Разработка урока по литературе в 6-м классе по теме "Мир уцелел, потому что смеялся" (о прирорде комического)

Разделы: Литература


О, смех великое дело!
Ничего более не боится человек так, как смеха…
Боясь смеха, человек удержится от того, от чего бы не удержала его никакая сила.

Н.В.Гоголь.

Цель:

  • познакомить детей с природой комического;
  • дать представление о сатире и юморе;
  • вызвать интерес к изучению произведений;
  • продолжать обучению элементам анализа художественного текста;
  • воспитывать бережное отношение к родному языку.

Слово учителя

Друзья мои, я очень рада
Войти в приветливый ваш класс.
И для меня уже награда
Вниманье ваших умных глаз.
Я знаю: каждый в классе гений,
Но без труда талант не впрок
Скрестим же шпаги наших мнений
И вместе сочиним урок!
Мои соавторы и судьи,
Оценкой вас не накажу.
За странный слог не обессудьте,
А дальше прозой я скажу.

(Используется презентация Power Point. Приложение 2.)

Позвольте мне объявить о цели моего визита и зачитать вам официальное обращение к шестиклассникам. Но, что это? Из моего текста пропали все прилагательные, давайте их поищем? Может они закатились за парты или еще куда-нибудь? А, может быть, вы мне подскажете. (Ребята предлагают варианты различных прилагательных, которые следует записать в текст).

Я, Лобова Светлана Владимировна, красивая и умная учительница вкусной Громышевской школы прибыла в ваш умный класс с целью дать храбрый урок словесности. Я рада приветствовать небесных гостей и счастлива видеть синие лица учеников. У меня трусливое настроение, а потому незамедлительно объявляю тему урока. “Мир уцелел, потому что смеялся”.

Задайте вопросы к теме нашего урока. ( Ученики предлагают варианты: как смешно? почему? зачем?). Можем ли мы на них дать ответы сейчас? Значит, мы будем искать ответы на заданные? Какой будет задача нашего урока?

Постараться рассмеяться
Ведь смеяться не грешно.
Рассмеяться, докопаться,
Почему нам так смешно.

Слово учителя

Конечно, со смешным вы уже сталкивались в своей жизни, будь то забавный случай, чей-то рассказ, веселое кино или литературное произведение.

Мы познакомились с творчеством Древней Руси, Пушкина, Гоголя, прочтем произведения Чехова, Зощенко, Искандера (показать портреты на слайдах). Но в 6 классе вам впервые придется взглянуть на смешное глазами литературоведов, критиков. Ведь, чтобы вызвать смех, авторы используют особые приемы, которые называются художественными средствами.

Сегодняшний урок по теории литературы, но литературы особой - комической.

Работа с эпиграфом урока

Прочитаем эпиграф и подумаем:

В чем сила смеха? Как вы понимаете смысл эпиграфа? Почему люди боятся смеха? (Человек боится быть осмеянным, он старается не совершать того, что может вызвать смех. Значит человек становится лучше?) Почему смех серьезное и великое дело? От чего смех может удержать человека? От каких поступков? Помогает ли смех меняться людям?

А в чем же причины смеха? Давайте найдем их.

(В течение урока ученики заполняют карту урока.( Приложение 1.)

Анализ ситуации

Вспомните, когда я читала обращение, что вызвало ваш смех? Ожидали ли вы, что получится смешной текст? Все ли в тексте было правильным? (несоответствие, неожиданность). Поищем причины комического. (Далее учитель или подготовленный ученик разыгрывает ситуации).

(Фиксирование на доске).

Что я вижу, вижу стол.
Странно, он и пуст, и гол,
Не оборудован урок,
Это главный мне упрек.

(Кряхтя, упираясь, делая вид, что тяжело, втащить сумку. Можно попросить учеников помочь.)

А теперь, почему вы рассмеялись? (Неожиданность) (Как я ее тащила, действительно ли она была тяжелой?)

Преувеличение – гипербола, литературный прием (записываем в тетради).

Вот вам первая загадка: что внутри там - горько, сладко?
Или вовсе несъедобно? Кто ответит вам подробно?
И зачем же на урок учитель приволок мешок?
(Угадывают, что находится внутри моего огромного баула).

А, кстати, почему я употребила слово приволок, а не принес, преподнес? (нейтральное, высокопарное). Вспомните начало урока, обращение, что вызывало смех? (Слова, лексика, речь может вызывать смех).

