План работы с фразеологизмами в 4-м классе

Разделы: Русский язык


 Язык есть самая живая, самая обильная и прочная связь,

соединяющая отжившие, живущие и будущие поколения народа

в одно историческое целое.

К.Д.Ушинский

Изучение фразеологизмов является неотъемлемой частью работы по культуре речи, Хочется уделить внимание этой теме по причине низкого уровня речевой культуры детей. Речь наших учеников зачастую характеризуется малой выразительностью, неуместным, неточным употреблением языковых средств.

В начальной школе соответствующая работа должна быть направлена не только на усвоение определённых фразеологизмов, но и на умение использовать их в своей речи.

Проблема усвоения фразеологизмов учащимися начальной школы на уроках родного языка не нашла ещё должного решения: не разработаны принципы отбора фразеологического материала, нет выверенного списка фразеологизмов, рекомендованных для усвоения младшими школьниками, очень мало соответствующих статей и пособий. Ознакомление младших школьников с устойчивыми сочетаниями происходит практическим путём в процессе работы над упражнениями и текстами на уроках русского языка и литературного чтения.

Поэтому я бы хотела предложить мною составленный план работы с фразеологизмами.

  1. Предложить ученикам для запоминания определенный фразеологический минимум. Фразеологизмы записаны в два столбика.( сами фразеологизмы и их значения)
  2. По ходу объяснения новых фразеологизмов учитель сам должен придумывать ситуацию на каждый фразеологизм.
  3. Ученики, поняв смысл и ситуацию, в которой можно употребить этот фразеологизм сами предлагают ситуации использования данного фразеологизма в конкретной ситуации.
  4. Предложить ученикам листы с фразеологизмами для заполнения второго столбика, столбика-значения фразеологизма.
  5. Читать предложение, из которого учащиеся выбирают и называют фразеологизм.
  6. После прохождения определенного кол-ва фразеологизмов учителем предлагается связанный текст, в котором после каждого фразеологизма пропущено некоторое место. На этот пропуск учащиеся должны вписать значение фразеологизма.
  7. Читать учителем начало фразеологизма, учащиеся говорят его продолжение.
  8. Ситуацию можно усложнить, предложив учащимся два столбика фразеологизмов. Они же должны соединить близкие ( или противоположные) по значению фразеологизмы (фразеологизмы- синонимы). Лично я добавила и те фразеологизмы, которые не давались ученикам в общем списке фразеологизмов. Они сами должны были понять смысл не пройденного фразеологизма.
  9. Провести самостоятельную работу, в которой в различной форме даны задания, с помощью которых можно выявить уровень знания фразеологизмов учащимися.
  10. Согласно этому плану предлагаю Вам материал для работы над этой темой.

1)

Фразеологический минимум.

