Программа психологического сопровождения работы педагогического коллектива "Развитие субъектности педагога"

Разделы: Школьная психологическая служба


Пояснительная записка

Психологическая работа – часть общего педагогического, образовательного процесса в школе. Она становится действительно значимой и эффективной, если опосредуется соответствующей педагогической практикой. Мы думаем, что идеология сопровождения как никакая другая позволяет объединить усилия педагога и психолога, поскольку сопровождение это не только и не столько метод работы школьного психолога. Это – цель и способ организации всего педагогического процесса в школе. При этом, в реальной образовательной практике внимание психологов преимущественно сосредоточено на детях. Ощущается недостаточность программ работы психолога с педагогами, с родителями.

 При этом, в условиях модернизации образования, его ориентации на инновационность, психологическая помощь учителю – это помощь в профессиональном и личностном самосовершенствовании, развитии.

Чтобы изменилась система, необходимо, чтобы сначала изменились убеждения, лежащие в ее основе. Чтобы произошли изменения в образовании, необходимы изменения в сознании педагогов – носителей прежних убеждений. Таким образом, появление данной образовательной программы в условиях нашей прогимназии, связано, во-первых, с одной из неоспоримых истин: «Кадры решают все».

 Во-вторых, для овладения проектным способом мышления необходима определенная развивающая среда для всех участников образовательного процесса. С учетом возраста детей, посещающих наше ОУ, мы осознаем, что условия жизни, в которых развивается Ребенок, целиком зависят от Взрослого. Поэтому в задачу Взрослого входит не только создание контекста, окружения, который ведет к формированию потребности в становлении новой культурной нормы, но и сам он для ребенка является носителем этой культурной нормы.

 В-третьих, внедрение новой системы оплаты труда педагогов в налаженную школьную жизнь может стать серьезным стрессом, если это делать без переходного алгоритма, без психологической подготовки к этим изменениям.

 В-четвертых, программа напрвлена на профилактику педагогических профдеформаций.

Поэтому данная программа – одна из базовых программ нашего ОУ.

Ее цель – развитие рефлексивного самосознания, необходимого для работы и педагогов в инновационном режиме.

Задачи:

  • личностное развитие педагога: изменение неэффективных убеждений, рефлексия, диалогичность;
  • улучшение психоэмоционального климата коллектива;
  • создание команды, объединенной общей целью деятельности.

Данная программа является обобщающей и состоит из нескольких программ по психологии общения, обучения, психологии личности и освоения методов активного обучения.

Особенностью программы является использова­ние личностных ресурсов обучаемых, в результате чего происходит формирование, дополнение и уточнение картины мира обучаемых.

Программа создана с учетом направленной работы учителя и пси­холога, атак же администрации школы. Количество часов для проработки отдельных тем может варьироваться в зависимости от целей и задач курсов. Программа также может дополняться другими необходимыми темами или разделами.

Программа включает в себя теоретическую и практичес­кую части. Каждая из этих частей может быть сокращена или до­полнена другими необходимыми темами или разделами в зависимости от целей и задач курсов. Они могут быть использованы по одной или в различных сочетаниях в зависимости от целей курсов. Пред­почтение при выполнении этой программы отдается активным методам обучения (деловые, обучающие, психотехнические игры, дисскусия, тренинги и пр.) и консультированию, как наиболее эффективным в формиро­вании психологической компетентности педагога и администрации школы.

Проблематика и обоснование образовательной программы

Необходимость разработки подобной программы связана с тем, что каждая профессия несет в себе систему определенных требований, под которые вынуждена подстраиваться человеческая психика. И эта «подстройка» – не просто сиюминутная реакция на внешние требования, а структурные изменения в личностной сфере, определяющие дальнейшее развитие психики взрослого человека. Такие изменения в совокупности можно назвать своеобразным синдромом профессионального развития. Для учителя – это привычка постоянного целеполагания для других, желание оценивать, контролировать, отвержение ценностей свободы. Все это негативно сказывается в личной жизни, в отношениях с близкими людьми. Это, в частности, позволяет объяснить бытующее мнение что учитель, как правило, не умеет воспитывать собственных детей.

