"Первый признак равенства треугольников", 7-й класс

Разделы: Математика

Класс: 7


Цель урока:
  1. Сформулировать способность к конструированию нового алгоритма доказательства теоремы о равенстве треугольников.
  2. Тренировать умение планировать свои действия при работе с алгоритмом.
  3. Тренировать способность к рефлексии собственной деятельности.

Форма проведения: работа в парах.

Ход урока

1. Проверка домашнего задания 

2. Актуализация знаний «Закончите предложение»

– Треугольником называется геометрическая фигура, состоящая из трех точек…

– Треугольник АВС коротко обозначают…

– Точки А, В, С ∆АВС называются … этого треугольника.

– Отрезки АВ, ВС, АС, соединяющие вершины треугольника ∆АВС, называются…

MCY имеет углы…

– Величина CD+ DK+KC для ∆СDK называется …

– Два треугольника называются равными, если …

– В равных треугольниках против равных сторон лежат …

– В равных треугольниках АВС и MNY стороне MY будет соответствовать сторона …, <АВС – угол …,

стороне АВ – сторона …

– Если два треугольника равны, то их соответствующие элементы …

– Если ABC равен MNY, то это кратко можно записать так…

3. Постановка проблемы

Учитель Дети
Основании знаний о равенстве треугольников можно решать большое количество простейших задач.
Например, задача: При подготовке Олимпиады в городе Сочи необходимо проложить тоннель сквозь горный массив. Для разработки технической документации необходимо указать его длину, но обычные измерительные инструменты здесь не помогут, ведь тоннель проходит внутри скалы.
– Видимо нам не хватает каких-то знаний.
– Я подскажу: решение связано с равенством треугольников. Пусть АВ – длина тоннеля. В точке С – штаб строительства. Значит АС – расстояние от штаба до входа в тоннель, ВС – до выхода из тоннеля. Получился треугольник АВС. Ото мы можем сказать о треугольниках АВС и МСК? – Очень похоже, что они равны.
– Что следует из такого равенства? АВ=МК, но МК мы можем измерить.
– Значит мы можем воспользоваться предложенным методом? – Да, если мы докажем, что ∆АВС=∆МСК.
– Можете ли вы сейчас это сделать? почему? – Не знаем, по каким признакам судят о равенстве треугольников.
– Значит тема нашего сегодняшнего урока… – Признаки равенства треугольников.
– Таких признаков три. Рассмотрим первый из них.  

На доске записывается тема урока: «Первый признак равенства треугольников».

4. Выход из затруднительной ситуации

Учитель Дети
Перед вами лист бумаги. Постройте на нем треугольник АВС и луч А1С1.  
– Как с помощью транспортира и циркуля построить ∆А1В1С1=∆АВС.
Запишем алгоритм построения.
– 1. Строим А1В1=АС (циркуль)
2. Строим <В1А1С1=<ВАС (транспортир)
3. Строим А1В1= АВ (циркуль)4. Соединяем В1 и С1.Треугольник построен.
– Как можно убедиться, что треугольники равны? – Вырезать и проверить наложением.
– Выполним это. Совпали ли они полностью? – Да.
– Какие элементы треугольника нужно знать, чтобы построить, равный ему треугольник? – Мы измеряем две стороны и угол между ними.
– На самом деле мы сейчас доказали первый признак равенства треугольников (по стороне и углу между ними). – Запись формулировки и доказательство теоремы.

Закрепление пройденного материала.

Учитель: Вернемся к задаче со строительством. Как доказать, что АК=МК?

Дети: Решение: АС=СК (по построению)

СМ=ВС (по построению)

<АСВ=<МСК ( вертикальные углы).

Значит треугольники АВС и МСК равны по первому признаку. Но у двух равных фигур равны соответствующие элементы, т.е. АВ=МК. Длину МК можем узнать, измерив ее на равнине.

6. Итог урока

Сформулируйте еще раз первый признак равенства треугольника.

7. Домашнее задание

8. Список литературы

  1. Л.С. Атанасян и др. Геометрия, 7 класс – М.: Просвещение.
  2. Л. Мельникова «Проблемный урок или как открывать знания вместе с детьми» – Москва, 2002.