Значит, я беру луковицу и у меня….
Ученый:
- Если вы возьмете простую луковицу, то у вас не вырастит амазонская лилия, но зеленый лук вырастет обязательно.
Корреспондент:
- А что это за палки?
Лаборант:
- Это не палки, а черенки -  маленькие веточки, которые стояли в воде,  они уже пустили корни и их можно пересадить в почву и вырастит комнатное растение - бегония.
Корреспондент:
- Значит, комнатные растения размножаются?
Ученый:
- Да, размножать комнатные растения можно семенами, черенками, луковицами…

Слайд № 5 - 8

Отдел «Растения и человек»
Корреспондент:
-  Скажите, пожалуйста, похожи ли растения на людей? Чем они похожи?
Дети объясняют по карточкам – символам.

Р          Р          П        Д         Д         Б         У

Р – рождается
Р – растет
П – питается
Д – дышит
Д – двигается
Б – болеет
У – умирает

Корреспондент:
-Спасибо, Вам!
- Как замечательно все знать!
Голос Феи:
Вокруг себя повернитесь
И в детишек превратитесь!

Физкультминутка

«Волшебные превращения»

В сад пришел волшебник злой.
Он ужасный и большой.
Имитация движения волшебника (широкий шаг, изобразить руками в в воздухе огромный живот, злое лицо).
Он руками помахал и цветы
заколдовал.
Руки с раскрытыми ладонями
вытянуть вперед ( упражнение « Ножницы») .
Но пришли друзья – детишки, Озорные шалунишки. Поворот вокруг себя, разбиться на пары.
Стали думать и гадать, как цветы расколдовать. Наконец они решили и растения расселили. Сделать пальцем знак вверх, покачать Головой.
Подскоки на месте, хлопки над головой.

Игра: «Рассели по планетам»
Игровая ситуация:
Ждут нас быстрые ракеты
Для прогулок по планетам.
На какую захотим,
На такую полетим.

Дети по двое  выбирают себе планеты – круги разного  цвета.
Воспитатель:
Давайте, ребята, заселим планеты комнатными растениями. Каждая пара получает конверт. В конвертах карточки - «условия жизни».
Рассмотрите свои наборы карточек и назовите, какие условия жизни на ваших планетах.

- А это карточки с условными обозначениями частей растений. Назовем их: корень, стебель, листья. Выберете нужные карточки и составьте из них такое растение, которое сможет жить в условиях вашей планеты.

Воспитатель:
- Молодцы! Вижу, что вы любите растения. У нас в группе их много. Как вы думаете, для чего мы их посадили (Ответы детей).
Воспитатель:
- Дети, Составьте вместе с гостями схему пользы комнатных растений для человека и объясните значение символов (Работа в парах).

Слайд  № 10