"Окружность. Длина окружности", 5-й класс

Разделы: Математика

Класс: 5


Оборудование:

  1. Игрушечные автомобили с различным диаметром колеса;
  2. мерки – тесьма или нить.
  3. линейки.
  4. листы бумаги с таблицей вида:
    Группа С S d C/d

Все перечисленное раздать по количеству подгрупп.

План оформления доски:

Задача 1. Окружность

Таблица
                 
     
Задача 2.

Таблица:

Группа № С (длина окружности) S (путь) d (диаметр колеса)
1      
2      
3      
4      
Т.Н.      

Цель: повторить понятие окружности, ее диаметра; получить формулу длины окружности и научить применять ее при решении задач, число π.

Ход урока

1. Анализ заданий

Учитель Дети
На доске изображена геометрическая фигура. Как она называется? – Окружность.
– Дайте определение окружности. Окружность – это замкнутая линия, все точки которой равноудалены от одной, называемой центром окружности.
– Что мы называем ее радиусом? – Радиус – это расстояние от центра до любой точки окружности.
– Что мы называем ее диаметром? – Диаметр – это отрезок, соединяющий 2 точки окружности и проходящий через центр.
– Каким соотношением связаны между собой диаметр и радиус? d=2r
– Что мы знаем о размере всех d, всех r одной окружности? – Они равны между собой.
–Нам трудно представить свою жизнь без окружности, ведь она является математической моделью многих окружающих нас предметов. Приведите примеры. – Баранка, обруч, колесо и тд.

2. Постановка проблемы

Учитель Дети
На каждом столе автомашины, моделью каких их частей является окружность? – Руль, колесо, обода фар и тд.
Вашему вниманию предлагается следующая задача (задача 1):
Какой путь пройдет ваш автомобиль, если его правое колесо сделает 200 оборотов?Какие варианты решения?
– Измерить длину окружности, проходящей по поверхности колеса и умножить ее на 200.
– Молодцы, но для того, чтобы не забыть измеренные величины, я прошу вас записать их в таблицу, лежащую перед вами.
А чтобы иметь возможность обобщить эти результаты, я буду заполнять сводную таблицу на доске.
(проводятся измерения, вычисления, заполняются таблицы и сводная таблица на доске (графы С и S)).
– Почему получили различные длины окружностей? – Различные размеры колес.
– От чего зависит размер? – От диаметра.
– Молодцы.
В Республике Беларусь есть город Жодино. Он известен тем, что там расположен завод, выпускающий карьерные самосвалы марки «БелАз», грузоподъемностью 720 тонн (грузоподъемность Жигулей 440 кг).
Внимание вопрос: какой путь пройдет такой самосвал, если правое переднее колесо делает 200 оборотов (диаметр колеса 3,7 метров)? (Задача 2 на доске была закрыта)
– Не знаем как найти длину окружности, чтобы умножить ее на количество оборотов.
– Но нам дан диаметр. – Но неизвестна формула, связывающая диаметр и длину окружности.
– Значит, для решения задачи нам нужно установить связь между диаметром и длиной окружности.Значит, тема сегодняшнего урока… – Нахождение длины окружности, если известен ее диаметр.

3. Выход из проблемной ситуации

Учитель Дети
Измерьте диаметр колес вашего автомобиля. Занесите его в таблицу.  
– У каждого автомобиля самая большая длина окружности колеса? – У того, у кого диаметр больше
– Какой вывод можно сделать? – Чем больше диаметр, тем больше длина окружности.
– Посчитайте чему равно отношение С к d? – Во всех случаях С/d=3
– Оказывается, что если посчитать точнее, то С/d=3, 1/7=3,14159265
C/d=π, C=πd
D=2r, C=2 πr
– π=C/d=3,14
– Как связаны между собой d и с? – Прямопропорционально.
– Мы получили формулы, которые связывают длину окружности с диаметром, теперь мы можем вернуться к нашей задаче.
S=C*n
C=π*d=3,14*3,7=11,618 метров
S=2323,6 метров.
Значит, чтобы найти длину любой окружности надо знать радиус и знать формулу: C=2πr
– Каждая группа считает самостоятельно

4. Закрепление пройденного

Найти длину окружности, изображенной на рисунке 12, №№ 850, 851, 852.

Домашнее задание: №№ 868, 869, 873(а,б), 866.

5. Итог урока

чему научились сегодня на уроке? (Находить длину любой окружности, зная ее диаметр по формуле: С=π*d.

6. Список литературы

  1. Г.В. Дорофеев, Л.Г. Петерсон «Математика. 5 класс» - М.:Баласс, 1999.
  2. Е.Л. Мельникова «Проблемный урок или как открывать знания с учениками» - М., 2002.