Урок литературного чтения во 2-м классе "Тема вежливости в произведениях детских писателей и поэтов"

Разделы: Начальная школа


Тип урока: комбинированный.

Использованный метод: объяснительно-иллюстративный.

Формы организации учащихся на уроке: коллективная, индивидуальная.

Методические особенности: урок-путешествие.

Цели.  Слайд № 3

  1. Научить детей употреблять различные формы приветствия, прощания, извинения, в зависимости от ситуации.
  2. Учить чтению в лицах.
  3. Развивать кругозор. Воспитывать культурных читателей.

Оборудование: таблицы речевого этикета, карточки-задания, книги Г. Остера «38 попугаев», Приложение 1.

Ход урока

I. Организационный момент.

- Сегодня на уроке мы отправляемся в путешествие в город Вежливости. Вы все знаете вежливые слова. Давайте вспомним их. Слайд № 4.

Соревнование между рядами. Самые активные учащиеся получают фишку, количество которых определит знатоков вежливых слов.

II. Проверка домашнего задания в игровой форме.

  1. В первом домике этого города живут слова, которые мы употребляем при приветствии и прощании. Какие это слова?
    До свидания. Всего хорошего. Здравствуйте. Добрый день. Доброе утро.
    Дети читают стихи наизусть, в которых звучат слова приветствия и прощания.
  2. Во втором доме живут слова, которые люди употребляют при обращении с просьбой. Какие это слова?
    Пожалуйста. Будьте добры. Будьте любезны.
    Дети читают стихи наизусть.
  3. В третьем доме живут слова, которые люди употребляют тогда, когда им необходимо помириться. Какие это слова?
    Простите, пожалуйста. Извините, пожалуйста.
    Дети читают наизусть стихи о вежливости.
  4. Вежливые люди употребляют все эти слова. Какие ещё стихи или рассказы о вежливости вы подготовили к уроку. Слайд № 5.

III. Физ. минутка. Слайд № 6.

Недавно мы с вами читали о мальчике, который шалил и попадал в неприятные истории. О ком я говорю? (О Буратино). Сейчас он ходит в школу, хорошо учится, и запомнил много вежливых слов.

Буратино каждый день
Делает зарядку.
Очень нравится ему
Делать по порядку:
Весело шагать,
Руки поднимать,
Приседать и вставать,
Прыгать и скакать.
А теперь он потянулся,
Раз нагнулся, два нагнулся.
– Здравствуй! – Солнышку сказал
И рукою помахал.
– Здравствуй, солнце!
– Здравствуй, день!
– Прогони скорее лень!
– Вот ещё раз потянусь
И за чтение примусь!

IV. Буратино побежал в школу. Слайд № 7.

Ученики этой школы подготовили задание. Я надеюсь, что вы успешно справитесь с ними.[1]

Карточка №1. Слайд № 8.

На переменке мальчишки бегали по коридору. Игорь быстрее всех. Он налетел на учительницу, чуть не сбив её с ног. Анна Васильевна остановила Игоря и снова спросила:

– Что нужно сказать?

– Здрасьте! – ответил Игорь.

И все засмеялись. Почему засмеялись дети?

Карточка №2. Слайд № 9.

Как-то раз, когда Маша была маленькой, папа угостил её яблоком. Яблоко было большое и красивое. Маша откусила кусочек, потом протянула яблоко папе и сказала:

- Папа, съешь сам это яблоко, оно внутри гнилое!

- Как тебе не стыдно?! Так говорят только невежливые люди! – сказал папа.

Тогда Маша подумала и сказала:

- Папа, пожалуйста, съешь сам это яблоко, оно внутри гнилое.

Карточка №3. Слайд № 10.

Мише в день рождения гости подарили две одинаковые машинки. Что ты посоветуешь мальчику:

  1. Поблагодарить за подарки.
  2. Сказать, что две одинаковые машинки ему не нужны.

Дети читают карточки-задания и отвечают на вопросы.

V. В городе Вежливости, как и в любом городе, есть свой театр.   Слайд № 11.

Сегодня мы примем участие в спектакле «Бабушка Удава» по книге Г.Остера «38 попугаев» Слайд № 12.

Чтение в лицах главы «Бабушка Удава». Обсуждение прочитанной главы.

VI. В каком городе нет библиотек? Слайд № 13.

 Есть она и в этом городе.  Здесь можно прочитать в книгах о том, какие правила вежливости существуют в других странах, у разных народов. Заглянем на страницы книги, рассказывающей об этом. Слайд № 14.

Чтение учителем статьи о вежливости в разных странах.

VII. Итоги урока. Слайд № 15.

Какой ряд заработал больше фишек?

Наше путешествие подошло к концу. Вы узнали много интересного. Мне будет приятно услышать слова вежливости в вашей речи.

VIII. Домашнее задание.

Литература: Речевые секреты. Книга для учителей начальных классов под редакцией  Т. А. Ладыженской  М., «Просвещение», 1992, с. 36-41.