Модульное изучение школьного курса математики

Разделы: Математика


Модульно-рейтинговая система складывается из двух взаимосвязанных и дополняющих одна другую частей: модульной и рейтинговой, которые могут функционировать и по отдельности, но с меньшей эффективностью.

Суть модульной системы состоит в следующем. Преподаваемый учебный предмет  делится на крупные блоки (модули), по завершении которых ученик  сдает промежуточные (модульные) контрольные работы или  зачеты. Изучение курса идет поэтапно, по выделен-ным модулям с учетом степени и скорости обучаемости школьника.

Суть рейтинговой системы состоит в следующем. Качество и количество самостоя-тельной работы учеников оценивается в условных баллах. Каждому выполненному виду работы соответствует  подробный «прейскурант» баллов. Для стимулирования учащегося  рейтинг должен быть активным показателем, заставляющим стремиться к его увеличению.

Система реализуется на основе модульного построения учебного материала, опреде-лении образовательного стандарта по данной теме, а также уровней возможных достиже-ний. Каждый модуль включает ряд тем (подмодулей), связанных между собой смысловым содержанием. Модуль содержит программу действия, необходимую информацию и мето-дическое руководство по достижению целей. Выполнение заданий предыдущего модуля дает исходные данные для последующих. Сумма баллов распределяется между модулями в зависимости от их значимости, а затем между элементами модуля. Общее количество бал-лов по теме определяется в зависимости от отведенного на ее изучение времени, а также значимости данной темы по сравнению с другими. Установлены жесткие сроки выполнения заданий, за нарушение которых ученик получает штрафные баллы. После проверки задач данного модуля выставляется оценка (определенное число баллов), которую ученик защи-щает в любое удобное для него время. При защите ученик доказывает, что работа выполне-на самостоятельно и данная тема усвоена. После защиты выставляется окончательная оцен-ка за данный модуль (она может быть ниже первоначальной).

Для того чтобы осуществлять предложенную систему оценки  необходимо: опреде-лить блоки тем (модули) изучаемого курса, выделить при этом все виды учебной работы; иметь наборы контрольных и индивидуальных заданий по каждой теме; определить содер-жание индивидуальных заданий; определить содержание творческих заданий; составить вопросы к зачету, если проведение такого предполагается, сформулировать требования к знаниям, умениям и навыкам учащихся по данной теме в начале ее изучения; сообщить правила соотнесения результатов учебной работы учащихся с их рейтингом; разработать методические указания для учащихся по изучению данной темы курса, разработать компь-ютерную интерпретацию результатов рейтинговой системы оценки.

Весь курс алгебры и начал анализа, изучаемый в 10 математическом классе, автором был разбит на шесть модулей (тем).

Модуль Сумма баллов
1 Тематическое повторение 282
2 Тригонометрия 302
3 Показательная и логарифмическая функции 132
4 Производная и ее приложения 181
5 Первообразная. Интеграл 110
6 Обобщающее повторение 30
Экзамен (письменный) 20
ВСЕГО 1057 баллов

Модуль разбит на несколько подмодулей, за каждый можно получить определенное, заранее известное число баллов.

В качестве примера рассмотрим тему «Тригонометрия».

В модуле "Тригонометрия" пять подмодулей с максимальной суммой баллов -302. Теку-щий контроль по каждой подтеме предполагает выполнение индивидуального задания и тестирование.


Вариант модуля по теме «Решение тригонометрических неравенств» был представлен автором в публикации фестиваля «Открытый урок» 2008года.

В данной статье автор предлагает вариант модуля с контрольным заданием по теме «Тригонометрические уравнения».

Модуль №8.

Тема: "Решение тригонометрических уравнений".

Входные понятия:

Градусная и радианная мера углов; тригонометрический круг; тригонометрические функции числового аргумента (определение, значение функций основных углов, четность, знакопостоянство, периодичность); формулы приведения, формулы  тождественных преоб-разований; определение и свойства обратных тригонометрических функций.

Методические указания:

Виды уравнений и способы их решения.

1)Простейшие тригонометрические уравнения 

      

Пример 1.

Решить уравнение .

Применяя формулу  получаем  откуда


 

2)Уравнение квадратное относительно одной функции  Решаем путем замены .  

Пример 2.

Решить уравнение  Применяя формулу   получаем  (не удовлетворяет условию ), , откуда   

3)Уравнение однородное первой степени  

Путем деления на  получаем простейшее уравнение  

Пример 3.

Решить уравнение  


4)Уравнение однородное второй степени       

Путем  деления на  (убеждаемся подстановкой  в исходное уравнение, что потери корней не происходит) получаем уравнение квадратное относительно 

Пример 4.

Решить уравнение  

Применяя формулу   получаем   откуда  и  

5)Неоднородное уравнение второй степени 

Путем умножения правой части уравнения на   получаем однородное уравнение второй степени.

Пример 5

Решить уравнение  



 или .

6)Неоднородное уравнение первой степени. Уравнение имеет решение при условии

(1)

1 способ (введение вспомогательного угла) основан на равенстве

(2)
(1) откуда (3)

С учетом (1), (2) и (3)  получаем



Преимущество данного способа – компактность решения. Однако введение вспомогатель-ного угла зачастую осложняет отбор корней на промежутке. В таком случае более целесообразно применить второй способ, позволяющий перейти к неоднородному уравнению второй степени путем применения формул  после чего применить способ, рассмотренный под номером 5.

Пример 6.

Решить уравнение  

Проверим выполнение условия (1):  условие выполняется, следовательно, данное уравнение имеет решение. Решим его двумя способами.

1 способ: 


  
где   
Получаем   

2 способ:  








Индивидуальное задание

(20 баллов)

Вариант –1

 

Вариант –2