Создание декоративно-прикладных изделий. Резьба по пластику. Кудринская резьба (6-й класс)

Разделы: МХК и ИЗО

Класс: 6


Тип урока: комбинированный.

Цели обучения:

Образовательная: Способствовать формированию у учащихся художественной культуры. Дать представление о видах декоративно-прикладного искусства на примере Кудринской резьбы, способствовать формированию умения работать с технологической картой, умение формулировать вопросы, делать выводы, анализировать результаты собственной деятельности.

Развивающая: Способствовать творческому развитию школьников через знакомство с традициями Кудринской резьбы.

Воспитательная: Способствовать формированию у учащихся художественной культуры, художественной творческой активности, помочь им в овладении образным языком декоративно-прикладного искусства. Содействовать эстетическому воспитанию учащихся. Воспитывать чувство позитивного отношения к собственному практическому труду.

Способствовать освоению технологических приемов работы с пластиком, решению задач направленных на создание целостного изделия, отвечающего как функциональным, так и эстетическим требованиям.

Методы: репродуктивный, практический, метод самостоятельной работы.

Формы организации познавательной деятельности: фронтальная, индивидуальная.

Оборудование и инструменты: Стол-верстак, листы пластика, лобзик, карандаш, рисунки, набор резцов, наждачная бумага, морилка, краски и лак.

Ход урока:

I. Повторение пройденного материала.

II. Изложение программного материала.

Кудринская резьба относится к плоскорельефным видам резьбы. Изображение птиц, зверей, рыб в окружении цветов и листьев - наиболее частые мотивы. Мягкость контуров, округлость форм рельефа, богатство светотени, живость узоров составляет декоративный строй этой резьбы.

Для заоваленной резьбы, помимо ножа - резака, используются полукруглые стамески с радиусом скругления от 3-х до 12 мм.

Кудринская резьба выполняется в несколько приемов, связанных с особенностями узора. Как и каждый вид резьбы, она начинается с рисунка. Рисунок выбирается в зависимости от изделия, которое нужно декорировать и от набора стамесок того или иного размера.

Стамески можно делать и из трех - или четырехгранных напильников. Напильники нужно придать полукруглую форму, а затем уже выбирать желобок.

III. Практическая работа.

Пластик очень удобный для резьбы материал. Можно вырезать любую фигурку и любую сторону не откалывается. Мягкий при распиливании лобзиком и очень хорошо поддается резцу. Для резчика, это настоящий клад. Пластик бывает разной толщины и по твердости. Берем пластик и наносим нужный рисунок на листе пластика, а затем распиливаем по контуру рисунка лобзиком. Каждый ученик выпиливает свой рисунок (рисунки разные). А затем начинается работа для резцов. Резцы должны быть хорошо наточены. Очень важно держать резцы правильно при работе, строго соблюдать технику безопасности. Так как любое нарушение может привести травму.

Когда резьба готова остается шлифовать наждачной бумагой. Нужно шлифовать все части вырезанного рисунка, сперва наждачной бумагой по грубее, а затем по мельче.

Когда рисунок готов можно красить морилкой или краской. Затем можно покрыть лаком, это уже на усмотрение, иногда лак портит резьбу.

Итог урока:

Учитель проверяет готовое изделие каждого учащегося, оценивает их работу, анализирует допущенные ошибки.

Учебники:

А.С.Хворостов, С.Н.Новиков, Д.А.Хворостов, «Резные работы по дереву», В.А.Барабулин «Художественная обработка дерева».

Приложения:

  1. Вопросы для актуализации знаний.
  2. Таблица хода учебного занятия.
  3. Технологическая карта: Изготовление оленей в упряжке.
  4. Эскиз.
  5. Фотоальбом.