Учени__ 4 класса _______________

Фразеологизмы

Их значения

1 Бабушкины сказки выдумки.
2 Белая ворона человек резко отличающийся от других
3 Битый час довольно долго
4 Биться как рыба об лед делать что-то безрезультатно.
5 Бить баклуши бездельничать
6 Бок о бок рядом
7 Болеть душой сильно переживать
8 Брать в руки самому начать что-то делать
9 Брать за сердце волновать
10 Брать слова обратно отказаться от сказанного
11 Браться за ум начинать серьезно заниматься каким-то делом
12 Бросить камень обвинить кого-то
13 Буря в стакане воды большое волнение по ничтожнейшему поводу.
14 В два счета быстро, мигом
15 В ежовых рукавицах В строгости
16 В поте лица усердно
17 В розовом цвете лучше чем есть на свете
18 Вверх тормашками наоборот, не так как надо
19 Ветер свистит в карманах нет у кого-то денег
20 Витать в облаках мечтать
21 водить за нос обманывать
22 Водой не разольешь очень дружно
23 Войти в историю стать известным
24 Все шишки валятся преследуют неудачи
25 Вставлять палки в колеса мешать
26 Всем миром вместе
27 Высасывать из пальца выдумывать
28 Глаза на мокром месте плакать
29 Гол как сокол беден
30 Голова на плечах умный
31 Грести лопатой быть богатым
32 Делить шкуру неубитого медведя заранее делить прибыль от несуществующего дела
33 Держать язык за зубами молчать
34 До свадьбы заживет скоро пройдет
35 Душа болит волноваться
36 Ждать у моря погоды бездействовать
37 За тридевять земель очень далеко
38 Задирать нос важничать
39 Зарубить на носу запомнить
40 Засучив рукава усердно работать
41 Зайти в тупик попасть в безвыходное положение
42 Золотые руки умелый человек
43 Из мухи делать слона преувеличивать
44 Изо дня в день каждый день
45 Как белка в колесе действовать безрезультатно
46 Как иголка в стоге сена что-то что невозможно найти
47 Как с неба свалился неожиданно возник
48 Как сквозь землю провалился исчез
49 Как снег на голову неожиданно
50 Кот в мешке что-то неизвестное
51 Как две капли очень похож
52 Львиная доля большая часть чего-либо
53 Много воды утекло много времени прошло
54 На авось понадеяться на случай
55 На вес золота очень дорогой
56 На каждом шагу везде
57 На ночь глядя вечером
58 На скорую руку быстро
59 На широкую ногу богато
60 Не в своей тарелке неуютно
61 Не верить глазам крайне удивляться
62 Не находить места волноваться
63 Ни жив, ни мертв уставший
64 Ни свет, ни заря очень рано
65 Начинать с Азов начинать с самого начала
66 Одним махом, одним духом сразу
67 От всей души искренне
68 От корки до корки ничего не пропуская
69 Положа руку на сердце правдиво
70 Правая рука помощник
71 Птица высокого полета важный человек
72 Птица низкого полета невлиятельный человек
73 Руки опускаются пропадает желание что-то делать
74 С глазу на глаз наедине
75 Седьмая вода на киселе дальний родственник
76 Сложа руки

Считать ворон

бездельничать
77 Уносить ноги убегать
78 У черта на куличках очень далеко
79 Ходить вокруг да около говорить намеками
80 Яблоку негде упасть места нет

2)

1. Мы исходили городок
Буквально вдоль и поперёк,
И так устали мы в дороге,
Что еле волочили ноги.
2. Фальшивят, путают слова,
Поют, кто в лес, кто по дрова.
Ребята слушать их не стали:
От этой песни уши вяли.

3)

Фразеологический минимум.

Учени__ 4 класса _______________

Фразеологизмы

Их значения

1 Бабушкины сказки  
2 Белая ворона  
3 Битый час  
4 Биться как рыба об лед  
5 Бить баклуши  
6 Бок о бок  
7 Болеть душой  
8 Брать в руки  
9 Брать за сердце  
10 Брать слова обратно  
11 Браться за ум  
12 Бросить камень  
13 Буря в стакане воды  
14 В два счета  
15 В ежовых рукавицах  
16 В поте лица  
17 В розовом цвете  
18 Вверх тормашками  
19 Ветер свистит в карманах  
20 Витать в облаках  
21 водить за нос  
22 Водой не разольешь  
23 Войти в историю  
24 Все шишки валятся  
25 Вставлять палки в колеса  
26 Всем миром  
27 Высасывать из пальца  
28 Глаза на мокром месте  
29 Гол как сокол  
30 Голова на плечах  
31 Грести лопатой  
32 Делить шкуру неубитого медведя  
33 Держать язык за зубами  
34 До свадьбы заживет  
35 Душа болит  
36 Ждать у моря погоды  
37 За тридевять земель  
38 Задирать нос  
39 Зарубить на носу  
40 Засучив рукава  
41 Зайти в тупик  
42 Золотые руки  
43 Из мухи делать слона  
44 Изо дня в день  
45 Как белка в колесе  
46 Как иголка в стоге сена  
47 Как с неба свалился  
48 Как сквозь землю провалился  
49 Как снег на голову  
50 Кот в мешке  
51 Как две капли  
52 Львиная доля  
53 Много воды утекло  
54 На авось  
55 На вес золота  
56 На каждом шагу  
57 На ночь глядя  
58 На скорую руку  
59 На широкую ногу  
60 Не в своей тарелке  
61 Не верить глазам  
62 Не находить места  
63 Ни жив, ни мертв  
64 Ни свет, ни заря  
65 Начинать с Азов  
66 Одним махом,