Да все эти предметы встречались в литературных произведениях, которые вы уже прочитали. В них авторы передавали смешное с помощью перечисленных приемов. (Все, выше сказанное записано на доске или слайде).

Давайте поиграем.

“Аукцион” (выигрывает тот, кто назовет автора или произведение).

Чтоб вам больше не гадать, начинаю торговать.
Обманули печенегов, ели пищу от земли,
Разливали по корчагам в Белгороде кисели
(вручается пачка киселя)

Вот герой, воспет у многих,
К сожаленью, не в чести.
Умудрился он однажды
Месяц с неба унести.
(черт) (игрушка)

Та букашка танцевала у аглицких мастеров.
А у тульских перестала: получила 6 подков.
(блоха) (репродукция)

Эта птица золотая в сказке Пушкина она
На шпиле грозно красовалась, покой царский берегла.
(петушок) (конфеты)

Обещает за свободу старику всем услужить,
Но владычицей морскою бабку сделать не спешит.
(золотая рыбка) (книжка Пушкина)

Мы разгадывали загадки, они шли друг за другом, как назвать похожее и чередующееся? (повтор). Повтор ситуации может вызвать смех? В упомянутых произведениях события, ситуации были похожими несколько раз.

Противопоставление.

Поработать переводчиками. Список произведений, которые вы уже изучили, но он на каком-то странном языке. Попробуем правильно назвать произведения, для этого нужно к каждому слову подобрать антоним.

  • “Правша. Песнь о московском ровно смотрящем правше и о деревянной лошади”. Н.С. Лесков.
  • “День после Распятья” Н.В.Гоголь.
  • “Блошиное прозвище” А.П.Чехов.
  • “Худой и полный” А.П.Чехов.

А что лежит в основе данной шифровки, по какому принципу подобраны слова, каковы они по смыслу друг другу?

Какой можно сделать вывод? Что вызывает смех? Каковы причины комического?

Неожиданность, несоответствие, преувеличение, речь, лексика, противопоставление. (записать )

Давайте поищем эти приемы в отрывке из произведения, которое вы прочитали. Давайте поработаем критиками, литературоведами.

Закрепление.

Если у человека заболел зуб, как он поступит? А вот как поступает герой рассказа. Анализ текста. (Текст можно подготовить на карточках или использовать учебник).

А.П.Чехов “Лошадиная фамилия”.

У отставного генерал-майора Булдеева разболелись зубы. Он полоскал рот водкой, коньяком, прикладывал к больному зубу табачную копоть, опий, керосин, скипидар, мазал щеку йодом, в ушах у него была вата, смоченная в спирту, но все это или не помогало, или вызывало тошноту. Приезжал доктор. Он поковырял в зубе, прописал хину, но и это не помогло. На предложение вырвать больной зуб генерал ответил отказом. Все домашние - жена, дети, прислуга, даже поваренок Петька - предлагали каждый свое средство. Между прочим, и приказчик Булдеева Иван Евсеич пришел к нему и посоветовал полечиться заговорами.

Что необычного есть в отрывке? Пользовались бы вы такими способами? Почему?

(Лечится не у врача, а применяет всякие советы, - несоответствие, противопоставление.

Много разных способов – повтор.

Название рассказа – неожиданность и несоответствие)

Значит автор использует: (продолжите фразу…). Приемы несоответствия, повтор, в названии рассказа - неожиданность, лексика – поковырял - небрежность…

А что высмеивается в этом рассказе А.П.Чеховым? (невежество, страх, глупость).

(Для этого задания можно взять отрывки из других, ранее изученных произведений.)

Беседа.

А всегда ли смех одинаков? Можно ли смехом обидеть? Можно ли поднять настроение? А можно ли смехом исправить что–либо?

Смешное передается двумя формами: сатирой и юмором.

Работа с терминами.

Предлагается одному из учеников поработать со словарем литературоведческих терминов, или записать их на доске.

Прочитайте термины. Какой из них отражает смех веселый, а какой злой, обидный?

Обидный смех, сквозь слезы, злой.
Мы сатирой назовем.

Смех – веселенький добряк.
Юмором зовем.
Вот так!

Частушки.

(Учитель поет частушки на школьные темы):

Смех полезней человеку, чем хороший препарат,
Кто смеется над собою, лучше будет во сто крат.
Говорили, говорили, чтоб мальчишки не курили,
А наш Петя за углом подавился табаком.
Прозвенел давно звонок, и урок начался,
Шестиклассник Иванов за булочкой помчался.
Коли нечем вам заняться, к спорту надо приобщаться,
Книги умные читать, дурное все искоренять.

