Использование игровых технологий в процессе обучения химии как средство активизации учебно-познавательной деятельности

Разделы: Химия


Социальный заказ общества школе предполагает обеспечение каждому учащемуся получения образования в соответствии с его склонностями, интересами, возможностями. Поэтому и учителю необходимо перестраивать свою работу так, чтобы она в максимальной степени способствовала реализации этого права ученика.
Учитель совершенствует свою деятельность,  прежде всего в этом направлении потому, что основная часть его работы в школе связана с учебными занятиями, на которых решаются задачи обучения, воспитания и развития школьников. На различных уроках, лекциях, семинарах, практикумах учитель не только сообщает учащимся новые знания, знакомит со способами овладения  ими, но и ведет постоянную работу по формированию диалектико – материа-листического мировоззрения, воспитанию гуманизма, коллективизма, приучают к систематическому труду, поиску.
Особенность уроков химии заключается в том, что учащихся необходимо научить наблюдать окружающий мир, задумываться над его внутренней сутью, причинами, порождающими изменения в нем, анализировать условия, определяющие различные тенденции его развития.
Эффективность урока зависит от многих причин, так как эта форма учебного занятия имеет различные аспекты и представляет собой достаточно сложную психолого-педагогическую систему. Главное состоит в том, чтобы  тщательно продумать и осмыслить цель каждого урока, ее образовательный, воспитательный и развивающий аспекты. Содержание цели должно быть ориентировано не только на весь класс, но порой и на отдельных учащихся;  реальность достижения цели зависит, с одной стороны, от усилий учителя и учащихся в отдельности, а с другой – от их согласованного взаимодействия, сотрудничества как между учителем и учащимися, так и между учащимися.
Формулировка цели урока, обращенность ее к деятельности учителя, или к деятельности учащихся, или к формам конечного результата определят технологию обучения на уроке, т.е. особое сочетание преподавания, учения и средств обучения в определенной структуре урока и его содержания.
В связи с усилением развивающего аспекта возможна цель: формирование начальных умений предприимчивости у учащихся. Ей соответствует урок делового общения и такие его формы, как деловая игра, дискуссия, урок творческого проектирования и др. Их использование дает положительные результаты на практике. Дело в том, что каждая из форм урока: лекция, семинар, практикум, игра, могут иметь разные цели, а потому вписываются в логику системы  эффективных учебных занятий по теме, разделу, как в начале изучения, так и на других этапах овладения учебным материалом. Все зависит от того, какая цель будет доминировать на данном учебном занятии.
Технологии урока, основанные на усовершенствовании классических форм урочного преподавания, нестандартных структурах и методиках, разработаны многими учителями-предметниками. К нетрадиционным технологиям урока относятся:

  • интегрированные уроки, основанные на межпредметных связях;
  • уроки в форме соревнований и игр: конкурс, турнир, эстафета, деловая или ролевая игра, кроссворд, викторина;
  • уроки, основанные на формах, жанрах и методах работы   известных в общественной практике: исследование, анализ первоисточников, комментарий, интервью, репортаж;
  •  уроки с имитацией публичных форм общения: пресс-конференция, аукцион, дискуссия, телепередача, телемост, презентация;
  • уроки с использованием фантазии:  урок-сказка, урок-загадка,  урок с элементами фантастики;
  • уроки, основанные на имитации деятельности учреждений и организаций: суд, следствие, детективное расследование, ученый совет, патентное бюро;
  • уроки, имитирующие общественно-культурные мероприятия: экскурсия в прошлое,  литературная гостиная, интервью;
  • перенесение в рамки урока традиционных форм внеклассной работы: КВН, «Слабое звено», «Что? Где? Когда?», «Форт Боярд», «Последний герой», диспут,  и др.

