Мотивирование учащихся к изучению иностранного языка через применение изобразительной наглядности

Разделы: Иностранные языки, Общепедагогические технологии


Важную роль при обучении английскому языку играет наглядность. Я использую различный раздаточный материал как для ознакомления, тренировки, так и для контроля усвоения изучаемого материала: карточки, на которых написаны буквы; знаки транскрипции; слова; слова с пропущенными буквами (одной или несколькими); контрольные задания, а также карточки с рисунками на них.

Основу процесса обучения составляют игры, которые не только повышают интерес учащихся к предмету, но и способствуют более прочному усвоению изучаемого материала, а также являются необходимой психологической разгрузкой.

Приведу примеры упражнений и некоторых игр.

  1. Для игры нужны карточки с буквами и знаками транскрипции. Показываю карточку с буквой (буквосочетанием) и прошу ребят назвать соответствующий звук. Если возможны несколько вариантов чтения, предлагаю детям вспомнить все. После ответа ученика прошу класс по-английски согласиться или исправить ошибку.
  2. Используя карточки с буквами, составляю на доске различные слова, затем добавляю или убираю ту или иную букву. Меняются правила чтения. Учащимся предлагается прочитать слова. Затем роль учителя выполняет один из учащихся.
  3. Заранее пишу буквы на карточках из плотной бумаги. В этой игре могут участвовать две команды. Каждый ученик одной из команд берет карточку. Из букв нужно составить слово. Задача другой команды — прочитать его.
  4. Ребята готовят карточки с буквами размером 4x6 см.: отдельно для строчных и прописных букв. Учащиеся раскладывают карточки в определенном порядке, заданном мною: по алфавиту; по алфавиту, начиная с любой буквы; только гласные; только согласные; по алфавиту в обратном порядке; ученикам предлагаю написать свои имя и фамилию (или любое слово), а затем карточки с буквами, из которых состоит написанное, разложить в алфавитном порядке; при работе в парах один ученик составляет слова, другой их прочитывает.
  5. Прошу ребят принести в класс различные этикетки (от игрушек, вещей, конфет, жевательных резинок и т. д.) написанные по-английски. Прочитываем их вместе с детьми, или прошу одного из учащихся сделать это.

В методике хорошо известен прием использования изобразительной наглядности для стимулирования высказываний учащихся. Я использую серию ситуативных рисунков, которые помогают нам организовать речевую практику учащихся. Каждая из предлагаемых ситуаций представлена на двух рисунках. Таким образом, наглядно предъявляется развитие сюжета.

На начальном этапе в качестве индивидуального задания ученику я предлагаю описать то, что он или она видят на картинке, а на среднем этапе — составить рассказ, с выражением личного отношения к событиям.

Для организации парной работы я использую несколько вариантов заданий.

На начальном этапе:

  • каждый ученик описывает одну из двух картинок;
  • ученики составляют диалог от имени персонажей ситуации;
  • каждый из участников готовит описание картинки, а вместе они составляют диалоги от имени персонажей.

На среднем этапе ученикам я предлагаю аналогичные задания, но вместо описания они составляют рассказ по картинкам и диалоги персонажей.

Прием использования двух картинок для определения различий между ними является одним из средств обеспечения естественной коммуникации.

Важно, что в такой ситуации ученики говорят и слушают не потому, что обязаны делать это, им интересно решать подобные речевые задачи, используя запас имеющихся знаний и навыков.

Часто я организую парную работу с картинками для всей группы. Каждая пара учеников на уроке выясняет различия в ходе беседы по своим картинкам, а затем один из учащихся делает сообщение для всей группы. А группа, глядя на картинку и слушая товарища, может судить о правильности его высказывания.

В работу с картинками вовлекаются все учащиеся группы. Практика показывает, что на таких уроках они никогда не остаются равнодушными и работают активно, с большим желанием.

Я использую наглядность не только при обучении устной речи и аудированию, как было сказано выше, но и для усвоения лексики: это различные ребусы, кроссворды, загадки, многие из которых, учащиеся составляют сами, практически к каждому уроку. Для обучения грамматике, я использую красочные самостоятельно изготовленные пособия: это и «глагол to be», и другие плакаты, которые отличаются от традиционных изданных таблиц тем, что в них представлен не сухой теоретический материал, а различные грамматические явления отражены в виде животных, сказочных человечков. Работу по такому пособию я сопровождаю грамматической сказкой собственного сочинения. Это позволяет увлечь учащихся, снять страх перед трудностями английской грамматики. Я обратила внимание на то, что в классах, где я использовала такую наглядность дети легче и быстрее усваивали материал, а спустя два три года легко вспоминали его.

При обучении фонетике я использую «Сказку о язычке» с его наглядным изображением. Рассказываю не только известные сказки, но и добавляю свои, и побуждаю детей сочинять свои собственные.

Для усвоения правил чтения использую «цветы», соответствующие различным правилам чтения, а также сказки объясняющие их.

Используя наглядность, я пришла к выводу, что это не только повышает интерес к изучаемому материалу, уроку в целом, но и позволяет подойти к процессу изучения английского языка творчески, а также повышает глубину и прочность усвоения материала. Стоит только показать учащимся 8-9 классов одно из таких наглядных пособий, как учащиеся моментально вспоминают правила и больше не допускают ошибок.