Почему вы не хотите быть похожими на героев моих песенок? Чего в них высмеивается, какие привычки? А чего больше в частушках юмора или сатиры?

Да, здесь высмеиваются пагубные явления, которые носят массовый характер, и от таких привычек, явлений следует избавляться. Вот смех и призван исправить.

А если люди будут больше смеяться над глупостью, невежеством, необразованностью, то (продолжите фразу)…

Чем больше будут люди смеяться, тем меньше они захотят быть в роли осмеянного.

Урок наш близится к концу, запало ль в душу вашу семя?

Узнали вы, что и к чему, или даром потеряли время. (Подвести итог урока)

  • В чем же сила смеха?
  • В чем природа смешного? Какие причины вызывают смех?
  • В чем отличие юмора от сатиры?

Смех может исправлять людей и общество, поднимать настроение.

Смех вызывают: несоответствие, преувеличение, неожиданность, повтор, речь.

Смех бывает разный. Передается сатирой и юмором.

Оцените себя, ребята. Проголосуйте карточкой. (На карточке изображение смеющегося человека и грустного)

Урока время истекло, я вам, ребята, благодарна
За то, что встретили тепло и поработали ударно.

Домашнее задание.

  1. Поработать литературоведами. Карточки. (Задания предлагаются в вариантах).
  2. Стать авторами. Сочинить сатирический рассказ или частушки.

Карточка 1.

  1. Прочитайте отрывок.
  2. Определите, что вызывает у вас смех.
  3. Подчеркните слова, которые передают смешное.
  4. Запишите в табличку.

Н. Лесков “Левша”.

Государь спросил:

- Где же ваш мелкоскоп, с которым вы могли произвести это удивление?

А левша ответил:

- Мы люди бедные и по бедности своей мелкоскопа не имеем, а у нас так глаз пристрелявши.

- Тут и другие придворные, видя, что левши дело выгорело, начали его целовать, а Платов ему сто рублей дал и говорит:

- Прости меня, братец, что я тебя за волосья отодрал.

Приемы создания комического  

 Карточка 2.

  1. Прочитайте отрывок.
  2. Определите, что вызывает у вас смех.
  3. Подчеркните слова, которые передают смешное.
  4. Запишите в табличку.

Гоголь Н.В. “Ночь перед Рождеством”.

Солоха, испугавшись сама, металась как угорелая и, позабывшись, дала знак Чубу лезть в тот самый мешок, в котором сидел уже дьяк. Бедный дьяк не смел даже изъявить кашлем и кряхтением боли, когда сел ему почти на голову тяжелый мужик и поместил свои на мерзнувшие на морозе сапоги по обеим сторонам его висков.

Приемы создания комического Примеры

 Карточка 3.

  1. Прочитайте отрывок.
  2. Определите, что вызывает у вас смех.
  3. Подчеркните слова, которые передают смешное.
  4. Запишите в табличку.

Гоголь Н.В. “Ночь перед Рождеством”.

Ткач и кум кинулись к мешку, хозяйка дома уцепилась с противной стороны, и драка возобновилась бы снова, если бы дьяк, увидевши теперь, что ему некуда скрыться, не выкарабкался из мешка.

Кумова жена, остолбенев, выпустила из рук ногу, за которую начала было тянуть дьяка из мешка.

-Вот и другой еще! - вскрикнул со страхом ткач: - черт знает как стало на свете…голова идет кругом…не колбас и не паляниц, а людей кидают в мешки!

Приемы создания комического  

 Карточка 4.

  1. Прочитайте отрывок.
  2. Определите, что вызывает у вас смех.
  3. Подчеркните слова, которые передают смешное.
  4. Запишите в табличку.

Лесков Н.С. “Левша”.

Платов ничего государю не ответил, только свой грубоватый нос в лохматую бурку спустил, а пришел в свою квартиру, велел денщику подать из погребца фляжку кавказской водки-кизлярки, дерябнул хороший стакан, на дорожный складень Богу помолился, буркой укрылся и захрапел так, что во всем доме англичанам никому спать нельзя было. Думал: утро ночи мудренее.

Приемы создания комического  

 Литература:

  1. Коровина В.Я. “Учебник-хрестоматия” “Просвещение” 2005г.
  2. Словарь-справочник по литературе для школьников. Просвещение”1992г.