Интегрированный подход к работе по методу проектов

Разделы: Работа с дошкольниками


В наш век, когда мир находится на грани экологической катастрофы, стала жизненной необходимостью проблема экологизации материальной и духовной деятельности человека. Необходимость формирования у ребёнка осознанно-правильного отношения к природе обусловлено реалиями сегодняшнего дня.

О возможности формирования элементов экологической культуры у детей старшего дошкольного возраста говорят различные психолого-педагогические исследования (Н.Н.Подъякова, О.М.Дьяченко, С.Н.Николаева и др.).

Обобщая многолетний опыт работы, мы пришли к выводу: для того, чтобы ребёнок почувствовал себя частью окружающего мира, научился сосуществовать с ним, оценивать себя и окружающих в нём, целесообразно использовать метод проектов.

В основе нашей работы по методу проектов лежит концепция Л.А.Венгера о развитии познавательных способностей в дошкольном детстве через овладение сенсорными эталонами, наглядно-образными и знаковыми моделями. Это позволяет задействовать все познавательные процессы ребёнка: ощущение, восприятие, внимание, память, воображение, мышление, речь. Идеям Л.А.Венгера созвучна теория развивающего обучения Д.Б.Эльконина – В.В.Давыдова, которая успешно осваивается в начальном звене ряда школ г. Калининграда. Необходимо напомнить, что целью развивающего обучения является воспитание творческой личности, имеющей потребность и способной самоизменяться посредством обучения, т. е. хотеть и уметь учиться.

Интегрированный подход в проектной работе позволяет педагогу формировать у ребёнка этические, нравственные ценности посредством конкретных экологических знаний и умений, успешно поддерживать высокий уровень мотивации в деятельности у воспитанников, что в конечном итоге и приводит к поставленным педагогическим целям.

С помощью интегрированного подхода ребёнок приобретает не только конкретные знания о предметах и явлениях, кроме того, у него формируется целостная картина мира. Формируются способности, представления, достигается эмоциональное благополучие; благодаря совместной работе над проектом, над одной темой, развивается сотрудничество:

  • в детском коллективе,
  • между детьми и взрослыми (педагогами, родителями),
  • среди коллег, сотрудников.

Благодаря интегрированному подходу решаются задачи:

  1. Развитие творчества, мышления, воображения, внимания.
  2. Воспитание эстетических и патриотических чувств через общение с природой.
  3. Установление взаимопонимания и взаимоуважения между педагогом и детьми; укрепление дружеских взаимоотношений в детском коллективе.
  4. Формирование у дошкольников гуманного отношения к природе; понимание взаимосвязей в природе.
  5. Привлечение детей к посильному для них уходу за растениями и животными.
  6. Формирование динамических представлений о природе.

Пути реализации интегрированного подхода в работе по методу проектов.

Реализация метода проектов осуществляется через поисковую деятельность, наблюдения, игры и труд.

Достижение поставленной цели возможно при использовании приёмов и методов, способствующих мыслительной активности, ведущей ребёнка от анализа к обобщению, от сравнения к классификации; развивающих у дошкольников любознательность и наблюдательность, формирующих обобщенные представления о явлениях, подводящих к установлению связей между ними. Необходимо развивать представление о познаваемости явлений природы, даже недоступных непосредственному наблюдению.

Учитывая характерные для старшего дошкольного возраста детей наглядно-образную и наглядно-действенную формы мышления, подобраны и методы развития познавательных способностей. (Подробно о методах, приёмах и форме организации детей, используемых в работе, изложено в Приложении 1 – Технологической карте).

Считаем важным отметить, что в предложенном подходе особое внимание уделяется таким методам, как наблюдение и эксперимент.

Наблюдениям придаётся активный характер; как метод – используется повсеместно, будь то целенаправленное наблюдение, или как элемент занятия, прогулки, экскурсии, ухода за животными, работы в уголке природы и т. д.