Если учитель хочет продлить свой профессиональный путь, он должен всеми доступными средствами расширять сферу своей деятельности, не сводя ее к незыблемым профессиональным ценностям в виде уроков и отметок. Кружки, турпоходы, экскурсии, театр – с детьми или без детей – и даже политическая деятельность. Чем больше различается меж собой «житейское» и «рабочее» состояние специалиста, его обычная жизнь и организация профессиональной деятельности, тем более длинный профессиональный путь он сумеет пройти.

Учет специфики педагогического коллектива

Важной особенностью педколлективов является то обстоя­тельство, что 80% школьных педагогов – женщины. Данные исследования отражает неблагополучие социально-психологического само­чувствия женщин-педагогов: 27% женщин незамужем (ср. возраст женщины 35-40 лет, педстаж свыше 10 лет). Жизненный уровень учительниц, как правило, невысок: мало и среднеобеспеченные. 35% учительских се­мей перебиваются от зарплаты до зарплаты, еще 20% используют по­мощь родителей; 80% учителей постоянно испытывают финансовые проблемы. Треть педагогов страдают хроническими заболеваниями, почти половина часто болеет. 85% учительниц испытывают нервные срывы; 83% педагогов-женщин не имеют возможности следить за своей внешностью; 70% не понимают или не хотят понимать своих учеников. 90%педагогов недовольны своей работой, признаваясь, что могли бы работать лучше.

 Отсюда следует еще одна сложность, которую необходимо учитывать при работе с педагогами: высокая личностная тревожность педагогов, в силу которой склонны гиперболизировать, драматизировать события или впадать в глухую психологическую защиту, не принимая или полностью отрицая собственные трудности. Педагоги очень остро реагируют на оценку их личностных особенностей. Педагог привык оценивать других. Ему очень трудно согласиться с выводом о том, что неблагоприятное развитие педагогической ситуации предопределено его собственными слабостями и недостатками.

Поэтому стратегия работы с педколлективом включает себя работу со всеми уровнями личности. Кроме того, необходим учет динамики развития коллектива.

Так как программа связана с изменением убеждений, то основная стратегия – «пройтись» по всем основным параметрам схемы формирования убеждений и представлений о себе.

Стратегия реализации программы

Модель изменения убеждений: формирование / конструирование реальности на основе сформировавшихся убеждений.

Способы работы с убеждениями:

  1. Выявление ценностей, убеждений, сформированных вокруг ценностей, ограничивающих убеждений, способов их изменения.
  2. Выявление позитивных поддерживающих убеждений; встраивание новых убеждений. Новые убеждения как мотивация выхода на широкий социокультурный контекст.

Формы обучения:

Схема.

Содержание программы

РАЗДЕЛ 1. Психология общения

Тема: 1.1. Процессы общения.

Процесс общения как передача информации (коммуникативная сто­рона), как взаимодействие (интерактивная сторона) и (перцептивная сторона) как восприятие. Общение, как жизненная необходимость. Психологические "поглаживания". Деятельность как процесс взаимодействия. Ритуальные, полуритуальные способы общения. Игры. Человеческая близость как удовлетворение сенсорного и структурного голода, потребность в признании. Трансактный анализ. Состояние "Я" – родитель, взрослый, ребенок. Дополнительные трансакции, пресекающиеся скрытые трансакции.

Тема: 1.2. Вербальное, невербальное общение.

Информированность вербальной и невербальной коммуникации. Знаковая система невербальной коммуникации. Невербальная коммуникация как отражение мыслительных стратегий. Когрэнтность вербального и не­вербального сообщения.

Тема: 1.3. Язык общения. Метамодели языка. Сила языка.

Язык как отражения мыслительных особенностей человека. Метамодели языка. Их применение для уточнения, дополнения картины мира

Тема: 1.4. Раппорт. Установление раппорта.

Важность раппорта. Отзеркаливание. Присоединение – создание сознательного и бессознательного раппорта. Сбор информации.

Тема: 1.5. Конфликты. Виды конфликтов.

Сигналы конфликтов: кризис, направление, недоразумение, игра-диент, дискомфорт. Виды конфликтов: внешние конфликты: учитель-ученик, учитель-учитель, учитель-администрация, учитель-родители. Внут­ренние конфликты. Возможные выходы из конфликта: уход, подавление, выиграть/проиграть, компромисс, выигрывает каждый. Методы решения конфликтов.

