Обобщающий урок по теме "Координатная плоскость"

Разделы: Математика


Тип урока: обобщающее повторение.

Цели:

Образовательные: создать условия для:

  1. Итогового обобщения и систематизации  изученного по теме.
  2. Организации усвоения знаний в системе, закрепления и применения обобщенных знаний и приемов УД.
  3. Ликвидации возможно возникших пробелов в знаниях, умениях и навыках;

Воспитательные:

  1. Продолжить работу над связкой, разговорной речью, правильным формированием выводов и итогов урока.

Развивающие:

  1. Дальнейшее развитие УСМД: анализа, обобщения, конкретизации и рефлексии.
  2. Дальнейшее развитие умения строить коммуникативные отношения с использованием различных форм и норм коммуникации.

Оборудование:

  1. Индивидуальный раздаточный материал для учащихся.                             
  2. Компьютер.
  3. Мультимедиа установка.
  4. Экран.
  5. Презентация «Координатная плоскость» (Приложение 1)
  6. Буклет «Координатная плоскость» (Приложение 2).

Карточка 2.

(3;-3)

(4;2)

(-4:3)

(-2;1)

(-6; 0)

(0; -4)

(1;3)

(-4;4)

(2;0)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Карточка 3.

Карточка 4.

Время

Этапы урока.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

    

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

  

 

 

   

 

 

 

 

 

 

  

 

 

 

  

 

 

   



  





 

   

 

 

 

 

 

 

1. Самоопределение к деятельности. 

Цели этапа: включение учащихся в учебную деятельность, определение содержательных рамок  урока.

Организация учебного процесса на этапе 1:

- Здравствуйте ребята. Какой темой мы занимались на предыдущих уроках. (Координатная плоскость). (СЛАЙД 1).  Я предлагаю начать наш урок с оценки своих знаний  по теме: «Координатная плоскость». Поставьте в листах оценки (карточка 1) себе  отметку над чертой. Критерии отметок вы видите на экране (СЛАЙД 2).

Наш урок пройдет под девизом: «МАЛО ИМЕТЬ ХОРОШИЙ УМ, ГЛАВНОЕ – ХОРОШО ЕГО ПРИМЕНЯТЬ». А вот кто сказал эти замечательные слова вы узнаете в конце урока. Итак, в добрый час!

2. Актуализация знаний.

Цели этапа: актуализировать знания по координатной плоскости: определение координат точек и построение точек по их координатам; построение симметричных точек относительно осей координат;

Организация учебного процесса на этапе 2:

- Мы сегодня в гостях во дворце Знаний в школе №9. Во дворцах принято проводить торжественные мероприятия. Мы прибыли на одно из них. А назвать это мероприятие нам поможет задание №1. (СЛАЙД 3). У вас на карточке №2 в таблице заданы пары чисел. Вы знаете, что каждой паре чисел соответствует 1 точка на координатной плоскости, для которой эта пара является координатами. Найдите соответствующие точки и заполните таблицу. (СЛАЙД 4).
- Что же у вас получилось?  (АССАМБЛЕЯ).

Да, мы действительно прибыли на ассамблею. (СЛАЙДЫ 4,5).

- Итак, как вы поняли из иллюстрации на ассамблеях люди показывали себя во всей красе. Хвалились украшениями и нарядами, а мы похвалимся своими знаниями. Ведь как говориться на Руси «По одежке встречают, по уму провожают».
- Для разминки вам несколько вопросов:

1. Что такое система координат?
2. Что такое координатная плоскость? (СЛАЙД 6).

- Приготовьте листы для устного счета.

