Решение текстовых логических задач

Разделы: Информатика


Курс “Математические основы информатики” носит интегрированный, междисциплинарный характер, материал курса раскрывает взаимосвязь математики и информатики, показывает, как развитие одной из этих научных областей стимулировало развитие другой.

Цель: знакомство с двумя способами решения текстовых логических задач.

Задачи:

  • сформировать у учащихся основы научного мировоззрения;
  • познакомить со способами решения текстовых логических задач;
  • показать 2 способа решения текстовых логических задач;
  • научить применять данные способа при решении задач.

Ход занятия

Оборудование: IBM.

Обеспечение: Microsoft Power Point.

Раздаточный материал

Файлы Приложение 1. Элементы математической логики (план раздела, по которому работаем не одно занятие).

Файлы Приложение 2 Логические задачи_Законы

Файлы Приложение 3 Логические задачи_Таб.истин

План занятия

Наименование этапа Содержание Время
  Психологический настрой на деятельность Приветствие. Мотивация учебной деятельности на занятие. 1–2
  Знакомство со способами решения логических задач Показ, краткое описание каждого способа 3–5
  Объяснение 2 способов Объяснение
Демонстрация преподавателем презентации; Вывод алгоритма решения
13–15
  Закрепление изученного Самостоятельное выполнение по ходу урока задач 15
  Итоги Объявление результатов занятия (что получилось, что еще предстоит выполнить, оценки) 3

Ход урока( план)

После приветствия обращаю внимание на документ (Приложение 2) и сообщаю, что речь пойдет о решении текстовых логических задач. Комментирую кратко способы решения. Решения текстовых задач решаются все по одной схеме(алгоритму). Данную схему Вы должны вывести сами. Предлагаю рассмотреть сегодня 2 способа.

Демонстрирую слайд (Приложение 3)

Сообщаю по схеме, как мы будем дальше работать. Объясняю решение задачи №1 и говорю учащимся, что они при объяснении составляют алгоритм.

Итак задача № 1. Читаем условие задачи.

Петя, Вася и Маша остались дома одни. Кто-то из них ел варение. На вопрос мамы, кто это сделал, они сказали:
A) Петя: “Я не ел. Маша тоже не ела”
Б) Вася: “Маша действительно не ела. Это сделал Петя”
B) Маша: “Вася врет. Это он съел”
Кто ел варенье? Если известно, что двое из них оба раза сказали правду, а третий один раз соврал, а один раз сказал правду

Введем обозначения

П – Петя съел варенье

В – Вася съел варенье

М – Маша съела варенье

Составим логические высказывания, выделяя разными цветами, кто из ребят, что говорил. (При этом высказывания Пети выделим серым цветом, Васи – розовым, Маши – желтым.)

Конструируется логическая формула. Определяются значения истинности этой логической формулы; из полученных значений истинности формулы определяются значения истинности введенных логических высказываний

Затем делимся на группы (у меня по 3 человека 4 группы). У каждой группы свои задачи, решают. Группы обмениваются решениями. Проверяем.

Проверка решений заданий по слайдам № 8 – № 16.

Итоги занятия подводим ( все ли понятно в алгоритме).

Приложение 1, Приложение 2, Приложение 3