РАЗДЕЛ 2. Психология обучения

Тема: 2.1. Культура образования.

Уникальность культуры образования, наличие субкультур в процессе обучения и невербальной коммуникации. Дифференциация уровней школы. Ученики начальной школы. Ученики средней школы. Ученики старших классов. Ученики и учителя подростковых классов. Учителя старших классов. Конвейер и коридор.

Тема: 2.2. Новый взгляд на стили обучения. Принципы. Стратегия обуче­ния.

Деление детей по визуальности, аудиальности. кинестетическим способностям. Дети, испытывающие трудности обучения. Принципы нейролингвистического программирования (НЛП) в дисциплинировании и обучении. Взаимосвязь нервной системы, организма и психики человека. Ощущения физиологические, социальные, культурные и индивидуальные. Генерализация и искажения в индивидуальной картине мира. Объяснение как модель. Кодировка опыта в нервной системе. Определение положительных интенций (целей). Выбор лучшего способа из имеющихся в распоряжении в ситуации достижения цели. Неограниченность возможностей Вселенной. Стратегия обучения. Бессоз­нательная некомпетентность. Сознательная некомпетентность. Созна­тельная компетентность. Бессознательная компетентность.

Тема: 2.3. Модальности. Их определение.

Визуальная, аудиальная, кинестетическая. Внешние индикаторы: глазодвигательные реакции, слова-предикаты, высота голоса, темп речи, дыхание. Поведенческие индикаторы. Определение ведущей модальности обучаемых. Стили обучения. Визуальный, кинестетический, аудиальный учитель.

Тема: 2.4. Гимисферология. Полушарная модель.

Области сознания: левое полушарие, правое полушарие. Навыки, связанные с полушарной специализацией. Корреляция междуполушарной моделью и НЛП. Чтение. Математика. Тесты. Выявление левопишущих и правопишущих учеников.

Тема: 2.5. Коммуникация.

Сейчас доступное и сейчас недоступная информация. Разделение культурных и индивидуальных признаков. Стратегия извлечения последовательности модальностей. Дети риска. Вербальный и невербальный paппорт с трудноуправляемыми учениками. Позитивные подкрепления. Невербальная коммуникация в дисциплинировании. Использование жестов для символизации содержания. Использование кинестетических предикатов.

Тема: 2. 6.Многопозиционное описание. Ассоциация, диссоциация, эмпатия.

Ассоциация и диссоциация. Природа хронического педагогического стресса. Два состояния управления стрессом. Метод ассоциации. Эффективное дисциплинирование и диссоциации. Переход от диссоциации к ассоциации. Диссо­циация дома. Эмпатия. Многопозиционное описание.

Тема: 2. 7. Мотивация к обучению.

Катастрофическое мотивирование. Внутренний диктатор. Ориентированность на процесс. Гигантская цель. Выявление стиля мотивации. Опора на ситуацию. Позитивная мотивация. Голос сотрудничества. Ориентация на результат или процесс. Дробление цели до разумных пределов. Стратегия мотивации на действие.

РАЗДЕЛ 3 Педагогическая деятельность как управление

Тема: 4.1 Педагог как «управленец» процессом и результатом .

Восприятие управления как навыка , а не как должности и не ответственного поста. Лидеры и исполнители. Ориентация на большую цель. Профессионализм, смелость и решительность, самоконтроль, чувство справедливости, четкость решения, ясность планов, представленность их в сенсорном опыте, готовность работать больше, чем требует от подчиненных, привлекательность личности, сочувствие, понимание, совершенное владение предметом и ситуацией, готовность взять ответственность на себя. Сотрудничество.

Принятие решений. Использование принципа "мозгового центра". Определение выгод, которые может получить каждый участник "мозгового центра". Создание четкого, реалистичного стилизирующего плана. Планирование времени "год, месяц, неделя, день", анализ и принятие управленческих решений.

Тема: 4. 2. Специальные знания.

Мотивация на самообучение. Собственный опыт и образование, знания и опыт, полученные в результате кооперации с другими людьми, альянс умов. Систематизация знаний с соответствии с планом или целью. Постоянный интерес к специальной литературе. Уме­ние превратить теоретические знания в практические.

 Программа апробирована в разных ОУ в течение 7 лет и доказала свой развивающий эффект.