Развитию наглядно-образного мышления помогает демонстрация опытов и постановка экспериментов, что неизменно вызывает повышенный интерес у детей и обретение новых знаний об окружающем мире. Чтобы ярче вырисовался образ наблюдаемого объекта или явления, ставим вопросы в логической последовательности, помогая детям понять причинно-следственные связи, формируя выводы, делая обобщения. Итогом такой работы должен стать перенос обретённых знаний в новую ситуацию, что соответствует концепции развивающего обучения.

Всесторонний подход к проектной деятельности обуславливается

тесной связью занятий познавательного и художественного циклов, изобразительной деятельностью, музыкально-театральным творчеством и т.д., а, следовательно, органично вписывается в общую воспитательную канву детского сада.

Необходимо использовать игры, с помощью которых формируется умение выделять существенные признаки предметов и явлений; игры на развитие умения сопоставлять и делать умозаключения, на развитие внимания, сообразительности, на умение обобщать и классифицировать. (Важной особенностью словесно-дидактических игр является возможность развивать речь ребёнка, пополнять словарный запас).

Воспитание эстетических чувств предполагает формирование у детей осознания ценности объектов природы. Задача воспитателя – донести мысль, что всё живое имеет право на существование, что здоровый организм красив, им можно любоваться, восхищаться. Этому посвящён проект по изучению объекта природы – лягушки “Чудеса в природе” (Приложение 2).

Кроме того, общение с природой даёт ребёнку не только ценные знания, но и воспитывает любовь к Родине. В процессе работы по проекту “Народная игрушка – Матрёшка” дошкольникам стал ближе не только промысел - изготовление предметов из дерева, но и история страны. Дети смогли освоить рисование растительных орнаментов и даже некоторых классических художественных элементов.

Формируя гуманное отношение к природе, опираемся на эмоциональную отзывчивость и впечатлительность детей, культивируем готовность проявлять заботу не только о животных и растениях ближайшего окружения, но и вообще ко всему живому.

Активная позиция у ребёнка формируется тогда, когда взрослый личным примером демонстрирует воспитанникам правильное отношение к природе, даёт оценку действиям других людей по отношению к окружающей среде. Педагоги подводят старших дошкольников к пониманию того, что каждый из нас и все мы вместе в ответе за свой дом – Землю и должны сохранять и преумножать её красоту. Ростки гражданской ответственности в душах мальчиков и девочек взрастали по мере осуществления проектов “Растём вместе” (Приложение 3) и “Красота своими руками” (Приложение 4).

Разрабатывая проект, педагог формирует у дошкольников:

  • представление о растениях, животных и человеке как уникальных живых существах, об их потребностях;
  • понимание взаимосвязей между живыми существами и их средой обитания;
  • понятия о естественной среде и об искусственной среде;
  • осознание того, что всё живое находится в биологическом равновесии;
  • представление о здоровье как ценности.

Таким образом, целью нашей деятельности является создание модели развивающего пространства.

Помним о том, что главная задача дошкольного учреждения – помочь ребёнку самореализоваться. При этом важно сохранить ему здоровье, воспитать его доброжелательным, умным, любознательным; обеспечить каждому атмосферу психологического комфорта, уважая его свободу и достоинство. Ещё И.Кант говорил: “Предметы, которым обучают детей, должны соответствовать их возрасту, иначе является опасность, что в них разовьётся умничанье, модничанье, тщеславие”. Внимательно следим, чтобы не допустить перегрузки.

Учитывая разные интересы, наклонности, способности, психофизиологические особенности детей осуществляем дифференцированный подход к детям, что позволяет каждому ребёнку проявить себя с хорошей стороны. Это обеспечивает индивидуализацию обучения и воспитания.

Помимо работы над основной проблемой – темой проекта - решаем следующие задачи: воспитание самостоятельности, активности, коллективизма; уважение чужого мнения и свободы, развитие творческой “жилки”, пытливости и любознательности.

