Курс по выбору для учащихся 9-х классов. Тема: "Древнерусская литература"

Разделы: Литература


Д.С. Лихачев уже в 60-е годы сформулировал задачу - "... ввести в круг чтения и понимания современного читателя памятники искусства древней Руси".

Русской литературе почти тысяча лет. Из них семьсот лет - древнерусская литература. В школьном курсе пропорция совершенно другая.

Древнерусская литература представлена в школьной программе одним - двумя произведениями в каждом классе, начиная с 5-ого и заканчивая 9-ым. Такое изучение, к сожалению, не даёт возможности учащимся составить целостную картину всего процесса развития жанровой системы и становления древнерусской литературы, из которой впоследствии родилась литература классическая. При таком подходе разрушается и воспитательное воздействие памятников литературы на школьников.

Знание истоков отечественной литературы необходимо каждому человеку, живущему в России, любящему свою страну, свой язык, свою литературу.

Курс "Древнерусская литература" рекомендован обучающимся 9-х классов и опирается на содержание материала, изученного в разделе "Древнерусская литература" в 5-9 классах. Данная программа построена в соответствии с требованиями Государственного образовательного стандарта.

Предлагаю примерное планирование курса "Древнерусская литература". Количество часов и форма организации занятий носит рекомендательный характер и может быть изменена учителем. Курс может быть адресован как девятиклассникам, так и учащимся 10-11-ых классов в качестве элективного курса.

Программа предусматривает организовать курс 9 класса как цикл лекций учителя, который организует и систематизирует материал. В то же время все теоретические знания должны закрепиться на уроках практикумах, где основным материалом будет произведение древнерусской литературы. В ходе прохождения программы обучающиеся посещают урочные и лекционные занятия, участвуют в семинарах, занимаются индивидуально.

На лекциях следует больше внимания обращать на художественные тексты (комментированное чтение), наглядные материалы. Важно активизировать знания учащихся, полученные при изучении истории Отечества, литературы, изобразительного искусства, музыки. Доклады учащихся должны тщательно готовиться не только с точки зрения содержания, но и формы, т.е. устная подача материала, а не чтение с листа. По возможности, иллюстрировать свои выступления, используя слайды, репродукции, музыкальные фрагменты.

В результате изучения курса обучающиеся должны знать основные закономерности развития древнерусской литературы, её жанровые особенности; должны уметь написать сочинение в одном из жанров древнерусской литературы.

Данная программа имеет цели:

  • развитие познавательного интереса обучающихся к предметам гуманитарного цикла;
  • систематизация и углубление знаний учащихся по древнерусской литературе.

В структуре изучаемой программы 9 класса выделяются следующие основные блоки:

  1. Древнерусская литература XI - первой трети XII века.
  2. Древнерусская литература второй трети XII - первой трети XIII века.
  3. Древнерусская литература второй трети XIII - конец XIV века.
  4. Древнерусская литература конца XIV - XV века.
  5. Древнерусская литература конца XV - начала XVI века.
  6. Литература XVII века. Смутное время.

Курс рассчитан на 34 часа, завершается выполнением и защитой творческой работы, которая заключается в создании учащимися сочинения в одном из жанров древнерусской литературы.

Программа содержит Приложения с вопросами, заданиями для учащихся и с презентацией программы.

Учебно-тематический план

Названия разделов, тем. Количество часов Формы контроля
Всего Теория Практ.
1. История возникновения древнерусской литературы. Периоды её развития. Богатство и разнообразие жанров. 2 2    
2. Древнерусская литература XI - первой трети XII века. 10      
2.1 "Повесть временных лет" как литературный памятник. Летописание как жанр. "Создание славянской азбуки". 1 1    
2.2-3 Отражение исторических событий в "Повести временных лет". ("Смерть Олега", "Смерть Игоря и месть Ольги".) 2   2 Практич. работа
2.4 Отражение народных идеалов в "Сказании о Белгородском киселе", "Сказании о Кожемяке". 1   1  
2.5 Красноречие как область творчества, характерная для древнейшего периода развития нашей литературы. 1 1    
2.6-7 Учительное красноречие. "Поучении" Владимира Мономаха. Нравственные заветы Древней Руси. 2   2 семинар
2.8 Начало монголо-татарского нашествия. "Слово о погибели русской земли". 1      
2.9-10 Торжественное красноречие как жанр древнерусской литературы. "Слово о Законе и Благодати". 2 1 1 тест
3. Древнерусская литература второй трети XII - первой трети XIII века. 4      
3.1-2 Особенности житийной литературы. "Житие Александра Невского". Защита русских земель от набегов врагов. Бранные подвиги Александра Невского и его духовный подвиг самопожертвования. 2 1 1  
3.3-4 "Слово о полку Игореве". Художественные особенности произведения. 2   2 семинар
4. Древнерусская литература второй трети XIII - конец XIV века. 4      
4.1-2 Героизм и мужество русских людей в "Повести о разорении Рязани Батыем". 2      
4.3-4 "Задонщина". Историческая основа произведения, его связь со "Словом о полку Игореве". 2   2 Практич.