1. Назовите ось абсцисс? (СЛАЙД 7)
2.Укажите какие из точек имеют ординату3?) (СЛАЙД 8)
3.Назовите координаты точки В? (СЛАЙД 9)
4.Запишите координаты точки В1 симметричной точке В  относительно Ох. (СЛАЙД 9)
5.Запишите координаты точки В2 симметричной точке В  относительно относительно Оу. (СЛАЙД 9)
6. Запишите координаты точки В3 симметричной точке В относительно начала отсчета. (СЛАЙД 9)
7.Запишите координаты точки С так, чтобы она располагалась на оси Ох. (СЛАЙД 10)                  
8.В какой координатной четверти расположена точка D(-7;8) (СЛАЙД 10)
- Поднимите руку, у кого все ответы были верными
- Молодцы!! Будем считать, что основные моменты теории мы повторили, Перейдем к практическим заданиям.

3. Обобщение и систематизация изученного.

 Цели этапа: обобщить и систематизировать знания, умения и навыки учащихся; ликвидация возможных пробелов в знаниях учащихся.

Организация учебного процесса на этапе 3:

- Я предлагаю вам выполнить следующее задание в рабочих тетрадях. А к доске пойдет…

Задание №2(с контрольным решением). (СЛАЙД 11-формулировка)
А, В, С, D-вершины прямоугольника на координатной плоскости.

а) постройте точки А(-5;0), В(3;0), С(3;-2), приняв за единичный отрезок 1 клетку тетради.
б) постройте вершину D и найдите ее координаты;
в) постройте К – точку пересечения отрезков АС и ВD и найдите ее координаты.

- Поработаем с полученным прямоугольником. Выполним ещё одно  задание. К доске пойдет …  

Задание№3. (с контрольным решением)

Найдите длины сторон и площадь прямоугольника АВСD, приняв единичный  отрезок за 1 см. (АВ=8см, АD=2см, S=16см2.)

- Еще одно упражнение и опять с нашим прямоугольником. К доске пойдет …
 
Задание №4. (с контрольным решением) (СЛАЙД 13-формулировка).
Передвиньте прямоугольник АВСD  на 5 единичных отрезков вправо и  на 3 единичных отрезка вверх. Какие координаты будут иметь вершины прямоугольника. А(0;3), В(8;3), С(8;1), D(0;1).

На карточке 3 вы видите следующее задание. Выполним его с комментированием .

Задание №5. (с мониторингом) (СЛАЙД 14).

Карточка №3

На карточке 4 расположено следующее ваше задание. Для его выполнения я даю вам 5 минут, а затем вы проверите себя по эталону. Первые три человека, закончившие задание раньше могут сдать его на проверку. (СЛАЙД 15).

Задание №6. (с проверкой по эталону)

Карточка №4

В ходе проверки по эталону комментировать появления на слайде

- Что образовали оставшиеся буквы? (Декарт). СЛАЙД 16).

Рене Декарт - французский математик и философ, чьи слова стали девизом нашего урока впервые, впервые применил метод координат для математических расчетов и дал описание этому методу в книге «Геометрия» в 1637 г. Поэтому прямоугольную систему координат часто называют декартовой.

Поднимите руку у кого в задании нет ошибок. Молодцы! У кого 1 ошибка? Неплохо.

4. Рефлексия деятельности.

Цели этапа: зафиксировать, где были допущены ошибки; алгоритмы, правила, понятия и т.д., в которых были ошибки, способ исправления допущенных ошибок (на основе метода рефлексии.

Организация учебного процесса на этапе 4:

- А теперь подведем итоги. В начале урока вы себя оценили, поставив отметку в карточку над чертой, я предлагаю вам сейчас в конце урока оценить себя ещё раз по тем же критериям (СЛАЙД 17) и поставить себе отметку за этот урок под чертой. У вас получилась дробь. Поднимите руку те, у кого дробь правильная или равная единице. Я за вас  рада и считаю, что на контрольной работе вы будете на высоте. Те же у кого дробь получилась неправильная  советую вам поработать дома над теорией по этой теме.

Домашнее задание: На предыдущих уроках вы выполняли творческое задание. (СЛАЙД 18). Самые интересные из них вы видите на слайде. Дома вам предстоит по заданным координатам изобразить фигуру, придуманную вашими одноклассниками. (Раздать карточки с координатами заранее)