Принципы, используемые в работе по проекту:

  • принцип доступности; его практическая реализация вытекает из того, что материал и дидактические игры подбираются согласно достигнутого уровня;
  • принцип индивидуальной направленности;
  • принцип личной направленности;
  • принцип самостоятельной деятельности;
  • принцип наглядности;
  • принцип моделирования, позволяющий активнее влиять на процесс усвоения материала за счет создания новой предметной “реальности”, в которой ребёнок является активной стороной действия;
  • принцип связи теории с практикой;
  • принцип прочности; так как память человека имеет избирательный характер, то чем интереснее и разнообразнее материал, тем прочнее он закрепляется и дольше сохраняется, а моделирование способствует лучшему закреплению знаний, умений и навыков;
  • принцип мотивации основывается на поддержании у детей интереса к изучаемому предмету;
  • принцип проблемности. Находясь в новой ситуации, ребёнок осуществляет самостоятельную поисковую деятельность, активно развивая при этом свою интеллектуальную, мотивационную, волевую, эмоциональную и другие сферы.

Исходя из вышеизложенных принципов, работа по проекту осуществляется на специально организованных обучающих занятиях, с подгруппами (по 8-10 чел.), мини подгруппами (по 4-5 чел.), а также в блоке сотворчества (II половина дня), в самостоятельной игровой и исследовательской деятельности детей.

Работа над проектом не возможна без сотрудничества: совокупности устойчивых способов взаимодействия педагога и ребёнка, в основе которых лежит принцип взаимного уважения друг друга, взаимной зависимости и ответственности в осознании цели коллективной деятельности. Главная суть сотрудничества в том, что педагог не ведёт за собой, а помогает ребёнку определить очередную цель и пути к ней. Роль ребёнка состоит не столько в точном исполнении указаний, а в более полной реализации создаваемых воспитателем предпосылок для осуществления поиска. Предварительно создаётся проблемная ситуация.

Таким образом, мы добиваемся порождения познавательного мотива в деятельности старших дошкольников.

Качество работы по проекту, по нашему мнению, напрямую зависит от усвоения системы знаний, которое может быть представлено следующей схемой иерархических связей между категориями, которые мы начинаем формировать у детей старшего дошкольного возраста:

Конкретное рассмотрение некоторого объекта обеспечивает такая взаимосвязь:

Процесс усвоения материала можно обеспечить, если следовать такой технологии:

В результате старшие дошкольники начинают понимать, что объекты и явления природы тесно взаимосвязаны в единое целое, а окружающий мир находится в динамике, постоянно изменяется.

Материальное воплощение результатов интегрированного подхода нашло своё место в развивающей среде ДОУ.

1. По проекту “Превращения в природе (бабочка)”:

- проведение конкурса рисунков,
- оформление выставки поделок из различного материала “Ожившие цветы”,
- составление сборника детских рассказов и сказок о бабочках.

2. По проекту “Растём вместе”:

- оформление коллекции растений,
- выращены “живые подарки” для школы, для родителей,
- оформлены наглядные пособия по теме “Влияние факторов живой и неживой природы на рост и развитие растений”.

3. По проекту “Чудеса в природе (Лягушка)”:

- демонстрация выставки детских работ в стиле “оригами”,
- создание экспозиции “Царевна – Лягушка”.

4. По проекту “Народная игрушка – Матрёшка” (экология + фольклор):

- изготовление “фамильных” матрёшек,
- создание мини – музея Матрёшки,
- проведение праздника народной игрушки.

5. По проекту “Красота своими руками”:

- оформление цветника (благоустройство территории ДОУ),
- приобретение детьми практических агротехнических навыков,

6. По проекту “Хлеб – всему голова”:

- создание коллекции “весёлых человечков” с растительными причёсками,
- оформление фото-альбома наблюдений за прорастанием семян,
- проведение комплексного занятия “Мы печём печенье”,
- сочинение сценария и проведение праздника “Хлеб – всему голова!”.

Итак, по нашему мнению, интегрированный подход к методу проектов – такая организационная форма работы, которую можно рассматривать, как совместную учебно-познавательную, исследовательскую, творческую и игровую деятельность детей-партнёров, имеющую общую цель, согласованные методы, способы деятельности, направленную на достижение общего результата по решению какой – либо проблемы, значимой для участников проекта.