работа

5. Древнерусская литература конца XIV - XV века. 2      
5.1-2 "Житие Сергия Радонежского" как агиографический памятник. 2 1 1  
6. Древнерусская литература конца XV - начала XVI века. 4      
6.1-2 "Повесть о Петре и Февронии Муромских". Внимание к личности, гимн любви, верности. 2   2 семинар
6.3-4 "Домострой". Композиционные и жанровые особенности. 2   2 семинар
7. Литература XVII века. Смутное время. 6      
7.1 Сатирическая повесть как жанр древнерусской литературы. "Повесть о Шемякином суде". 1 0,5 0,5  
7.2-3 Жанр бытовой повести. "Повесть о Горе-Злочастии". 2 0,5 1,5  
7.4-6 "Житие протопопа Аввакума". Произведение агиографического жанра, построенное на основе автобиографии. 3   3 семинар
8. Творческое задание. 2      
8.1-2 Сочинение в одном из жанров древнерусской литературы. 2   2 сочинение
  Итого: 34      

Содержание программы

Раздел 1. История возникновения древнерусской литературы. Периоды её развития. Богатство и разнообразие жанров.

Раздел 2. Древнерусская литература XI - первой трети XII века.

Тема 1: "Повесть временных лет" как литературный памятник. Летописание как жанр. "Создание славянской азбуки".

Тема 2: Отражение исторических событий в "Повести временных лет". ("Смерть Олега", "Смерть Игоря и месть Ольги".)

Тема 3: Отражение народных идеалов в "Сказании о Белгородском киселе", "Сказании о Кожемяке".

Тема 4: Лекция. Красноречие как область творчества, характерная для древнейшего периода развития нашей литературы.

Тема 5: Семинарское занятие. Учительное красноречие. "Поучении" Владимира Мономаха. Нравственные заветы Древней Руси.

Тема 6: Начало монголо-татарского нашествия. "Слово о погибели русской земли".

Тема 7: Торжественное красноречие как жанр древнерусской литературы. "Слова о Законе и Благодати".

Раздел 3. Древнерусская литература второй трети XII - первой трети XIII века.

Тема 1: Особенности житийной литературы. "Житие Александра Невского". Защита русских земель от набегов врагов. Бранные подвиги Александра Невского и его духовный подвиг самопожертвования.

Тема 2: Семинарское занятие. "Слово о полку Игореве". Художественные особенности произведения.

Раздел 4. Древнерусская литература второй трети XIII - конец XIV века.

Тема 1: Героизм и мужество русских людей в "Повести о разорении Рязани Батыем".

Тема 2: "Задонщина". Историческая основа произведения, его связь со "Словом о полку Игореве". Практическая работа по сопоставлению текстов "Задонщины" и "Слова о полку Игореве".

Раздел 5. Древнерусская литература конца XIV - XV века.

Тема 1: "Житие Сергия Радонежского" как агиографический памятник.

Раздел 6. Древнерусская литература конца XV - начала XVI века.

Тема 1: Семинарское занятие. "Повесть о Петре и Февронии Муромских". Внимание к личности, гимн любви, верности.

Тема 2: Семинарское занятие. "Домострой". Композиционные и жанровые особенности.

Раздел 7. Литература XVII века. Смутное время.

Тема 1: Сатирическая повесть как жанр древнерусской литературы. "Повесть о Шемякином суде".

Тема 2: Жанр бытовой повести. "Повесть о Горе-Злочастии".

Тема 3: "Житие протопопа Аввакума". Произведение агиографического жанра, построенное на основе автобиографии. Семинарское занятие: Новаторство произведения.

Раздел 8. Творческое задание.

Тема 1: Сочинение в одном из жанров древнерусской литературы.

Приложение 1, Приложение 2, Приложение 3, приложение 4.