одним духом

 
67 От всей души  
68 От корки до корки  
69 Положа руку на сердце  
70 Правая рука  
71 Птица высокого полета  
72 Птица низкого полета  
73 Руки опускаются  
74 С глазу на глаз  
75 Седьмая вода на киселе  
76 Сложа руки

Считать ворон

 
77 Уносить ноги  
78 У черта на куличках  
79 Ходить вокруг да около  
80 Яблоку негде упасть  

4) Учени__ 4 класса _______________

Замените фразеологизмы подходящими выражениями.

Наташа целый день била баклуши (...............). Ее не брало за сердце (...............), что у нее по математике будет в четверти “два”. Она всегда говорила что ей никогда не понять эту математику. Битый час (...............) она сидела перед раскрытой книгой. Она смогла лишь решить пару примеров. И только она закрыть книгу, как увидела в окне одноклассницу. Она жила бок о бок (...............), в соседнем доме. Мама держала Лену в ежовых рукавицах (...............). В два счета (...............). Наташа выбежала на улицу. Она показала тетрадь подружке. Та посмотрела и сказала: “Хватит витать в облаках!(...............) Ты написала все вверх тормашкам (...............) ”. Они вместе пошли к Лене домой. Битый час (...............), в поте лица (...............) Лена объясняла Наташе правило умножения в столбик. Но так и ни разу Лена не бросила камень в Наташу (...............). После того, как Лена объяснила новую тему, Наташа в два счета (...............) решила сразу шесть примеров. После занятий Лена сказала: “Не будь белой вороной в классе (...............), это бабушкины сказки (...............) что ты никогда не сможешь понять математику”. Старайся, у тебя все получится!

5)

Брать слова………

Ветер свистит……

Вставлять палки …

Держать язык ……

Делить шкуру …….. и т.д.

6)

Душа в душу у черта на куличках
Рукой подать спустя рукава.
В поте лица как кошка с собакой

Найти фразеологизмы-синонимы, соедините их линиями

В поте лица Птица высокого полета
Сложа руки Как с неба свалился
Как снег на голову От всей души
Буря в стакане воды Считать ворон
Положа руку на сердце Как сельди в бочке
Человек с большой буквы Засучив рукава
Летит стрелой Много шума из ничего
Как огурцы в банке Мчится сломя голову

7)

А) Распредели устойчивые сочетания в колонки со значением.

бездельничать обманывать быстро

Во весь дух, валять дурака, на всех парусах, обводить вокруг пальца, сломя голову, морочить голову, бить баклуши, втирать очки, сидеть сложа руки.

Б) Найди в тексте фразеологизмы и подчеркни их.

Мой друг.

Мой друг Саша живёт в двух шагах от моего дома. Мы с ним - не разлей вода! У Саши золотые руки - он может сам смастерить скворечник и починить сломавшуюся игрушку. А наша учительница говорит, что у Саши светлая голова, ведь учится мой друг на одни пятёрки! Саша никогда не закрывает глаза на чужую беду, всей душой старается помочь в трудную минуту. Как хорошо, что у меня есть такой друг!

В) Соедини стрелкой части фразеологизма.

уносить зайти в руки
львиная лопатой ноги в тупик лица
доля опускаются в поте счета
грести руки брать В два