 Игровой метод обучения известен в педагогике более полувека.  Однако только в последнее время учителя стали уделять этому педагогическому средству должное внимание. Замечу, что большинство учебных программ для компьютеров разработаны с использованием игровых моментов.  Внимание обучаемых направлено в первую очередь на игровое действие, а уже в процессе игры оно незаметно выполняет обучающую задачу. Психологи отмечают, что усвоение материала во время игры не требует произвольного запоминания, и это повышает эмоциональное восприятие, позволяет избежать перегрузки учащихся, обеспечивают формирование коммуникативных и интеллектуальных умений.
Учебные игры позволяют в реальном учебном процессе моделировать различные жизненные ситуации и отношения, что в свою очередь, делает учебный материал менее формализованным и отвлеченным. Игра будит воображение учащихся, дает им возможность проявить лучшие личностные качества, повысить рейтинг в социальной группе. Вследствие этого, как правило, повышается успешность учебной деятельности.
Игры можно проводить на уроках повторения и обобщения изученного, контроля знаний учащихся и др. На всех этих уроках проговаривается как новый, так и ранее изученный учебный материал, устанавливаются связи с другими предметами. Игровая форма проведения уроков позволит сделать интересными и привлекательными для ребят даже скучные темы курса химии.
Игровая форма обучения – перспективный вид учебного занятия, рассчитанный на урок-диалог. Задача учителя состоит в создании творческой и демократичной обстановки, которая исключает равнодушное отношение ученика к занятиям  и необязательное его участие в уроке.
Игры в зависимости от применяемых дидактических средств делятся на игры-упражнения, игры-роли, игры-моделирования или деловые игры.
Расскажу о некоторых играх, проведенных мною с учащимися разного возрастного уровня.
На обобщающих уроках по общей химии учащиеся одиннадцатых классов выполняли следующее дифференцированное задание: среди буквенной неразберихи найдите фамилии ученых- химиков (21 фамилия). Это задание рассчитано на более подготовленного ученика.

М

О

К

У

Л

Б

Е

К

Е

А

Л

Л

Е

В

А

Е

Т

А

Ш

О

Т

Р

О

Е

Н

О

О

Л

Ь

К

А

В

Е

Р

Т

Б

Д

Г

Р

К

Е

Г

О

О

Н

Е

Б

О

Е

А

Д

Н

И

Р

С

Д

Н

А

Р

Л

Ь

К

И

Е

Н

М

О

И

И

С

Ь

Е

У

Б

Л

М

Р

В

Н

Ш

У

С

Е

Е

Г

Т

Р

Н

Е

Е

О

М

О

Л

Л

В

У

В

Е

Б

Е

Д

А

К

Л

В

Ц

Б

О

Й

Л

А

В

У

А

У

Р

О

А

Д

А

Л

Ь

Т

О

Н

З

Ч

Е

А

Р

К

Е

К

У

Л

Е

А

Ь

Е

А

П

М

Для среднего ученика было задание:  найти фамилии ученых, которые сделали следующие открытия:

  • Периодическая система химических элементов.
  • Теория химического строения органических веществ.
  • Строение комплексных соединений.
  • Изучал месторождения Курской Магнитной Аномалии.
  • Предложил структурную формулу молекулы бензола.
  • Ряд активности металлов.
  • Присоединение галогеноводородов к несимметричным алкенам.
  • Реакцию получения уксусного альдегида.
  • Считал, что «настоящая цель химии заключается не в изготовлении золота, а в приготовлении лекарств».
  •  Ввел понятие «химический анализ».
  •  Предложил формулировку закона  сохранения вещества и движения.
  •  Изучал процессы горения и дыхания.
  •  Разработал способ беления полотна, воска, бумаги хлором.
  •   Ввел в химию понятие об атомном весе.
  •  Предложил способ определения относительных масс молекул газообразных веществ.
  •  Создатель теории электролитической диссоциации.
  •  Высказал идею о гидратации  ионов в растворе.
  •  Сформулировал общий закон смещения термодинамического равновесия в химических реакциях под влиянием внешних факторов.
  •  Предложил строение электронной оболочки атома.
  •  Установил свойства водорода и его отличия от других газов.
  •  Предложил способ производства синтетического каучука.

Для менее подготовленного ученика было предложено задание: найти фамилии следующих ученых-химиков: Авогадро,  Аррениус,  Бекетов, Бертолле, Бор, Бойль, Бутлеров, Вернер, Губкин, Дальтон, Каблуков, Кавендиш,  Кекуле, Кучеров, Лавуазье, Лебедев, Ломоносов, Марковников, Менделеев, Парацельс, Шателье. Соотнесите ученых с предложенными открытиями.
Дополнительное задание: из оставшихся букв дайте название сплавам металлов, содержащим ртуть (амальгама). 

Игра – судоку «Металлы»: заполните пустые клетки химическими знаками металлов, начинающимися на «С», но так, чтобы в любой строке по горизонтали и по вертикали и в каждом из девяти блоков, отделенных красными линиями, не было двух одинаковых знаков. Желаю удачи!

Cu

 

 

Cr

 

Ce

 

 

 

Cs

Ce

Cf

 

Cm

 

Cr

Co

Cu

 

Cd

 

Cf

 

Cu

Ca

 

 

 

 

Cd

 

 

 

 

Cr

Cm

Ce

 

 

Cm

Ca

Co

 

 

Cs

Cm

Cf

 

 

 

 

Co

 

 

 

 

Cm

Ce

 

Cd

 

Cu

 

Cf

Cs

Co

 

Cu

 

Ce

Cd

Cr

 

 

 

Co

 

Cs

 

 

Cf

В VIII классе мы провели игру «Последний герой империи РИО». Подготовка к проведению игры началась за неделю до урока. Класс был поделен на четыре группы. Каждая группа получает свое буквенное обозначение, а каждый участник группы индивидуальный номер, согласно которому он будет выполнять то или иное задание.
Первое задание: блиц-опрос по определениям темы «Растворы». Те учащиеся, которые не справляются с заданием, отправляются на необитаемый остров № 1(где получают индивидуальное задание по доработке данной темы).
Второе задание: написать возможные уравнения диссоциации.  Те учащиеся, которые не справляются с заданием, отправляются на необитаемый остров № 2 (где получают индивидуальное задание по доработке данной темы).
Третье задание: написать уравнения реакций в молекулярном и ионном виде. Те учащиеся, которые не справляются с заданием, отправляются на необитаемый остров № 3 (где получают индивидуальное задание по доработке данной темы).
К четвертому заданию может остаться разное количество учащихся, в зависимости от их усвоения учебного материала темы. Им предложено решить задачу на вычисления по химическому уравнению. Если «Последних героев» остается несколько, то условие задач постепенно усложняется.
После обсуждения выполненных заданий подвели итоги урока-игры. Домашнее задание было получено всеми участниками, кроме победителя (одного или двух) на индивидуальных карточках.
С сюжетной  дидактической игрой «Форт Боярд» по теме: «Углеводороды» и ролевой  игрой по теме: «Производство стали на ОЭМК» (к 30-летию ОЭМК) можно познакомиться на фестивале "Открытый урок!"(2004г. и 2005г.)
Опыт показывает, что использование такой формы проведения игры или ее элементов способствует развитию самостоятельности и творческих способностей школьников; придает яркую эмоциональную окраску  урокам химии, делает процесс обучения увлекательным и интересным.
П.П. Блонский писал: «Можно быть педагогом, сделавшим только первый шаг: изучив свой предмет. Это минимум, не зная которого, никого ничему не научишь. Лучше быть педагогом, сделавшим второй шаг: изучив теорию обучения и воспитания детей. Но только тот педагог в самом истинном смысле слова, кто сделал и третий шаг: кто добыл очень серьезное образование, кто внимательно изучил педагогический опыт народа и школы, кто хорошо знает психологию, философию, физиологию, социологию, логику».
Я пытаюсь сделать третий шаг на закате своей педагогической деятельности. Но может быть, кому-нибудь крупицы моего опыта помогут сделать его уже в начале педагогического пути.